kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Предметом предлагаемой программы "Занимательная информатика" является развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная информатика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр технического творчества»

городского округа Тольятти



Принята

педагогическим советом

от "__" ______________ 20__ г.

Протокол N _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ЦТТ

_____________

"__" ______________ 20__ г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМТИКА"









Возраст обучающихся: 7– 12 лет

Срок реализации программы: 2года






Автор-составитель:

Вдовкина Светлана Михайловна










2019 – 2020 уч. год



Оглавление

1. Пояснительная записка …………………………………………………………..3

2. Модуль программы ………………………………………………………………6

3. Содержание программы …………………………………………………………..8

4. Материально-техническое обеспечение программы 12 5. Ожидаемые результаты………………………………………………………… 13

6. Список рекомендуемой литературы …………………………………………….16

Приложение. Календарно-тематический план


































Пояснительная записка


Предметом предлагаемой программы "Занимательная информатика" является развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Актуальность программы

Современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов обучающихся обладает "информатика", причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся, что особо актуально.

Новизна программы

Новизна программы заключается в подачи информации с помощью приема занимательности: связанные с подачей задания, со структурой задания, с организацией и учебным процессом.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Программа "Занимательная информатика" рассчитана на обучающихся 7-12 лет. Учитывая возрастные физические, психолого - педагогические особенности детей, целесообразнее всего формировать группы из детей примерно одного возраста.

Наполняемость учебных групп:

1 год обучения -12-14 человек

2 год обучения 10-12 человек

Формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

Коллективные формы работы

подача учебного материала всему коллективу учеников

подача учебного материала всему коллективу учеников

подача учебного материала всему коллективу учеников

Подача учебного материала всему коллективу учащихся.

Групповая форма работы

когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою

В групповой форме предоставляется возможность самостоятельно построить деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Индивидуальные формы работы

Индивидуальный подход проводится с целью отработки, лучшего освоения, понимания и выполнения заданий, соответствующих уровню подготовленности детей.

Программой предусматриваются занятия стандартные и нестандартные: учебное занятие, занятие - конкурс, занятие - игра, занятие - импровизация, занятие - зачет, занятие - тестирование, творческий проект, тематические задания по подгруппам, беседа.

Режим занятий

Дополнительная образовательная программа "Занимательная информатика" рассчитана на два года обучения:

1 год обучения -32 часа (1ч 2 раз в неделю).

2 год обучения - 36 часа (1ч 2 раза в неделю).

Длительность занятий - 30 минут.

Педагогическая целесообразность

Благодаря способу подачи информации по программе "Занимательная информатика", обучающиеся достигают следующих результатов: тренируется эффективность внимания и памяти, учатся логически рассуждать, активно пополняется словарный запас, развивается мелкая моторика, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности, развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, развиваются познавательные способности. Задания составлены таким образом, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание его выполнять.

Цель реализации программы

Цель реализации программы - развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий.

Задачи реализации программы


  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения с помощью занимательных задач и дидактических игр.

  • научить четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности.









2.Модуль программы

Модуль 1. Мир информатики


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Тема 1. Введение. Занимательная информатика

1





1

2

Тема 2. Виды информации


1

4


5

3

Тема 3. Информационные процессы

1

2


3

4

Тема 4. Мир моделей.


1

2


3

5

Тема 5. Промежуточный контроль



1

1

6

Тема 6.Мир логики


1

4


5

7

Тема 7. Числовая информация


1

2


3

8

Тема 8. Графическая информация

1

2


3

9

Тема 9. Текстовая информация

1

2


3

10

Тема 10. Кодирование информации

1

2


3

11

Тема11. Подведение итогов изучения курса "Занимательная информатика" 1 -го года обучения


1


1

12

Тема 12. Итоговое занятие



1

1

Итого




32



Модуль программы

Модуль 2 Занимательные задачи


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Тема 1. Вводное занятие


1

1


2

2

Тема 2. Анаграммы


1

3


4

3

Тема 3. Основы алгоритмизации


1

2


3

4

Тема 4. Ребусы


1

2


3

5

Тема 5. Задачи - шутки


1

3


4

6

Тема 6.Промежуточный контроль




1

1

7

Тема 7. Основы логики


1

4

1

5

8

Тема 8. Кроссворд

1

2


3

9

Тема 9. Изографы


1

2


3

10

Тема 10. .Графический редактор Paint


1

2


3

11

Тема 11. Графический редактор Microsoft Power Point


1

2


3

12

Тема 12. Подведение итогов изучения курса "Занимательная информатика" 2-го года обучения


1


1

13

Тема 13. Итоговое занятие



1

1

Итого 36

3. Содержание программы Модуль 1 Мир информатики Тема 1. Введение. Занимательная информатика

Теория: Введение в курс "Занимательная информатика". Техника безопасности. Что такое информатика. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Информация вокруг нас.

Тема 2 Виды информации

Теория: Способы передачи и получения информации. Что является источником информации. Информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации. Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Схема передачи информации. Ввод информации в память компьютера. Носитель информации и хранение информации: камень, береста, папирус, пергамент, бумага, CD- диск, DVD-диск, флеш - память. Обработка информации.

Практика: Представление информации в форме таблиц:
От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Игра "Информационные процессы" (подбрать ситуации в которых информация: копируется, обрабатывается, передаётся, упрощается, принимается, создается, разрушается, запоминается, делится на части, измеряется, ищется)



Тема 4. Мир моделей

Теория: Понятия модели. Материальные и информационные модели. Образные информационные модели (рисунки, фотографии, чертежи, планы, карты, схемы, графики. ) Назначение информационных моделей.

Практика: Творческая работа «Моя модель».

Тема 5. Промежуточный контроль

Выполнение тестов по материалу тем 1-4

Тема 6. Мир логики

Теория: " Мир логики" презентация. Элементы логики. Логические законы и правила. Сравнение. Свойства, признаки и составные части предметов. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Поиск закономерностей. Развитие творческого воображения.

Практика: Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Задачи - смекалки. Логические игры.

Тема 7. Числовая информация

Теория: Представление числовой информации. Способы представления информации: дата, время, номер телефона, цена, почтовый индекс, штрих-код, расстояние, школьная оценка.

Практика: Работа с карточками.

Тема 8. Графическая информация

Теория: Графические способы представления информации. Графические данные: рисунок, фотография, картина, схема, диаграмма. Виды и способы представления графической информации на компьютере.

Практика: Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот. Создание рисунка на заданные темы.

Тема 9. Текстовая информация

Теория: Текст как форма представления информации. Письменные источники: книга, письмо, телеграмма. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Знакомство с текстовым редактором Word. Основные возможности текстового редактора Word. Меню и панели инструментов.

Практика: Набор текста. Форматирование и редактирование текста. Работа с текстом в презентации.

Тема 10. Кодирование информации

Теория: В мире кодов. Способы кодирования информации. Звуковое кодирование (звуки речи, звуковые сигналы). Кодирование текстовой, числовой и графической информации (рисунки, буквы, цифры, ноты, дорожные знаки и др.) Кодировать информацию различными способами.

Практика: Составление рисунков по описанию. Игра "Закодированное послание". Ребус.

Тема 11. Подведение итогов изучения курса "Занимательная информатика" 1 -го года обучения

Теория: Повторение пройденного материала за весь год. Подведение итогов.

Практика: Игра "Инфознайка".

Тема 12. Итоговое занятие

Практика. КВН

3. Содержание программы Модуль 2 Занимательные задачи Тема 1. Вводное занятие

Теория: Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе с компьютером. Роль информации в современном мире. Понятие занимательные задачи.

Тема 2. Анаграммы

Теория: Дать понятие слова "анаграммы". Игра слов. Подбор слов по буквам. Способы решения анаграмм.

Практика: Составить анаграммы: игры с буквами и словами. Задания по расшифровке анаграмм. Найди слова.

Тема 3 Основы алгоритмизации

Теория: 3. Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Практика: Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

Тема 4. Ребусы

Теория: Правила составления и решения ребусов. Кодирование информации.

Практика: Игра "Разгадай ребус". Составляем ребус.

Тема 5. Задачи - шутки

Теория: Определение и способы решения задачи - шутка. Презентация "Шуточные задачки".

Практика: Работа в тетради. Занимательные игровые задачи.

Тема 6. . Промежуточный контроль

Выполнение тестов по материалу тем 1-5

Тема 7. Мир логики

Теория: Презентация "Построение логических цепочек рассуждений".

Практика: Логически поисковые задания. Решение нестандартных задач.

Тема 8. Крооссворд Теория: Значение слова кроссворд. Виды кроссвордов. Презентация "История кроссворда".

Практика: Разгадать кроссворд. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. Использование учебных он-лайн кроссвордов.

Тема 9 Изографы Теория: Презентация " Что такое изограф". История и применение изографов. Практика: Изограф с цветными палочками. Тема 10. Графический редактор Paint

Теория: Презентация "Назначение и возможности редактора". Инструменты программы Paint. Палитра цветов. Приёмам обработки информации средствами растрового редактора.

Практика: Инструменты программы Paint. Творческая работа "Рисуем открытку". Тема 11. Графический редактор Microsoft Power Point

Теория: Понятие о презентации. Знакомство со средой графического редактора Microsoft Power Point. Основное назначение и возможности графического редактора. Объекты. Меню и панель инструментов. Группа инструментов.

Практика: Создание и оформление слайдов. Подбор и добавление графики. Добавление эффектов. Изменение оформления слайдов. Сохранение слайдов. Творческая работа. Представление презентации в виде слайд - фильма.

Тема 12. Подведение итогов изучения курса "Занимательная информатика" 2 -го года обучения

Теория: Повторение пройденного материала за весь год. Подведение итогов.

Практика: Игра "Инфознайка".

Тема 13. Итоговое занятие

Практика: КВН


4.Материально-техническое обеспечение программы Требования к помещению, в котором должны проводиться занятия: учебный класс. Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (на группу детей)

№ п/п

Наименование

Количество

Оборудование


1

Компьютер


12 шт.

2

Школьная доска с набором приспособлений для крепления дидактических материалов.

1

3

Проектор.


1

4

Музыкальный центр


1

Материалы

5

Бумага белая формата А-4


1 пачка

6

Демонстрационный и раздаточный материал


12 шт.

Канцелярские принадлежности

7

Ручка


12шт.

8

Карандаши простые


12

9

Мел белый


1 набор

10

Тетрадь в клетку


12шт.



5. Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты

1 год обучения

2 год обучения

знать

уметь

знать

уметь

- правила техники безопасности на занятиях;


- виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;


-модели и моделирование

информации;


основные приемы и методы решения логических задач;


простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике


о способах кодирования информации.

-задавать вопросы.


-формулировать вопросы.


-объяснить свой выбор.


-планировать свои действия.


-строить логические рассуждения,


-определять последовательность действий;


-кодировать информацию.

- правила техники безопасности на занятиях;


-простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;


- основные назначение возможности графического редактора Microsoft Power Point;


-правила оформления текстовых объектов

графического редактора Microsoft Power Point;


-правила составления и решения ребусов.

- анализировать объекты с целью выделения признаков;


- выбрать основание для сравнения объектов;


-выбрать основание для классификации объектов;


-строить логические рассуждения,

-анализировать объекты с целью выделения признаков;


-доказать свою точку зрения (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях);


-определять последовательность действий;


-понимать информацию, представленную в неявном виде;


-работать с инструментами графического редактора Paint;


-решать задачи -шутки;


--разгадывать изографы.


6. Формы контроля ожидаемых результатов


Вид контроля

Время проведения

Цель

проведения

Формы

контроля

Предварительный контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, первоначальных знаний по занимательной информатике.

Беседа, опрос, тестирование.

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Практическая работа, опрос,

педагогическое наблюдение, викторина, самостоятельная работа, тестирование, деловая игра, творческая работа.


Промежуточный контроль

По окончании полугодия

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Конкурс, творческая работа, опрос, самостоятельная работа, презентация, тестирование, анкетирование, викторина, контрольный зачет.

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения.

Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение.

Конкурс, презентация, опрос, творческая работа, тестирование, викторина, деловая игра.






















7.Список рекомендуемой литературы:


Босова Л.Л. Развивающие задачи. - М., 2015.

Володкович В.А. Сборник логических задач. -М., 2015.

А. В. Горячев "Информатика в играх и задачах" учебник 3 класс, в 2-х частях – издательство Москва «Баласс» - 2014 г.


А. В. Горячев "Информатика в играх и задачах"Методическое пособие для учителей 1-4 классов- издательство Москва «Баласс» -2014г


Л.А.Залогова Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/– 2—е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245 с.


О.Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, Курс "РПС".- 3-е изд, перераб. М: Издательство РОСТ. -2014г.

Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989


Можаров М.С., Сликишина И.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2010. – 152 с.

Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников// Информатика и образование. – 2007. - №2. – С13.

Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014


Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014






17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Занимательная информатика

Автор: Вдовкина Светлана Михайловна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Занимательная информатика. Ребусы "
    ["seo_title"] => string(35) "zanimatiel-naia-informatika-riebusy"
    ["file_id"] => string(6) "164180"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422604002"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа внеурочной деятельности по Информатике и ИКТ 5-6 класс "Занимательная информатика""
    ["seo_title"] => string(109) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-i-ikt-5-6-klass-zanimatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "258355"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448473573"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа внеурочной деятельности по  информатике "Занимательная информатика" для 6 класса. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-zanimatiel-naia-informatika-dlia-6-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "275699"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452611079"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Программа ДОУ «Занимательная информатика. Решение задач повышенной сложности.» (5-7 класс) "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-dou-zanimatiel-naia-informatika-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-5-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "138061"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417462119"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Викторина  «Занимательная информатика» "
    ["seo_title"] => string(37) "viktorina-zanimatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "229566"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441800857"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства