kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены два способа решения логических задач (табличный способ и метод рассуждений). Предложены по одной разобранной задаче для каждого способа, а также тренировочные задания с ответами для самопроверки. В заключении дано домашнее задание. Надеюсь эта работа будет полезна коллегам и учащимся при изучении этой темы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений »

Решение логических задач  с помощью таблиц и  метода рассуждений   Аверичева Светлана Владимировна Забайкальский край, г. Чита МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4»

Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений

Аверичева Светлана Владимировна

Забайкальский край, г. Чита

МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4»

Решение логических задач табличным способом Задача 1. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: 1. Смит самый высокий; 2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; 3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; 4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; 5.  Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Решение логических задач табличным способом

Задача 1.

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

1. Смит самый высокий;

2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5.  Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Решение 1. Смит самый высокий; 2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; Браун Скрипка Флейта Смит Альт Вессон 0 Кларнет Гобой Труба

Решение

1. Смит самый высокий;

2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

Браун

Скрипка

Флейта

Смит

Альт

Вессон

0

Кларнет

Гобой

Труба

Решение 3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; Браун Скрипка Флейта 0 Смит Альт 0 Вессон 0 Кларнет Гобой Труба

Решение

3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

Браун

Скрипка

Флейта

0

Смит

Альт

0

Вессон

0

Кларнет

Гобой

Труба

Решение 4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун Скрипка Флейта Смит 0 0 Вессон Альт 0 Кларнет Гобой 0 Труба 0

Решение

4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун

Скрипка

Флейта

Смит

0

0

Вессон

Альт

0

Кларнет

Гобой

0

Труба

0

Решение 5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. Браун Скрипка Флейта Смит 0 0 Вессон Альт 0 Кларнет 1 1 Гобой 0 Труба 0 0 0 0

Решение

5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

Браун

Скрипка

Флейта

Смит

0

0

Вессон

Альт

0

Кларнет

1

1

Гобой

0

Труба

0

0

0

0

Решение Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют. Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе. Скрипка Браун Смит 0 Флейта 0 Альт 0 Вессон 1 Кларнет 1 1 0 Гобой 1 0 Труба 0 0 0 1 0 0 0 0 1

Решение

Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.

Скрипка

Браун

Смит

0

Флейта

0

Альт

0

Вессон

1

Кларнет

1

1

0

Гобой

1

0

Труба

0

0

0

1

0

0

0

0

1

Задача 2.      На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик . Каждый учёный владел двумя языками из четырёх ( русским, английским, французским и итальянским ), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое. 1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками. 2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. 3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. 4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке. Какими двумя языками владеет каждый учёный?

Задача 2.

    На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик . Каждый учёный владел двумя языками из четырёх ( русским, английским, французским и итальянским ), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое.

1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками.

2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать.

3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова.

4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке.

Какими двумя языками владеет каждый учёный?

Решение 1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками. 2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служит переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. Языки  профессия Математик Русский Биолог Аанглийский Физик Французский Итальянский Историк 0

Решение

1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками.

2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служит переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать.

Языки профессия

Математик

Русский

Биолог

Аанглийский

Физик

Французский

Итальянский

Историк

0

Решение 3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. 2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. Языки  профессия Математик Русский Биолог Аанглийский 0 Физик Французский 0 Историк Итальянский 1 0 1

Решение

3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова.

2. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать.

Языки профессия

Математик

Русский

Биолог

Аанглийский

0

Физик

Французский

0

Историк

Итальянский

1

0

1

Решение 4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке. 1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками. Языки  профессия Математик Русский Биолог 0 Английский Физик Французский 0 Итальянский 1 Историк 0 1 0 0

Решение

4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке.

1.Никто из учёных не владеет и французским, и русским языками.

Языки профессия

Математик

Русский

Биолог

0

Английский

Физик

Французский

0

Итальянский

1

Историк

0

1

0

0

Решение 4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке. Какими двумя языками владеет каждый учёный? Языки  профессия Математик Русский Биолог Английский 0 Физик 0 Французский Итальянский 1 Историк 1 0 1 1 0 1 1 0 0

Решение

4. Физик, биолог и математик могут разговаривать на одном языке.

Какими двумя языками владеет каждый учёный?

Языки профессия

Математик

Русский

Биолог

Английский

0

Физик

0

Французский

Итальянский

1

Историк

1

0

1

1

0

1

1

0

0

Решение 2 . Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. 3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. Ответ: математик – английский и итальянский; биолог – французский и итальянский; физик – русский и итальянский; историк – русский и английский. Языки  профессия Математик Русский Биолог 0 Английский Физик 1 Французский 0 Историк 1 0 0 Итальянский 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0

Решение

2 . Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать.

3. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова.

Ответ: математик – английский и итальянский; биолог – французский и итальянский; физик – русский и итальянский; историк – русский и английский.

Языки профессия

Математик

Русский

Биолог

0

Английский

Физик

1

Французский

0

Историк

1

0

0

Итальянский

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

Решение задач методом рассуждений Задача 3. Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде 4 первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:  1.Сергей – первый, Роман – второй;  2.Сергей – второй, Виктор – третий;  3.Леонид – второй, Виктор – четвертый.  Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?

Решение задач методом рассуждений

Задача 3.

Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде 4 первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:

1.Сергей – первый, Роман – второй; 2.Сергей – второй, Виктор – третий; 3.Леонид – второй, Виктор – четвертый.

Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?

Решение С1 и Р2   0  1   С2 и В3  Л2 и В4

Решение

С1 и Р2 0 1

С2 и В3

Л2 и В4

Решение С1 и Р2   0  1   С2 и В3   1  0   Л2 и В4

Решение

С1 и Р2 0 1

С2 и В3 1 0

Л2 и В4

Решение С1 и Р2   0  1   С2 и В3   1  0   Л2 и В4   0  1

Решение

С1 и Р2 0 1

С2 и В3 1 0

Л2 и В4 0 1

Решение С1 и Р2   0  1   С2 и В3   1  0   Л2 и В4   0  1       не верно

Решение

С1 и Р2 0 1

С2 и В3 1 0

Л2 и В4 0 1

не верно

Решение С1 и Р2   0  1   1  0 С2 и В3   1  0   Л2 и В4   0  1       не верно

Решение

С1 и Р2 0 1 1 0

С2 и В3 1 0

Л2 и В4 0 1

не верно

Решение С1 и Р2   0  1   1  0 С2 и В3   1  0   0  1 Л2 и В4   0  1       не верно

Решение

С1 и Р2 0 1 1 0

С2 и В3 1 0 0 1

Л2 и В4 0 1

не верно

Решение С1 и Р2   0  1   1  0 С2 и В3   1  0   0  1 Л2 и В4   0  1   1  0     не верно

Решение

С1 и Р2 0 1 1 0

С2 и В3 1 0 0 1

Л2 и В4 0 1 1 0

не верно

Решение С1 и Р2   0  1   1  0 С2 и В3   1  0   0  1 Л2 и В4   0  1   1  0     не верно   верно Ответ: Сергей – 1; Леонид – 2; Виктор – 3; Роман – 4.

Решение

С1 и Р2 0 1 1 0

С2 и В3 1 0 0 1

Л2 и В4 0 1 1 0

не верно верно

Ответ: Сергей – 1; Леонид – 2; Виктор – 3;

Роман – 4.

Тренировочные задания Задача 4. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра , встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм , другой бег , страсть третьего — регби . Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Ответ

Тренировочные задания

Задача 4.

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра , встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм , другой бег , страсть третьего — регби .

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Ответ

Тренировочные задания Задача 5. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что: 1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме; 2.парижанка не снимается в кино; 3. та, кто живет в Риме, певица; 4. Линда равнодушна к балету. Где живет Айрис, и какова ее профессия?  Ответ

Тренировочные задания

Задача 5.

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

Известно, что:

1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

2.парижанка не снимается в кино;

3. та, кто живет в Риме, певица;

4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

Ответ

Тренировочные задания Задача 6. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский . На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил:

Тренировочные задания

Задача 6.

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский . На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский" . Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны . Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Ответ

Домашнее задание № 1. Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов:

Домашнее задание

№ 1.

Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы:

Россия — "Проект не наш, проект не США"; США — "Проект не России, проект Китая"; Китай — "Проект не наш, проект России".

Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.

Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.

Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание

Ответ 4 Задача 4 Имя Профессия Юра физик Тимур Увлечение Влад врач бег юрист туризм регби

Ответ 4

Задача 4

Имя

Профессия

Юра

физик

Тимур

Увлечение

Влад

врач

бег

юрист

туризм

регби

Ответ 5 Париж Рим 0 1 1 Чикаго 0 0 0 0 0 Джуди Пение Айрис Балет 1 1 Линда Кино 0 0 1 0 0 0 0 1 Задача 5

Ответ 5

Париж

Рим

0

1

1

Чикаго

0

0

0

0

0

Джуди

Пение

Айрис

Балет

1

1

Линда

Кино

0

0

1

0

0

0

0

1

Задача 5

Ответ 6 Сергей изучает китайский язык,  Михаил — японский, Вадим — арабский. Задача 6

Ответ 6

Сергей изучает китайский язык,

Михаил — японский,

Вадим — арабский.

Задача 6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений

Автор: Аверичева Светлана Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект занятия элективного курса "Решение логических задач" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-zaniatiia-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "146209"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419109785"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Математический турнир «Логические цепочки» "
    ["seo_title"] => string(50) "matiematichieskii-turnir-loghichieskiie-tsiepochki"
    ["file_id"] => string(6) "207450"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430482831"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока на тему "Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razrabotka-plana-dieistvii-i-iegho-zapis-loghichieskaia-ighra-pierielivashki"
    ["file_id"] => string(6) "214536"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432329787"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад на тему: "Формирование умения решать задачи" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-umieniia-rieshat-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "206305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430148313"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок по математике "Задачи на встречное движение" с презентацией. "
    ["seo_title"] => string(84) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-zadachi-na-vstriechnoie-dvizhieniie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "168265"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423214890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства