kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные формы обучения на уроках информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся.

Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы обучения на уроках информатики.»

Интерактивные методы обучения на уроках информатики

Интерактивные методы обучения на уроках информатики

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
  • Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Основные цели интерактивного обучения:

Основные цели интерактивного обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся
Интерактивный метод обучения Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся. Ученик Педагог Ученик Ученик

Интерактивный метод обучения

Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: -«Мозговой штурм» (атака)  - Мини-лекция - Игровые упражнения  - Разработка проекта  - Решение ситуационных задач  -Синквейн  -Работа в малых группах -Инсерт - Кейс-метод

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

-«Мозговой штурм» (атака)

- Мини-лекция

- Игровые упражнения

- Разработка проекта

- Решение ситуационных задач

-Синквейн

-Работа в малых группах

-Инсерт

- Кейс-метод

Интера ктивные методы обучения Групповые Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуаций морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Игровые Деловая игра Организационно-деятельностная игра Операционная игра Дидактическая игра и др.

Интера ктивные методы обучения

Групповые

Индивидуальные

Выполнение практических задач

Тренировка

Дискуссионные

  • Групповая дискуссия
  • Анализ ситуаций морального выбора
  • Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
  • «Мозговой штурм»
  • Презентация
  • Обсуждение

Игровые

  • Деловая игра
  • Организационно-деятельностная игра
  • Операционная игра
  • Дидактическая игра и др.

Критерии отбора методов обучения МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие временным рамкам обучения соответствие дидактическим целям урока соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие логике учебного процесса Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

Критерии отбора методов обучения

МЕТОДЫ

  • соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
  • соответствие временным рамкам обучения
  • соответствие дидактическим целям урока
  • соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
  • соответствие содержанию темы урока
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
  • соответствие логике учебного процесса

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:    формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока  Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Обсуждение домашней творческой работы «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Синквейн («восточный стих»)

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

Обсуждение домашней творческой работы

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Кластеры

Синквейн («восточный стих»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) «Инсерт» Опорный конспект Форма группового взаимодействия — «большой круг».  Кластеры «Аквариум» Различные формы дискуссий Игровые методы Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

«Инсерт»

Опорный конспект

Форма группового взаимодействия — «большой круг».

Кластеры

«Аквариум»

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи Дневник открытий Сказка Юмористический рассказ

Рефлексия – получение обратной связи

Дневник открытий

Сказка

Юмористический рассказ

«Мозговой штурм»   заключается в том, что задаются вопросы разного уровня. Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы: Что угрожает информации? От кого нужно защищать информацию? Как защитить информацию?

«Мозговой штурм»   заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.

Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:

Что угрожает информации?

От кого нужно защищать информацию?

Как защитить информацию?

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо. . В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения

Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения

Правила составления синквейна № Форма 1 Содержание Одно слово - существительное 2 Два слова - прилагательные Имя объекта 3 4 Свойства объекта Три слова - глаголы Четыре слова  (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) Возможности объекта (активные и пассивные действия) 5 Ваше личное отношение к объекту Одно слово - синоним Вывод, заключение.

Правила составления синквейна

Форма

1

Содержание

Одно слово - существительное

2

Два слова - прилагательные

Имя объекта

3

4

Свойства объекта

Три слова - глаголы

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Возможности объекта (активные и пассивные действия)

5

Ваше личное отношение к объекту

Одно слово - синоним

Вывод, заключение.

Информатика Вычислительная, учебная Получает, накапливает, обрабатывает Работаем с информацией используя компьютер Наука

Информатика

Вычислительная, учебная

Получает, накапливает, обрабатывает

Работаем с информацией используя компьютер

Наука

  • Полезный
  • Управляет, упорядочивает, решает.
  • Конечная последовательность точных шагов.
  • Правило. ( АЛГОРИТМ )
КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).  Цель метода:  совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: Обязательная исследовательская стадия процесса  Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

  • Обязательная исследовательская стадия процесса
  • Коллективное обучение или работа в группе
  • Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
  • Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
  • Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

ВИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.  Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

ИНСЕРТ ( INSERT )   – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста « v », «+», « - », «?» « v » « + » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете  Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым  « - » « ? » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете  Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

ИНСЕРТ ( INSERT )

метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста « v », «+», « - », «?»

« v »

« + »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

« - »

« ? »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Продуктивной вам работы!!! Спасибо за внимание.

Продуктивной вам работы!!!

Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивные формы обучения на уроках информатики.

Автор: Лаптева Светлана Александровна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Статья "Деятельностные приемы используемые при организации практической деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(121) "stat-ia-dieiatiel-nostnyie-priiemy-ispol-zuiemyie-pri-orghanizatsii-praktichieskoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179824"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063273"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Использование интерактивных приемов в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности "
    ["seo_title"] => string(142) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-priiemov-v-obuchienii-studientov-na-urokakh-informatiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-ikh-obuchiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "163903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422548623"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Новые подходы преподавании и обучении нового форматы на уроке информатики "
    ["seo_title"] => string(80) "novyie-podkhody-priepodavanii-i-obuchienii-novogho-formaty-na-urokie-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110787"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406622432"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "“Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования” "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-informatiki-kak-odno-iz-rieshienii-zadach-modiernizatsii-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "237870"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444409690"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Интерактивный урок информатики "Устройство компьютера" "
    ["seo_title"] => string(55) "intieraktivnyi-urok-informatiki-ustroistvo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "134496"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416755220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства