kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информатика в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрено преподавание информатики в начальных классах, основные задачи в начальной школе,преподавание информатики осуществляется по программе Н.В. Матвеевой.,  этапы урока, компьютерные программы,  виды информационной деятельности, дополнительной оборудование на уроки информатики.

Просмотр содержимого документа
«Информатика в начальной школе »

Задачи информатизации и формирования информационного компонента мировоззрения Задачи школьного курса информатики и информационно-коммуникационных технологий Задачи раннего обучения информатике

Задачи информатизации и формирования информационного компонента мировоззрения

Задачи школьного курса информатики и информационно-коммуникационных технологий

Задачи раннего обучения информатике

Адекватная оценка окружающей действительности, постановка достойных и принципиально осуществимых целей и их достижение. Формирование мировоззрения: Оценка этичности целей и принципиальной возможности их достижения Оценка достоверности получаемых сведений и более глубокое их осмысление Информатизация:

Адекватная оценка окружающей действительности, постановка достойных и принципиально осуществимых целей и их достижение.

Формирование мировоззрения:

  • Оценка этичности целей и принципиальной возможности их достижения
  • Оценка достоверности получаемых сведений и более глубокое их осмысление

Информатизация:

  • Применение ИКТ как инструмента в действиях, направленных на достижение поставленных целей
Осмысление конечной цели и требований к ключевым характеристикам результата Определение этапов достижения цели Обзор имеющихся и потенциально доступных ресурсов Составление плана действий Выделение объектов информационной природы (текст, изображение, звук, видео) и принятие решения об их цифровом представлении Рассмотрение отдельных действий и принятие решения об их информатизации Выбор способов информатизации Выполнение скоординированных действий по плану с применением информационно-коммуникационных технологий Завершение работ и оценка результата
  • Осмысление конечной цели и требований к ключевым характеристикам результата
  • Определение этапов достижения цели
  • Обзор имеющихся и потенциально доступных ресурсов
  • Составление плана действий
  • Выделение объектов информационной природы (текст, изображение, звук, видео) и принятие решения об их цифровом представлении
  • Рассмотрение отдельных действий и принятие решения об их информатизации
  • Выбор способов информатизации
  • Выполнение скоординированных действий по плану с применением информационно-коммуникационных технологий
  • Завершение работ и оценка результата
Квалификация исполнителей Техника (с учётом необходимости и возможности освоения) Компьютерные программы (с учётом необходимости и возможности освоения) Материалы (в т.ч. коллекции информационных объектов)
  • Квалификация исполнителей
  • Техника (с учётом необходимости и возможности освоения)
  • Компьютерные программы (с учётом необходимости и возможности освоения)
  • Материалы (в т.ч. коллекции информационных объектов)
Получение дополнительных сведений Проектирование Принятие решений Предварительное моделирование Автоматизация действий (использование датчиков и устройств управления) Координация действий соисполнителей Отслеживание хода выполнения действий Ведение сопроводительной документации
  • Получение дополнительных сведений
  • Проектирование
  • Принятие решений
  • Предварительное моделирование
  • Автоматизация действий (использование датчиков и устройств управления)
  • Координация действий соисполнителей
  • Отслеживание хода выполнения действий
  • Ведение сопроводительной документации
Выбор готовых IT -сервисов Заказ IT - сервиса Выбор готовых приложений Выбор готового приложения с самостоятельной настройкой на предметную область Автоматизация повторяющихся действий Заказ настройки готового приложения (возможно самостоятельное прототипирование) Самостоятельное создание специализированного приложения Заказ на создание специализированного приложения (возможно самостоятельное прототипирование)
  • Выбор готовых IT -сервисов
  • Заказ IT - сервиса
  • Выбор готовых приложений
  • Выбор готового приложения с самостоятельной настройкой на предметную область
  • Автоматизация повторяющихся действий
  • Заказ настройки готового приложения (возможно самостоятельное прототипирование)
  • Самостоятельное создание специализированного приложения
  • Заказ на создание специализированного приложения (возможно самостоятельное прототипирование)
Без отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, применение текстовых редакторов, средств создания презентаций) С разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, электронные таблицы, базы данных, системы проектирования, специализированные приложения для конкретных областей деятельности)
  • Без отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, применение текстовых редакторов, средств создания презентаций)
  • С разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, электронные таблицы, базы данных, системы проектирования, специализированные приложения для конкретных областей деятельности)

С повышением степени формализации содержания деятельности растет эффективность информатизации: всё большее число операций удаётся автоматизировать.

Стремление к росту автоматизации, к повышению эффективности действий порождает потребность в формализации и моделировании.

Само по себе применение средств ИКТ без отражения в используемых инструментах специфики предметной области не требует значительных умственных усилий и умения выполнения логически сложных умственных операций. При применении средств ИКТ с разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области происходит частичный перенос логической сложности действий предметной области в сложность использования ИКТ. Особенно повышается уровень сложности умственных действий при самостоятельной настройке средств ИКТ на специфику предметной области или при заказе у специалистов такой настройки или специализированных приложений.

Само по себе применение средств ИКТ без отражения в используемых инструментах специфики предметной области не требует значительных умственных усилий и умения выполнения логически сложных умственных операций.

При применении средств ИКТ с разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области происходит частичный перенос логической сложности действий предметной области в сложность использования ИКТ.

Особенно повышается уровень сложности умственных действий при самостоятельной настройке средств ИКТ на специфику предметной области или при заказе у специалистов такой настройки или специализированных приложений.

Школа Теоретические знания и умения широкого профиля доступные по возрасту Практика применения ИКТ в деятельности широкого профиля ВУЗ выбран профиль Теоретические знания и умения по выбранному профилю Практика применения ИКТ в деятельности по выбранному профилю Работа выбрана профессия Теоретические знания и умения для выбранной профессии Практика применения ИКТ в деятельности специалиста Уменьшается широта, повышаются глубина и степень специализации

Школа

Теоретические знания и умения широкого профиля доступные по возрасту

Практика применения ИКТ в деятельности широкого профиля

ВУЗ

выбран профиль

Теоретические знания и умения по выбранному профилю

Практика применения ИКТ в деятельности по выбранному профилю

Работа

выбрана профессия

Теоретические знания и умения для выбранной профессии

Практика применения ИКТ в деятельности специалиста

Уменьшается широта, повышаются глубина и степень специализации

Соотношение между информатикой и ИКТ Информатика: Вклад в формирование мировоззрения (информационная картина мира) Теоретические основы применения ИКТ Логические Алгоритмические Информационные (поиск и организация) Этические Эстетические И т.д. Логические Алгоритмические Информационные (поиск и организация) Этические Эстетические И т.д. ИКТ: Практика применения технологий

Соотношение между информатикой и ИКТ

Информатика:

  • Вклад в формирование мировоззрения (информационная картина мира)
  • Теоретические основы применения ИКТ
  • Логические Алгоритмические Информационные (поиск и организация) Этические Эстетические И т.д.
  • Логические
  • Алгоритмические
  • Информационные (поиск и организация)
  • Этические
  • Эстетические
  • И т.д.

ИКТ:

Практика применения технологий

Основные умения по окончании школы: (подлежит уточнению и дополнению)

Основные умения по окончании школы:

(подлежит уточнению и дополнению)

