Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс"Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе"»
МБОУ «Козьмодемьяновская ООШ»
Использование моделирования
в процессе работы
с текстовой задачей
в 1 классе
Подготовила:
учитель начальных классов
Рыбалченко Марина Владимировна
« Актуально сознаётся лишь то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта».
А.Н. Леонтьев
Что же понимается под моделированием условия задачи?
Моделирование в широком смысле этого слова – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.
«Рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их».
Л.Ш. Левенберг
Графическая модель этой задачи может быть выполнена:
«Лида нарисовала 5 домиков, а Вова – на 4 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?»
Л. В.
в виде условного рисунка
в виде чертежа
5 д.
Л.
4 д.
В.
в виде схематизированного чертежа
5 д.
Л.
4 д.
В.
в виде знаковой модели
Л. – 5 д. В. - ? на 4 д.
т.е. в виде общеизвестной краткой записи
А
В
или
А
С
В
С
рис. 1
Если величины в задаче находятся в отношении целого и частей, т. е. это задачи на нахождение компонентов сложения и вычитания, то схематический чертёж будет таким:
составить задачу по модели:
3
5
?
преобразовать модель так,
чтобы в задаче было неизвестно второе слагаемое.
3
8
Таблица – это тоже модель задачи. И пользоваться такой моделью можно уже с первого класса при решении задач логического характера..
«Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки и цветочки?»
листочки
Зина
птички
Лиза
-
Лариса
цветочки
+
-
+
-
-
+
-
-
моделирование
является:
весьма эффективным средством обучения первоклассников решению текстовых задач и способствует активизации мыслительной деятельности учащихся;
помогает понять задачу;
осознать выбор правильного действия;
самостоятельно найти рациональный путь решения;
установить нужный способ проверки;
определить условия, при которых задача имеет или не имеет решение.