kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование зависимостей между величинами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основаниии учебника И.Г.Семакина "Информатика и ИКТ" и различных интернет источников сделана компиляция материала на тему "Моделирование зависимостей между величинами". В конце презентации находтся примерный план урока с предполагаемыми ответами учеников. В ход урока легко вписывается любой тест по работе с электронными таблицами. Что, в общем, не является необходимым, а определяется исходя из уровня подготовки учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование зависимостей между величинами. »

Моделирование зависимостей между величинами «Единственный путь, который ведет к знаниям – это    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»    Б. Шоу

Моделирование зависимостей

между величинами

«Единственный путь, который ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Б. Шоу

Дальше в лес - больше дров. Тише едешь - дальше будешь. Подальше положишь - поближе возьмешь. Назвался груздем – полезай в кузов Как аукнется - так и откликнется.

Дальше в лес - больше дров.

Тише едешь - дальше будешь.

Подальше положишь - поближе возьмешь.

Назвался груздем – полезай

в кузов

Как аукнется - так и откликнется.

Основные свойства величин: Имя. Значение Тип.

Основные свойства величин:

Имя.

Значение

Тип.

Основные свойства величин

Основные свойства величин

  • Имя: смысловое (давление газа, время) и символическое (P,t)
  • Значение: постоянная величина (константа) или переменная
  • Тип: числовой, символьный, логический
По способу представления модели информационные материальные вербальные знаковые образные компьютерные некомпьютерные

По способу представления

модели

информационные

материальные

вербальные

знаковые

образные

компьютерные

некомпьютерные

Информационные модели  Ч и с л о в о й т и п Математические  Табличные Графические

Информационные модели

Ч и с л о в о й т и п

Математические Табличные Графические

Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты t(с) – время падения; H (м) – высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с 2 ) будем считать константой

Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты

t(с) – время падения; H (м) – высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с 2 ) будем считать константой

Давление газа в баллоне зависит от его температуры P (н/м 2 ) – давление газа; t (°С) – температура газа. Давление при нуле градусов P 0 будем считать константой для данного газа.

Давление газа в баллоне зависит от его температуры

P (н/м 2 ) – давление газа; t (°С) – температура газа. Давление при нуле градусов P 0 будем считать константой для данного газа.

Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м 3 ). Единица измерения – масса примесей, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1000 жителей

Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе

Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м 3 ). Единица измерения – масса примесей, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1000 жителей

Моделирование уровня заболеваемости жителей города бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования, и мы рассмотрим его на следующем уроке.

Моделирование уровня заболеваемости жителей города бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования, и мы рассмотрим его на следующем уроке.

Математическая модель Это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики

Математическая модель

Это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики

Табличные и графические модели Проверим закон свободного падения тела экспериментальным путем. Будем бросать стальной шарик с 6-метровой высоты, 9-метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время его падения.

Табличные и графические модели

Проверим закон свободного падения тела экспериментальным путем.

Будем бросать стальной шарик с 6-метровой высоты, 9-метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время его падения.

Таблица и график результатов эксперимента H, м 6 t, с 1,1 9 1,4 12 1,6 15 18 1,7 1,9 21 2,1 24 2,2 27 2,3 30 2,5

Таблица и график результатов эксперимента

H, м

6

t, с

1,1

9

1,4

12

1,6

15

18

1,7

1,9

21

2,1

24

2,2

27

2,3

30

2,5

На основании вычислительного эксперимента мы установили:

На основании вычислительного эксперимента мы установили:

  • Существует три способа моделирования числовых величин: функциональный (формула), табличный и графический;
  • Формула более универсальна; имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график
Задание  Представьте математическую модель зависимости давления газа от температуры   Р 0 =1.2 T= от 10 до 150 с шагом 10

Задание

Представьте математическую модель зависимости давления газа от температуры

 

Р 0 =1.2

T= от 10 до 150 с шагом 10

Рефлексия   Цель :  выявление уровня осознания содержания пройденного материала  Продолжите фразу:  Сегодня я узнал… Я приобрел… У меня получилось … Я смог… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Самым сложным при выполнении задания для меня было… Самым простым при выполнении задания для меня было… Самым интересным при выполнении задания для меня было… Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Рефлексия

Цель : выявление уровня осознания содержания пройденного материала

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Я приобрел…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Самым сложным при выполнении задания для меня было…
  • Самым простым при выполнении задания для меня было…
  • Самым интересным при выполнении задания для меня было…

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Хоть выйди ты не в белый свет,  А в поле за околицей, —  Пока идешь за кем-то вслед,  Дорога не запомнится.  Зато, куда б ты ни попал  И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал,  Вовек не позабудется.

