Просмотр содержимого документа
«Решение задач на взаимно- однозначные соответствия »
Взаимно однозначные соответствия
Содержание
Задачи 4*4
Задачи 5*5
Задачи 6*6
Итоговая контрольная работа
Задачи 4*4:
Пример: Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Объяснение:
1. Составим таблицу 4*2, т.к. было 4 девочки и 2 вида ягод.
смородина
Оля
крыжовник
Таня
Юля
Ира
2. Внимательно читаем условия задачи и начинае расставлять соответствия.
Из условия задачи нам известно, что Ира варила варенье из крыжовника.
смородина
Оля
крыжовник
Таня
Юля
Ира
+
Таня и Ира варили варенье из разных ягод, следовательно Танино варенье из смородины.
смородина
Оля
крыжовник
Таня
Юля
+
Ира
-
-
+
Ира и Оля тоже варили варенье из разных ягод, значит Оля варила варенье из смородины.
смородина
Оля
крыжовник
Таня
+
Юля
+
-
Ира
-
-
+
По условиюзадачи известно, что две девочки варили варенье из смородины, две девочки – из крыжовника, следовательно Юля варила варенье из крыжовника.
смородина
Оля
крыжовник
Таня
+
-
+
Юля
-
Ира
-
-
+
+
Ответ:
Варенье из смородины варили Оля и Таня, из крыжовника Ира и Юля.
Задачи для решения в классе:
1. Четыре приятеля- Женя, Костя, Дима и Вадим- делали украшения к празднику. Кто- то делал гирлянды из золотой бумаги, кто- то красные шары, кто- то – гирлянды из серебрянной бумаги, а кто- то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?
Проверка:
гирлянды из золотой бумаги
Женя
красные шары
-
Костя
гирлянды из серебрянной бумаги
+
-
Дима
-
хлопушки из золотой бумаги
+
-
Вадим
-
-
-
-
-
-
+
-
+
-
Задачи для решения в классе:
2. Четыре подружки- Маша, Даша, Катя и Оля – учатся в одной школе, но в разных классах: 2 “А”, 2 “Б” и 1 “А”. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля – одноклассницы. Маша и Даша- ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек.
Проверка:
Маша
1 “А”
-
2 “А”
Даша
2 “Б”
+
-
Катя
+
-
Оля
-
-
+
+
-
-
-
Задачи для решения в классе:
3. Четыре приятеля– Миша,Коля, Саша и Дима- проживают по следующим адресам: ул. Лесная 37,ул. Цветочная 25,ул. Лесная 37. Узнайте в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима- родные братья.
Проверка:
Миша
ул. Лесная 37
+
ул. Цветочная 25
Коля
ул. Лесная 25
-
-
Саша
-
-
Дима
-
+
+
+
-
-
-
Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня- сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Проверка:
блины с вареньем
Лена
пироги с капустой
+
Аня
оладьи со сметаной
-
-
Ваня
-
пироги с вареньем
-
-
Света
-
-
+
-
-
+
-
+
-
-
Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
Проверка:
2 марта
Катя
17 мая
-
Соня
2 июля
-
-
Галя
+
20 марта
+
-
Томара
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
Домашнее задание:
Составить и решить 3 задачи на взаимно однозначенные соответствия.
Задачи 5*5
Наташа, Валя, Маша, Галя и Лена вырезали из бумаги разные фигуры. Кто-то вырезал круг из бумаги в клетку, кто-то круг из бумаги в линейку, кто-то квадрат из бумаги в клетку, кто-то квадрат из бумаги в линейку, а кто-то флажок из белой бумаги. Галя и Валя вырезали круги. Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку. Наташа и Маша вырезали квадраты. Кто что вырезал?
Объяснение:
1. Составим таблицу 5*5
круг в клетку
Наташа
круг в линейку
Валя
квадрат в клетку
Маша
квадрат в линейку
Галя
белый флажок
Лена
2.По условию задачи нам известно, что Галя вырезала круги из бумаги в клетку(т.к. сказано, что Галя и Валя вырезали круги . Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку .)
Наташа
круг в клетку
Валя
-
круг в линейку
-
Маша
квадрат в клетку
квадрат в линейку
Галя
-
Лена
белый флажок
+
-
-
-
-
-
3. Так же из условия нам известно, что Наташа вырезала квадраты из бумаги в клетку(т.к. Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку . Наташа и Маша вырезали квадраты . )
Наташа
круг в клетку
Валя
круг в линейку
-
Маша
квадрат в клетку
-
-
квадрат в линейку
+
Галя
-
Лена
-
-
+
белый флажок
-
-
-
-
-
-
-
-
4. Сказано, что Наташа и Маша вырезали квадраты, т. к. мы уже узнали, что Наташа вырезала квадраты в клетку, следовательно Маша вырезала квадраты в линейку.
Наташа
круг в клетку
Валя
-
круг в линейку
-
Маша
-
квадрат в клетку
+
квадрат в линейку
Галя
-
-
-
Лена
белый флажок
-
+
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
5. Валя вырезала круг в линейку,т. к. Галя вырезала круги в квадрат(Галя и Валя вырезали круги).
круг в клетку
Наташа
-
круг в линейку
Валя
-
Маша
-
квадрат в клетку
+
-
квадрат в линейку
+
Галя
-
+
-
Лена
-
белый флажок
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
6. Лена вырезала белые флажки.
круг в клетку
Наташа
-
круг в линейку
Валя
-
Маша
квадрат в клетку
-
-
+
Галя
квадрат в линейку
+
-
белый флажок
-
+
Лена
-
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
+
Ответ:
Наташа вырезала квадраты в клетку.
Валя- круги в линейку.
Маша- квадраты в линейку.
Галя- круг в клетку.
Лена- белый флажок.
Задачи для решения в классе:
1.Маша, Саша, Даша, Валя и Катя рисовали цветы. Они нарисовали синий колокольчик, красный тюльпан, желтый тюльпан, красную гвоздику и желтый нарцисс. Маша и Саша рисовали одинаковые цветы, а Саша и Катя раскрашивали свои цветы одним фломастером. Желтыми были цветы Маши и Вали. Что нарисовала каждая из девочек?
Проверка:
Синий колокольчик
Маша
-
Красный тюльпан
Саша
-
Даша
Желтый тюльпан
-
+
+
Валя
Красная гвоздика
+
-
Желтый нарцисс
-
-
Катя
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
+
-
Задачи для решения в классе:
2. Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем?
Проверка:
Аня
I- этаж
-
Вера
II- этаж
III- этаж
-
+
Лиза
+
-
-
-
+
-
Задачи для решения в классе:
3. Волчонок, мартышка и бегемотик подошли к карусели, на которой кружились машинка и самолетик. Каждый из друзей хотел покататься и на том, и на другом. Машинка и самолетик вмещали только по одному пассажиру. За три захода каждый из друзей покатился и на машинке и на самолетике. В первый заход мартышка прокатилась на самолетике, а волчонок - на машинке. Во время второго захода на самолетике катался волчонок. Кто и на чем катался во время третьего захода?
Проверка:
Машинка
Волчонок
Самолетик
1
Мартышка
3
2
Бегемотик
1
2
3
Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
1. Вася, Гена и Женя соревновались в беге. Кто из них прибежал первым, кто – вторым, а кто – третьим, если верны следующие утверждения:
1) Вася прибежал не первым, а Женя не вторым;
2) Гена прибежал не третьим, а Вася – не вторым.
Проверка:
Вася
I - ый
-
Гена
II - ой
III - ий
-
-
Женя
+
+
+
-
-
-
Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
1. В одном классе учатся Иван, Петр и Сергей. Их фамилии – Иванов, Петров и Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр – не Петров, Сергей – не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.
Проверка:
Иван
Иванов
-
Петр
Петров
Сергеев
+
-
Сергей
-
+
-
+
-
-
Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
2. Галя, Марина и Оля пришли на праздничный утренник в платьях разного цвета: в желтом, синем и розовом. Галя была не в желтом, Марина – не в желтом и не в розовом. В каком платье была каждая девочка?
желтое
Галя
-
синие
Марина
розовое
-
-
Оля
+
+
+
-
-
-
Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
2. Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, а Женя является победителем соревнований по лыжам?
Проверка:
Соня
гимнастика
+
Тоня
лыжи
плавание
-
-
Женя
-
-
-
+
+
-
Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
3. В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое место занял каждый ребенок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье.
Проверка:
Юра
I - место
-
Гриша
II - место
III - место
-
+
Толя
+
-
-
-
+
-
Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
3. Три ученицы – Тополева, Берёзкина и Клёнова – посадили около школы три дерева; березку, тополь и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.
Проверка:
Тополева
берёза
-
Берёзкина
тополь
клён
-
-
Клёнова
+
+
+
-
-
-
Домашнее задание:
Сидели как-то на берегу реки три школьных товарища и вели неторопливую беседу. Фамилия одного из ребят Токарев, второго – Слесарев, а третьего – Плотников. Отцы их работают плотником, токарем и слесарем. «Интересно, что ни один из наших отцов не работает по той специальности, от которой произошла его фамилия», – сказал мальчик, отец которого слесарь. «А ведь ты прав», – подтвердил после раздумья Токарев. Кем работают отцы мальчиков?
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника?
Закрепление задач 5*5:
Задача 1:
Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?
Проверка:
Вера
корзина
+
Оля
лукошко
ведерко
-
-
Таня
-
-
-
+
+
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 2:
Три товарища – Аркаша, Дима, Вова – пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек зовут Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, что ни один из них не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.
Проверка:
Аркаша
Галя
-
Дима
Лена
Оля
+
-
Вова
-
+
-
+
-
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 3:
В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.
Проверка:
I - место
Аня
II - место
+
Вера
III - место
-
-
Галя
-
IV - место
-
-
Наташа
-
-
+
-
-
+
-
+
-
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 4:
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:
Коля – ни первое, ни четвертое;
Боря – второе;
Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Проверка:
I - место
Коля
II - место
-
Боря
III- место
-
-
Вова
+
IV - место
+
+
Юра
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
Закрепление задач 5*5:
Задача 5:
Петя, Ваня и Саша учатся в одной школе, но в разных классах – первом, втором и третьем. Петя перешел в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. В каком классе учится каждый из мальчиков?
Проверка:
Петя
1 — ый класс
-
Ваня
2 — ой класс
3 * ий класс
+
+
Саша
-
-
-
-
-
+
Закрепление задач 5*5:
Задача 6:
Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставлены оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: «Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки разные; причем у Ани – не 3, у Нины – не 3 и не 5». Какую оценку получила каждая из учениц?
Проверка:
Аня
3
-
Женя
4
5
-
+
Нина
+
-
-
-
+
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 7:
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за машиной, и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Проверка:
Саша
тракторист
-
Коля
садовник
комбайнер
-
+
Петя
+
-
-
-
+
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 8:
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутылке; в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Проверка:
молоко
бутылка
лимонад
-
стакан
квас
-
+
кувшин
+
вода
-
-
банка
-
-
-
-
-
+
-
+
-
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 9:
Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что:
Ваня и С. – отличники;
Петя и В. – троечники;
В. ростом выше П.;
Коля ростом ниже П.;
у Саши и Пети одинаковый рост.
На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?
Проверка:
В
Ваня
П
-
Петя
С
-
+
Саша
+
К
-
-
Коля
-
-
-
-
-
+
-
+
-
-
Закрепление задач 5*5:
Задача 10:
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
– О, еще как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Закрепление задач 5*5:
Балашов
Алик
Петров
-
Володя
Лунин
-
-
Миша
-
Симонов
-
-
Юра
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
Задачи 6*6:
Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, Юра не был в Москве и Томске. Томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живет каждый из ребят.
Объяснение:
Так как москвич сидит между томичем и Витей, то Витя не живет ни в Москве, ни в Томске.
Юра
Москва
Толя
Санкт-Петербург
Новгород
Алёша
Пермь
Коля
Витя
Томск
-
-
Объяснение:
Так как петербуржец сидел между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша, то Юра, Толя и Алеша не живут ни в Санкт-Петербурге, ни в Перми.
Юра
Москва
Толя
Санкт-Петербург
Новгород
-
Алёша
Пермь
-
Коля
-
Витя
Томск
-
-
-
-
-
Объяснение:
Так как Коля никогда не был в Санкт Петербурге, Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются, то
это означает, что Коля не живет в Санкт- Петербурге, Юра не живет ни в Москве, ни в Томске, а Толя не живет в Томске.
Юра
Москва
Толя
-
Санкт-Петербург
+
Алёша
Новгород
-
+
Пермь
-
Коля
-
-
-
Витя
-
Томск
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
+
-
+
-
-
-
Ответ:
Таким образом установлено, что Толя живет в Москве, Витя - в Санкт-Петербурге, Юра - в Новгороде, Коля - в Перми, а Алеша - в Томске.
Задачи для решения в классе:
1. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
Саша всегда побаивался физики;
Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Проверка:
физика
Аня
-
математика
Лена
+
Саша
информатика
+
-
-
Вася
литература
-
-
география
-
-
Миша
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
+
+
-
-
-
Задачи для решения в классе:
2. В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них – маляр, другой – мельник, третий – плотник, четвертый – почтальон, пятый – парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
Проверка:
маляр
Иванов
-
мельник
Петров
-
Сидоров
плотник
-
-
-
Гришин
почтальон
+
-
парикмахер
-
-
Алексеев
-
+
-
+
-
-
-
+
+
-
-
-
-
-
-
-
Задачи для решения в классе:
3. В начале лета школьники организовали сельскохозяйственную бригаду для работы на пришкольном участке и избрали бригадира, заместителя бригадира и звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Их имена: Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. Звеньевая первого звена решила подружиться со звеньевой второго звена. Дина удивилась, узнав, что бригадир и звеньевая второго звена – брат и сестра. Гриша дружит с бригадиром и его заместителем. У Васи нет сестер. Назовите должности каждого из ребят.
Проверка:
Аня
бригадир
-
Боря
Зам. бригадира
-
I - звено
Вася
+
-
-
II - звено
Гриша
-
-
Дина
+
+
III - звено
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
+
-
Задачи для решения в классе:
4. В финале турнира Российской армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:
в первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор – у танкиста, а сержант – у минометчика;
во втором туре капитан выиграл у танкиста;
в третьем и четвертом турах минометчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
в четвертом туре майор выиграл у связиста;
победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.
Проверка:
летчик
майор
капитан
танкист
-
артиллерист
+
-
лейтенант
старшина
-
-
+
минометчик
-
сапер
-
-
сержант
-
связист
-
-
ефрейтор
-
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
+
-
-
Итоговая контрольная работа:
Год назад с нашего двора первый раз в первый класс пошли 5 мальчиков. Их имена: Петя, Коля, Ваня, Гена и Миша. Получилось так, что все пятеро попали в разные классы: один в класс “А”, другой – в “Б”, третий – в “В”, четвертый - в “Г”, пятый – в “Д”. Каждому из ребят досталась в качестве классного руководителя добрая учительница: Лидия Михайловна, Елена Анатольевна. Екатерина Кирилловна. Татьяна Григорьевна и Виктория Николаевна. Дети учились прекрасно, напротив их фамилий ( Анисин, Белов, Кукушкин, Степанов и Харитонов) всегда были практически одни пятерки.
Определите имя, фамилию, класс и добрую учительницу для каждого из первоклашек, если известно, что:
Ваня учится у Татьяны Григорьевны и его фамилия не Степанов.
В классе “Д” преподает не Екатерина Кирилловна.
Коля учится в классе “Б”. Он старше на 1месяц, чем Белов, и младше на 12 дней, чем тот, кто учится у Татьяны Григорьевны.
Елена Анатольевна преподает в классе “Г” и у нее нет ученика по фамилии Белов.
Харитонов Гена дружит с Петей и с тем, кто ходит в класс “А”.
Кукушкин учится в классе “А”. Его учительница не Лидия Михайловна и не Екатерина Кирилловна.
Анисин учится в классе “В” и его имя не Петя и не Миша.