kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Живопись как и логика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логика и живопись, информатика и математика, физика и логика - все взаимосвязано. В данной работе, основываясь на исторических событиях, мы постарались показать, как логика (белева алгебра) помогает решить старые задачи, мы выбрали несколько задач из русских народных сказок и постаралисть их решить на основе логических рассуждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Живопись как и логика»

Смирнова А.В., Баженов В.М.


"Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям Вселенной". Как и логика…



Познакомимся с табличным способом решения логических задач. При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц. Условие задачи: Три дочери писательницы Жаклин Деманж – Дениз, Амели и Лилиан тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – оперном пении, балете и игре на виолончели. Все они живут в разных городах, поэтому Жаклин часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Дениз живёт не в Париже, а Лилиан – не в Риме

  2. Парижанка не играет на виолончели

  3. Та, кто живёт в Риме, оперная певица

  4. Лилиан равнодушна к балету

Где живёт Амели и какова её профессия?





В театральной ложе :: Диас Игнасио Олано, 1895-98 гг.




Решение задачи: Составим таблицу и отразим в ней условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание.

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

 

 

Дениз

 

 

 

 

 

 

Амели

 

 

 

 

0

 

Лилиан

 

0

 


Далее рассуждаем следующим образом: так как Лилиан живёт не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В ячейку таблицы, соответствующую строке «Лилиан» и столбцу «Пение», ставим «0». И сразу же становится видно, что Лилиан играет на виолончели, а Дениз и Амели нет.


Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

 

 

Дениз

 

 

0

 

 

 

Амели

 

 

0

 

0

 

Лилиан

0

0

1








Балерина
Диас Игнасио Олано
1910 год

 


Виолончелистка
Диас Игнасио Олано
1909-10 гг.



Согласно условию 2, парижанка не играет на виолончели, значит, Лилиан живёт не в Париже, но она живёт и не в Риме. Следовательно, Лилиан живёт в Чикаго. Так как Лилиан и Дениз живут не в Париже, там живёт Амели. Дениз живёт в Риме и, согласно условию 3, оперная певица. Так как Лилиан играет на виолончели, то Амели балерина.

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

1

0

Дениз

1

0

0

1

0

0

Амели

0

1

0

0

0

1

Лилиан

0

0

1


Ответ: Амели – балерина. Она живёт в Париже. Лилиан играет на виолончели и живёт в Чикаго. Дениз – оперная певица и живёт в Риме.



городские пейзажи с полной луной
улицы ночного Парижа на полотнах Константина Алексеевича Коровина


Бастилия, Париж
Bastille, Paris
Коровин Константин Алексеевич

 


Кафе Лa Марин, Париж
Cafe La Marine, Paris
Коровин Константин Алексеевич


Логические задачи для самостоятельного решения:

Задача №1 Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.
Какие цветы вырастила каждая из девочек?

Первый шаг решения задачи и специально составленная таблица.
Согласно условию задачи: «ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов». Составим таблицу и отразим в ней вышесказанное.

 

розы

маргаритки

анютины глазки

Роза

0

 

 

Маргарита

 

0

 

Анюта

 

 

0


Вам остаётся поставить ещё один «0», в соответствии с условием задачи, далее заполнение таблицы …

Задача №2 В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

  1. Смит – самый высокий

  2. Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте

  3. Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу

  4. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их

  5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?





Натюрморт с музыкальными инструментами
Эваристо Баскенис, 1667-77 гг.


Первый шаг решения задачи и специально составленная таблица. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив клетками цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание. Так как музыкантов трое, инструментов шесть, и каждый владеет только двумя музыкальными инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют. Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна – альт и кларнет. Занесём это в таблицу, а оставшиеся ячейки столбцов «Альт» и «Кларнет» заполним нулями.

 

скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

0

0

1

1

0

0

Смит

 

 

0

0

 

0

Вессон

 

 

0

0

 

 


Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон …продолжайте заполнять таблицу самостоятельно.