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Домашнее задание  Из окна дома на высоте 19,6 м брошена монета со скоростью 5 м/с. Определить время, через которое монета упадет на землю. Используя MS EXCEL, построить модель падения с изменением начальной скорости от 5 м/с до 20м/с  Шаг изменения скорости 1 м/с.  Результат отправить по адресу:

Домашнее задание

  • Из окна дома на высоте 19,6 м брошена монета со скоростью 5 м/с. Определить время, через которое монета упадет на землю. Используя MS EXCEL, построить модель падения с изменением начальной скорости от 5 м/с до 20м/с

Шаг изменения скорости 1 м/с.

Результат отправить по адресу:

Первый слайд на экране.

Добрый день! Садитесь. Откроем рабочие тетради запишем сегодняшнее число и тему урока:

«Моделирование зависимостей между величинами». Откройте рабочие тетради запишите сегодняшнюю дату и название темы. А в качестве эпиграфа к уроку я хотел бы взять известную фразу лауреата Нобелевской премии в области литературы Джоржа Бернарда Шоу: «Единственный путь, который ведет к знаниям – это

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться моделировать зависимости между величинами).

ВОПРОС

что такое модель?

ОТВЕТ

Модель

- упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, которое отражает его существенные свойства.

Вопрос

что такое моделирование?

Моделирование

-процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов или явлений;

-метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Вопрос

Какие вы знаете модели по способу их представления

Ответ

Материальные и информационные

Вопрос

Какое стандартное программное обеспечение позволяет нам строить

информационные модели?

Ответ

Майкрософт эксесс

Майкрософт эксель

Вопрос

Какое приложение из перечисленных включает в себя более развитый математический аппарат?

Ответ

Майкрософт эксель

Вопрос

Как вы считаете каким стандартным программным обеспечением необходимо научиться пользоваться для получения результата обозначенного темой урока?

Ответ

Майкрософт эксель

Второй слайд.

- Итак, приступим. Перед вами на слайде пословицы:

1. Дальше в лес - больше дров.

2. Тише едешь - дальше будешь.

3. Подальше положишь - поближе возьмешь.

4. Как аукнется - так и откликнется.

5. Назвался груздем - полезай в кузов.

ВОПРОС

- Определите понятие, которое объединяет все эти пословицы.

ОТВЕТ

-ЗАВИСИМОСТЬ

ВОПРОС

- На каких уроках вы встречались с этим понятием?

ОТВЕТ

(на математике физике химии биологии информатике и т.д).

ВОПРОС

Какие бывают зависимости?

ОТВЕТ

Зависимости бывают математические, физические социальные информационные и т.д.

Давайте определим понятие зависимость как вид связи между величинами, объектами и субъектами.

Запишите это определение. Отметьте что определение понятия зависимость может изменяться исходя из сферы применения этого понятия. (Например определение наркотической зависимости будет включать в себя составляющие отличные от составляющих информационной зависимости).

Отметим еще две существенные формы зависимости величин, имеющих

утилитарное значение

Это – функциональная и статистическая. В математике функциональной зависимостью переменной Y от переменной Х называют зависимость вида y=f(x). Однако, если X и Y случайные величины, то между ними может существовать зависимость иного рода, называемая статистической.

Разновидностью статистической зависимости является корреляционная зависимость, моделированием которой, мы займемся в следующей четверти.

Третий слайд

Определим понятие величина.

ВОПРОС

Что такое величина?

ОТВЕТ

Величина – количественная характеристика исследуемого объекта.

Запишем это определение и перечислим свойства величин.

Свойства величин:

Имя величины.

может быть полным (подчеркивающим ее смысл), а может быть символическим.

Значение.

Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы — число Пифагора n =З,14159... Величина, меняющая свое значение, называется переменной.

Тип.

определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический.

Поскольку при раскрытии темы урока мы будем говорить лишь о количественных характеристиках, то и рассматриваться будут только величины числового типа, описываемые математическими, табличными и графическими моделями.

Четвертый слайд

Слайд «Место информатики в системе наук»

Межпредметное значение информатики в значительной степени проявляется именно через внедрение компьютерного моделирования в различные научные и прикладные области: математику и физику, технику, биологию и медицину, экономику, управление и многие другие. С помощью компьютерного моделирования решаются многие научные и производственные задачи. Гибким инструментом для компьютерного моделирования является MS Excel.

Шестой слайд

Рассмотрим построение компьютерных моделей на

Примерах следующих зависимостей:

1) время падения тела на землю зависит от первоначальной высоты;

2) давление зависит от температуры газа в баллоне;

3) частота заболевания жителей бронхиальной астмой зависит от качества городского воздуха.

Рассмотрим различные методы представления зависимостей.

Всякое исследование нужно начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта (процесса, явления).

Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота (Н) и время падения (t).

Кроме имен укажем размерности величин.

t (сек) — время падения; Н (ж) — высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения g (м/сек2) — константа.

Отметим что

Если зависимое между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.

Математическая модель - это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики.

Хорошо известны математические модели для первых двух примеров из перечисленных выше. Они отражают физические законы и представляются в виде формул:

Задание:

Построить самостоятельно табличную и графическую модель процесса изменения давления газа, при изменении температуры.

Для того чтобы вспомнить основные принципы работы с MS Excel построим модель процесса падения тела с высоты.

Демонстрация на экране.

В этом примере мы рассмотрели три способа отображения зависимости величин: функциональный (формула), табличный и графический. Однако математической моделью процесса падения тела на землю можно назвать только формулу. Почему? Потому что формула универсальна. Она позволяет определить время падения тела с любой высоты, а не только для того экспериментального набора значений Н, который отображен на рис. 2.11.

Кроме того, таблица и диаграмма (график) констатируют факты, а математическая модель позволяет прогнозировать, предсказывать путем расчетов .

Сейчас вы выполните компьютерный тест.

Поднимите руки те, кто получил за тест 5.

Определите проблемные места.

и по завершении тестирования построите модель процесса изменения давления.

Исходные данные:

Р0=1,2

t меняется от 0 до 150 с шагом 10 ПРОВЕРИТЬ!!!

Коротко о главном

Величина — некоторая количественная характеристика объекта.

Зависимости между величинами могут быть представлены в виде математической модели, в табличной и графической формах.

Зависимость, представленная в виде формулы, является математической моделью.

MS Excel явлется гибким доступным и понятным средством моделирования.

Вспомним цель, которую поставили в начале урока.

14 слайд

Достигли ее?

Все ли было понятно на уроке?-рефлексия

Вопросы и задания

1. а) Какие вам известны формы представления зависимостей между величинами?

б) Что такое математическая модель?

в) Может ли математическая модель включать в себя только константы?

2. Приведите пример известной вам функциональной зависимости (формулы) между характеристиками некоторой системы.

3. Обоснуйте преимущества и недостатки каждой из трех форм представления зависимостей.

рочитеать &36. Ответить письменно на вопорсы после параграфа.

В начале урока будет проверка по созданию зависимости между величинами в программе Excel на время.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование зависимостей между величинами.

Автор: Чупахин Александр Никитович

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическая разработка "Моделирование зависимостей между величинами в электронной таблице""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_modelirovanie_zavisimostei_mezhdu_velichinami_v_elektr"
    ["file_id"] => string(6) "503195"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552680362"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация к уроку информатики в 11 классе"
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiiakurokuinformatikiv11klassie"
    ["file_id"] => string(6) "291581"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455132524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Электронный образовательный ресурс"Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе""
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_ispol_zovaniie_modielirovaniia_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "389113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486490320"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка урока информатики в 11 классе по теме "Моделирование зависимостей между величинами""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_informatiki_v_11_klassie_po_tiemie_modielirova"
    ["file_id"] => string(6) "422621"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497956621"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад на тему: "Формирование умения решать задачи" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-umieniia-rieshat-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "206305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430148313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства