Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках информатики »
фОРМИРОВАНИЕ познавательного интереса учащихся на уроках информатики
Учитель Воинской ОШ
I-III ступени
Гаркуша Наталья Николаевна
КРЕДО: «Активно использовать информационные технологии как новую возможность развития и интеллектуального роста школьника»
Одной из главных целей изучения предмета «Информатика и информационно-коммуникативных технологий» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся.
Объектом является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника.
Предмет- это процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике в условиях специальной методической инструментовки урока.
Цель- определение дидактических условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.
доступ к нетрадиционным источникам информации ;
повышение информационной вооружённости ;
усиление мотивации обучения ;
развитие творческих способностей ;
создание благополучного эмоционального фона.
Общее представление о познавательных процессах
« Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательный интерес »
Познавательные процессы
в оображение
память
мышление
внимание
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики .
Факторы, формирующие познавательный интерес учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная
деятельность
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Мотив
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная деятельность
Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и выполняю следующие задачи:
содержание учебного материала;
виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство учителя, как лектора, оратора;
искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата
Методы стимулирования учения
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью . Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки:
Занимательность обучения
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отстроченная задача . Например, трудно мотивировать изучение раздела
« Логика». Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell , а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры.
При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы , которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.
Метод стимулирования
Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете .
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применяю следующие виды творческих заданий:
составление задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
проект - создание учащимися готового программного продукта.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
уровень мотивации учащегося;
оригинальность метода решения;
творческая фантазия;
оригинальность оформления;
уровень использования межпредметных связей;
умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Дидактические возможности информационных технологий
фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока;
осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
сочетание обучения с игрой.
Использование ИКТ
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности;
вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.