Задача №3 Три одноклассника – Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой – физиком, а третий – юристом. Один увлёкся туризмом, другой – бегом, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имён.
Определите, кто, чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Первый шаг решения задачи и специально составленная таблица.
Разбиваем исходные данные на тройки (
имя – профессия – увлечение). Выясняем отношения с Юрой Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист. Составляем таблицу:

 

Юра

 

 

профессия

 

врач


увлечение

 

туризм

 


Буква «а», присутствующая в слове «врач», указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно…

КТО ИЗ БОГАТЫРЕЙ ПОБЕДИЛ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА?

Решение логических задач средствами алгебры логики

Условие задачи: В некотором царстве-государстве повадился Змей Горыныч разбойничать. Послал царь четырёх богатырей погубить Змея. Награду за то обещал великую. Вернулись богатыри с победой, и спрашивает их царь: «Так кто же из вас главный победитель, кому достанется царёва дочь и полцарства?». Засмущались, добры молодцы и ответы дали туманные:

Сказал Илья Муромец: «Это всё Алёша Попович, царь-батюшка»; Алёша Попович возразил: «То был Микула Селянинович»; Микула Селянинович: «Не прав Алёша, не я то»; Добрыня Никитич: «И не я, царь-батюшка». Подвернулась тут Баба-Яга и говорит царю:

«А прав-то лишь один из богатырей, видела я всю битву своими глазами».Кто же из богатырей победил Змея Горыныча?

Решение задачи: «Переводим» условие задачи на язык алгебры логики

  1. Определяемся с системой обозначений для логических высказываний:

  2. А – Алёша Попович;

  3. М – Микула Селянинович;

  4. Д – Добрыня Никитич.

Илья Муромец первым перед царём-батюшкой слово держал, но про него никто ничего не сказал :-)

«Это всё Алёша Попович, царь-батюшка» – это Алёша Попович

«То был Микула Селянинович» – это Микула Селянинович

«Не прав Алёша, не я то» – это не Микула Селянинович

«И не я, царь-батюшка» – это не Добрыня Никитич

Сведём выше сказанное в единое целое (логическая связка «И»):

Учитывая слова Бабы-Яги: «А прав-то лишь один из богатырей, видела я всю битву своими глазами»:

Правду сказал Илья Муромец

Правду сказал Алёша Попович

Правду сказал Микула Селянинович

Правду сказал Добрыня Никитич

Лирическое отступление ;-) алгебра логики

∧ – знак логического умножения (конъюнкция) – соединение высказываний с помощью союза «И» (AND). X∧Y; X&Y; X·Y или XY. Где: «∧», «&», «·» – знаки, обозначающие операцию логического умножения. Все варианты записи равнозначны. В решении нашей задачи для облегчения восприятия итоговой формулы я использую вариант записи логического умножения «XY».

∨ – знак логического сложения (дизъюнкция) – соединение высказываний с помощью союза «ИЛИ» (OR). X∨Y; X + Y. Где: «∨», «+» – знаки, обозначающие операцию логического сложения. Оба варианта записи равнозначны. В решении нашей задачи я использую вариант записи логического сложения «X + Y».

Некоторые операции и законы алгебры логики, необходимые для решения нашей задачи:

закон двойного отрицания:

закон идемпотентности для конъюнкции:

операции с переменной и её инверсией:

2. Конструируем итоговую логическую формулу, описывающую логические связи между всеми высказываниями условия задачи. По условию нашей задачи прав только один из богатырей (логическая связка «ИЛИ»):

3. Определяем значения истинности логической формулы. Упрощаем формулу. Используем операции и законы алгебры логики и учитываем, что по условию нашей задачи: А ∧ М = 0; А ∧ Д = 0; М ∧ Д = 0

Ответ: Змея Горыныча победил Добрыня Никитич!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Живопись как и логика

Автор: Сирнова А.В., Баженов В.М.

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Геометрия и искусство (реферативная работа) "
    ["seo_title"] => string(47) "gieomietriia-i-iskusstvo-riefierativnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "203078"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429402770"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства