Задачи кодирования информации решались задолго до появления компьютеров. Коды, как средство тайнописи появились в глубокой древности. Да и сами древние алфавиты по сути – средства кодирования.
Кодирование информации можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле слова.
В широком смысле кодирование информации – это представление сведений в той или иной стандартной форме.
Все о системах счисления и способах представления числовой информации в различных системах счисления. Презентация может быть использована при изучении темы на уроках информатики 5-11 классы, а также при повторении данного тематического блока курса "Информатика и ИКТ". Рассматриваются различные системы счисления и их использование в жизни (позиционные и непозиционные системы счисления), представление числа в развернутой форме, восьмиричная, двоичная и шестнадцатиричная системы счисления, способы запписи чисел в данных системах счисления, способы перевода числовой информации из одной системы счисления в другую, приведены примеры заданий, а также задания для самостоятельного выполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системы счисления. Урок информатики 5-11 класс »
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Презентация по теме «Системы счисления» рассчитана для учащихся старших классов (возможно использование и на начальной ступени обучения данной теме 6, 8 классы). Используется на первом уроке по данной теме, с целью развития интереса обучаемых к рассматриваемому разделу информатики.
Что такое системы счисления?
Позиционные системы счисления
Непозиционные системы счисления
Запись числа в развернутой форме
На слайде представлена тема урока и разделы темы (переход в разделы осуществляется по гиперссылкам).
Система счисления– это способ записи чисел по определенным правилам с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)
Системы счисления
непозиционныепозиционные
вес цифры не зависит от
её позиции в числе
вес каждой цифры изменяется
в зависимости от её положения
Единичная
Древнеегипетская
Древнегреческая
Славянская
Римская
Двадцатеричная народов племени Майя
Вавилонская
Древнекитайская
десятеричная
Десятичная
Двоичная
и др.
На данном этапе демонстрации презентации вводятся основные понятия темы: система счисления, цифра, число, алфавит системы счисления, непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления. Перечисляются примеры непозиционных и позиционных систем счисления (переход осуществляется по гиперссылкам).
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Единичная система счисления
10 – 11 тыс. лет до н. э.
Узелковое письмо
Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди начали считать. Количество предметов изображалось нанесением чёрточек или засечек на какой - либо твёрдой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было ещё очень и очень далеко). Каждому объекту в такой записи соответствовала одна чёрточка. Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоёв, относящихся к периоду палеолита (10 - 11 тысяч лет до н.э.).
Учёные назвали этот способ записи чисел единичной ("палочной") системой счисления. В ней для записи чисел применялся только один вид знаков - "палочка". Каждое число в такой системе счисления обозначалось с помощью строки, составленной из палочек, количество которых и равнялось обозначаемому числу.
Около 1100 года н. э. английский король Генрих I изобрел одну из самых необычных денежных систем в истории, названную системой «мерных реек». Эта денежная система продержалась 726 лет и была отменена в 1826 году. Деревянная полированная рейка с зарубками, обозначающими номинал, расщеплялась по всей длине так, чтобы сохранить зарубки. Неудобства такой системы записи чисел и ограниченность её применения очевидны: чем большее число надо записать, тем длиннее строка из палочек. Да и при записи большого числа легко ошибиться, нанеся лишнее количество палочек или, наоборот, не дописав их.
Перуанцы употребляли для запоминания чисел разноцветные шнуры с завязанными на них узлами.
Интересный способ для записи чисел использовался индийскими цивилизациями примерно в VIII веке до новой эры. Они применяли «узелковое письмо» - связанные между собой нити. Знаками на этих нитях служили узелки, часто с вплетенными в них камнями или ракушками. Узелковая запись чисел позволяла Инкам передавать информацию о числе воинов, обозначать количество умерших или родившихся в той или иной провинции и так далее.
Узелковая письменность Инков
(кипу)
Денежная система
«мерных реек»
Примеры узлов кипу
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Древнеегипетская система счисления
Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и т.д. использовались специальные значки — иероглифы.
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Система счисления Древнего Египта является десятичной, но непозиционной.
Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.
-1205
-23029
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Древнегреческие системы счисления
Древнегреческая аттическая пятеричная
- 256
- 2051
- 382
Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная
- 265
В древнейшее время в Греции была распространена так называемая Аттическая система счисления, название происходит от области Греции – Аттики со столицей Афины.
В этой системе числа 1, 2, 3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок. Число 5 записывалось специальным знаком (древнее начертание буквы "Пи", с которой начиналось слово "пять" - "пенте"). Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков.
Число 10 обозначалось - заглавной "Дельта" от слова "дека" - "десять". Числа 100, 1 000 и 10 000 обозначались H, X, M. Числа 50, 500, 5 000 обозначались комбинациями чисел 5 и 10, 5 и 100, 5 и 1 000 (см. слайд)
Примерно в третьем веке до нашей эры аттическая система счисления в Греции была вытеснена другой, так называемой "Ионийской" системой (она возникла в Милеете – греческая малоазиатская колония Ионии).
Для обозначения тысяч и десятков тысяч пользовались теми же цифрами, но только с добавлением особого значка '. Любая буква с этим значком сразу же становилась в тысячу раз больше.
Для отличия цифр и букв писали черточки над цифрами.
- 503
- 731
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Славянская система счисления
Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для перевода священных библейских книг для славян греческими монахами братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории современной России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию.
Числа записывали из цифр так же слева, направо, от больших к меньшим. Числа от 11 до 19 записывались двумя цифрами, причем единица шла перед десятком.
Для того чтобы не перепутать буквы и цифры, использовались титла - горизонтальные черточки над числами, что мы видим на рисунке. Для обозначения чисел больших, чем 900 использовались специальные значки, которые дорисовывались к букве.
-
-
7
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Римская система счисления
Это, наверное, самая известная система, после «арабской», она возникла более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме. Числа в этой системе, так же как и у нас записывались слева направо, от больших к меньшим.
О происхождении римских цифр достоверных сведений нет. В римской нумерации явственно сказываются следы пятеричной системы счисления. В языке же римлян ни каких следов пятеричной системы нет. Значит, эти цифры были заимствованы римлянами у другого народа (скорее всего этрусков). Такая нумерация преобладала в Италии до XIII века, а в других странах Западной Европы - до XVI века.
Итак, для обозначения цифр в латинском языке приняты комбинации следующих 7 знаков: I(1), V (5), X (10), L (50), C(100), D(500), M (1000).
Римскими цифрами пользовались очень долго и до сих пор пользуются. Еще 200 лет назад в деловых бумагах числа должны были обозначаться римскими цифрами (считалось, что обычные арабские цифры легко подделать). Именно их принято использовать при нумерации столетий и книжных глав, при обозначений размеров одежды и ступеней в музыке.
Для записи чисел используются два правила:
1- каждый меньший знак, поставленный слева от
большего, вычитается из него;
2- каждый меньший знак, поставленный справа от
большего, прибавляется к нему.
Образование чисел в римской системе счисления демонстрируется с помощью мела на доске.
Недостатки непозиционных системы счисления
Непозиционные системы счисления имеют ряд существенных недостатков:
1. Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел.
2. Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.
3. Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения. В частности, у всех народов наряду с системами счисления были способы пальцевого счета, а у греков был счетная доска абак – что-то наподобие наших счетов.
Но мы до сих пор пользуемся элементами непозиционной системы счисления в обыденной речи, в частности, мы говорим сто, а не десять десятков, тысяча, миллион, миллиард, триллион.
Далее рассмотрим позиционные системы счисления
Памятник ПетруI
«Медный всадник»
в Санкт-Петербурге
Евангелическо-лютеранский Храм в честь Святой троицы
Город Москва
КурантынаСпасской башне МосковскогоКремля
Юбилейная медаль
«Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
7
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
.
Система счёта у древних Майя
Эта система очень интересна тем, что на ее развитие не повлияла ни одна из цивилизаций Европы и Азии. Эта система применялась для календаря и астрономических наблюдений. Характерной особенностью ее было наличие нуля (изображение ракушки). Основанием этой системы было число 20, хотя сильно заметны следы пятеричной системы. Первые 19 чисел получались путем комбинирование точек (один) и черточек (пять).
Число 20 изображалось из двух цифр, ноль и один наверху и называлось уиналу. Записывались числа столбиком, внизу располагались наименьшие разряды, вверху наибольшие, в результате получалась «этажерка» с полками. Если число ноль появлялось без единицы наверху, то это обозначало, что единиц данного разряда нет. Но, если хоть одна единица была в этом разряде, то знак нуля исчезал, например, число 21.
.
- 55
- 249
- 21
- 20
7
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Вавилонская система счисления
- - единицы
- ноль
- десятки
- 3
- 20
В древнем Вавилоне примерно во II тысячелетие до нашей эры была такая система счисления - числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Числа больше 60 записывались по разрядам, с небольшими пробелами между ними.
Лишь в V веке до нашей эры был введен особый знак - наклонный клин для обозначения пропущенных разрядов, игравший роль нуля.
1*60*60+2*60+5 = 3725
2*60*60+3 = 7203
- 32
- 3725
- 7203
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Древнекитайская система счисления
Великая Китайская стена –
символ Китая
Эта система одна из старейших и самых прогрессивных, поскольку в нее заложены такие же принципы, как и в современную «арабскую», которой мы с Вами пользуемся. Возникла эта система около 4 000 тысяч лет тому назад в Китае.
Числа в этой системе, так же как и у нас записывались слева направо, от больших к меньшим. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то сначала ничего не ставили и переходили к следующему разряду. (Во времена династии Мин был введен знак для пустого разряда - кружок - аналог нашего нуля). Чтобы не перепутать разряды использовали несколько служебных иероглифов, писавшихся после основного иероглифа, и показывающих какое значение принимает иероглиф-цифра в данном разряде.
-1000
-548
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Десятичная система счисления
Арабская нумерация самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.
Применяемые в настоящее время цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г.н.э. Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.н.э., а примерно в 1200 г.н.э. ее начали применять в Европе, однако в Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков, и потому за ними утвердилось название «арабские», хотя сами арабы вплоть до настоящего времени пользуются совсем другими символами.
Форма «арабских» цифр со временем сильно изменялась. Та форма, в которой мы их пишем, установилась XVI веке.
В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранилась славянская нумерация).
По мнению марроканского историка Абделькари Боунжира арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют фигуры.
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Основание системы– это количество
различных знаков, используемых для
изображения чисел в данной системе.
Двоичная
0, 1
Восьмеричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
Десятичная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Шестнадцатеричная
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F
Запись числа в развернутой форме
Десятичная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Свернутая форма
77710
Развернутая форма
7∙102+7∙101+7∙100
77710=
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы.
Запись числа в развернутой форме
Десятичная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Свернутая форма
777,7710
A10=an-1an-2…a0,a-1…a-m
Развернутая форма
777,7710=
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы.
Запись числа в развернутой форме
Системы счисления с произвольным основанием(q-ичнаясистема счисления)
0, 1, 2,. . . ,q-1
Aq=an-1∙qn-1+an-2∙qn-2+…+a0∙q0+
a-1∙q-1+…+a-m∙q-m
Вq-ичной системе счисления числа в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основанияqс коэффициентами, в качестве которых выступают цифры данного числа.
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
Запись числа в развернутой форме
Восьмеричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Свернутая форма
374,28
Развернутая форма
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
374,28=
3∙82+7∙81+4∙80+2∙8-1
Запись числа в развернутой форме
Шестнадцатеричная
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F
Свернутая форма
8A,F16
Развернутая форма
8∙161+A∙160+F∙16-1
8A,F=
На данном этапе демонстрации вводятся понятия основания системы, разряда числа. Следует помнить и не забывать, что первый разряд числа является нулевым.
8A,F=
8∙161+10∙160+15∙16-1
1. Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны числа 174; 23; 10012; 97.
2. Запишите числа в развернутой форме:
23,4510
10010,012
54,78
5C,2А16
3.Запишите числа в римской системе счисления:
79310
164210
Слайд демонстрируется на этапе первичного закрепления, изученного на уроке. На слайде представлены вопросы для реализации самоконтроля учащихся.