  • Выбирать ИКТ-средства ( hard+soft) под конкретную задачу
  • Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)
  • Искать необходимые сведения, понимать их, критически их оценивать, систематизировать
  • Оценивать достоверность сообщений ( на темы, связанные с информацией и информационными процессами)
  • Оказывать желаемое влияние с помощью создаваемых информационных объектов
  • Создавать модели (для исследования, отслеживания текущего состояния, создания представлений, прогнозирования)
  • Организовывать средствами ИКТ взаимодействие с партнерами
  • Применять цепочки разных ИКТ в одном проекте
  • Выполнять служебные действия по отношению к ИКТ
Комментарии к пункту: « Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)» Не всё, что изучается теоретически может быть в полной мере применено в школе. Изучение некоторых теоретических разделов и развитие когнитивных (познавательных) умений может быть ориентировано на будущее применение ИКТ. Например, школьники не могут быть реальными заказчиками специализированных приложений. В то же время, необходимое развитие мышления для анализа предметной области может и должно быть выполнено своевременно – во время обучения в школе.

Комментарии к пункту:

« Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)»

Не всё, что изучается теоретически может быть в полной мере применено в школе.

Изучение некоторых теоретических разделов и развитие когнитивных (познавательных) умений может быть ориентировано на будущее применение ИКТ. Например, школьники не могут быть реальными заказчиками специализированных приложений. В то же время, необходимое развитие мышления для анализа предметной области может и должно быть выполнено своевременно – во время обучения в школе.

ВАРИАНТЫ ИК технология … Работа Теоретические основания … ВУЗ Когнитивные умения … Школа

ВАРИАНТЫ

ИК технология

Работа

Теоретические основания

ВУЗ

Когнитивные умения

Школа

Когнитивные умения – это общеучебные познавательные умения, связанные с развитием памяти, внимания, мышления.  В новом стандарте для начальной школы формирование общеучебных умений и навыков названо «приоритетом начального общего образования». Вариант образовательной системы «Школа 2100» 2 компонент 1 компонент Информатика Технология Теоретические основания – предполагают введение понятий информатики и достаточное число заданий на освоение действий с этими понятиями. 3-4 класс 1-4 (2-4) класс Региональный или школьный компонент БУП Федеральный компонент БУП Компьютеры обязательны Компьютеры не обязательны, но допустимы Практика применения компьютера – входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». Включает: знакомство с компьютером, поиск информации, работу с простыми информационными объектами и т.д. Учитель информатики или любой другой Учитель начальных классов «Информатика в играх и задачах» «Мой инструмент – компьютер»

Когнитивные умения – это общеучебные познавательные умения, связанные с развитием памяти, внимания, мышления. В новом стандарте для начальной школы формирование общеучебных умений и навыков названо «приоритетом начального общего образования».

Вариант образовательной системы «Школа 2100»

2 компонент

1 компонент

Информатика

Технология

Теоретические основания – предполагают введение понятий информатики и достаточное число заданий на освоение действий с этими понятиями.

3-4 класс

1-4 (2-4) класс

Региональный или школьный компонент БУП

Федеральный компонент БУП

Компьютеры обязательны

Компьютеры не обязательны, но допустимы

Практика применения компьютера – входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». Включает: знакомство с компьютером, поиск информации, работу с простыми информационными объектами и т.д.

Учитель информатики или любой другой

Учитель начальных классов

«Информатика в играх и задачах»

«Мой инструмент – компьютер»

Вариант образовательной системы «Школа 2100» Аргументы Невозможность объять необъятное. Пропедевтика логически сложных разделов позволяет изучать базовый курс более высокими темпами. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Ориентация на развитие логического, алгоритмического и системного мышления приводит к явно наблюдаемому более успешному усвоению базовых дисциплин. «Конструктор» из двух компонентов позволяет подбирать оптимальные сочетания в зависимости от материально-технических и прочих условий школы. Недостатки одночасовых предметов: нагрузка в основном на память и недостаточное развитие мышления. Преодоление недостатков : специальная ориентация на развитие мышления и ограничение числа вводимых понятий строго необходимым минимумом (для понимания условий заданий). Ведение уроков информатики учителями начальных классов позволяет создавать механизм для переноса формируемых на уроках информатики умственных действий на уроки по базовым дисциплинам.

Вариант образовательной системы «Школа 2100»

Аргументы

Невозможность объять необъятное.

Пропедевтика логически сложных разделов позволяет изучать базовый курс более высокими темпами.

Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Ориентация на развитие логического, алгоритмического и системного мышления приводит к явно наблюдаемому более успешному усвоению базовых дисциплин.

«Конструктор» из двух компонентов позволяет подбирать оптимальные сочетания в зависимости от материально-технических и прочих условий школы.

Недостатки одночасовых предметов: нагрузка в основном на память и недостаточное развитие мышления.

Преодоление недостатков : специальная ориентация на развитие мышления и ограничение числа вводимых понятий строго необходимым минимумом (для понимания условий заданий).

Ведение уроков информатики учителями начальных классов позволяет создавать механизм для переноса формируемых на уроках информатики умственных действий на уроки по базовым дисциплинам.

Варианты сочетаний информатики, ИКТ и материальных технологий в 3-4 классах Информатика 3 часа 2 часа ИКТ … ФК ФК ФК ШРК ШРК ФК ШРК Технологии Лучший вариант Допустимые варианты Не очень хороший, но допустимый вариант ФК – федеральный компонент ШРК – школьный или  региональный компонент

Варианты сочетаний информатики, ИКТ и

материальных технологий в 3-4 классах

Информатика

3 часа

2 часа

ИКТ

ФК

ФК

ФК

ШРК

ШРК

ФК

ШРК

Технологии

Лучший вариант

Допустимые варианты

Не очень хороший, но допустимый вариант

ФК – федеральный компонент

ШРК – школьный или региональный компонент

Модульная структура учебника Модули в первой части (3 класс) Модули во второй части (4 класс)

Модульная структура учебника

Модули в первой части

(3 класс)

Модули во второй части

(4 класс)

  • Знакомство с компьютером
  • Создание рисунков
  • Создание мультфильмов или живых картинок
  • Создание проектов зданий и помещений
  • Создание игр
  • Создание текстов
  • Создание печатных публикаций
  • Создание электронных публикаций
  • Поиск информации
  • Хранение информации
Отсутствие привязки к конкретным приложениям Учебник (обзор приложений) Справочники-практикумы

Отсутствие привязки к конкретным приложениям

Учебник

(обзор приложений)

Справочники-практикумы

Новый типовой дидактический элемент Ситуации Ситуация Роль Описание      Задание Оформление витрин магазина Дизайнер витрин В магазине есть и продовольственные товары, и одежда, и игрушки, и спортивные товары, и много других товаров. Директор магазина для привлечения покупателей решил обновить оформление витрин. Выбери, витрину какого отдела ты поможешь оформить, и нарисуй её эскиз.

Новый типовой дидактический элемент

Ситуации

Ситуация

Роль

Описание

Задание

Оформление витрин магазина

Дизайнер витрин

В магазине есть и продовольственные товары, и одежда, и игрушки, и спортивные товары, и много других товаров. Директор магазина для привлечения покупателей решил обновить оформление витрин.

Выбери, витрину какого отдела ты поможешь оформить, и нарисуй её эскиз.

«Нет в мире совершенства». Лис.  А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«Нет в мире совершенства». Лис.

А.Сент-Экзюпери

«Маленький принц».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Информатика в начальной школе

Автор: Абдулкина Ирина Валентиновна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhinformatikivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457791468"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(58) "tsifrovyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569228"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса  в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». "
    ["seo_title"] => string(172) "kontsieptsiia-postroieniia-modieli-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-nachal-naia-shkola-sistiemnoie-zvieno-samoopriedielieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "162478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361206"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Родительское собрание на тему: « Курс информатики в начальной школе». Сравнение основных образовательных программ начальной информатики."
    ["seo_title"] => string(144) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_kurs_informatiki_v_nachal_noi_shkolie_sravnieniie_osnovnykh_obrazovatiel_nykh_proghramm_nachal_noi_informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "343437"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473686369"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства