Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). Для работы используется УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4»
Целью данного курса информатики является – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Задачи:
Способствовать развитию умения анализировать;
Формирование практических навыков работы на компьютере;
Основные формы занятий: викторины, игры, практические занятия, работа в парах.
Формы организации деятельности учащихся меняются в течение одного занятия.
Формы контроля: Проведение викторин, создание различных проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несёт в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Наши сегодняшние ученики должны быть готовы успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в школе. Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Дети, начавшие изучение курса с 1 класса, с большим удовольствием воспринимают внеурочные занятия по информатике, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса в дальнейшем. Так как по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет.
Курс внеурочных занятий по информатике разработан на основе программы Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4».
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). Для работы используется УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4»
Целью данного курса информатики является – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Задачи:
Способствовать развитию умения анализировать;
Формирование практических навыков работы на компьютере;
Основные формы занятий: викторины, игры, практические занятия, работа в парах.
Формы организации деятельности учащихся меняются в течение одного занятия.
Формы контроля: Проведение викторин, создание различных проектов.
Предполагаемые результаты: В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Личностные:
Развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Компьютер, устройства компьютера (мышь, клавиатура, монитор, системный блок)
Практические навыки работы на компьютере
Включение/выключение компьютера
Работа в текстовом процессоре openoffice.org Writer (Набор и редактирование текста)
Работа в графическом редакторе «Рисуем вместе с Tux» (Использование различных инструментов для создания рисунка)
Учебно-тематический план
Наименование раздела
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теория
практикумы
Вводный курс
2
2
0
Беседа, фронтальный опрос
Основные устройства компьютера
7
4
3
Создание проекта
Введение в логику
2
1
1
Викторина, решение логических задач
Графический редактор
6
1
5
Создание проекта
Содержание программы
Тема 1.Вводный курс – 2 часа
Вводный раздел
Знакомство с учителем и компьютерным классом. Знакомство с содержанием курса программы. Назначение компьютера. Решение ребусов, касающихся информатики.
Правила поведений и техника безопасности в компьютерном классе
Инструктаж и правила по технике безопасности (показ презентации с помощью мультимедийного проектора). Закрепление правил по технике безопасности (фронтальной опрос). Решение задач, связанные с техникой безопасности в компьютерном классе.
Тема 2. Основные устройства компьютера – 7 часов
2.1 Знакомство с описанием предметов. Наш компьютер - верный друг
Повторение правил поведения и техники безопасности в компьютерном классе. Описание предметов. Достоинство и недостатки компьютера. Каким образом компьютер помогает человеку.
2.2 Что умеет делать компьютер?
Программы (текстовый процессор, графический редактор). Поиск информации (Интернет). Обработка информации. Передача информации.
2.3 Из чего состоит компьютер?
Основные устройства ввода и вывода. Системный блок. Периферийное оборудование. Задачи, связанные с основными устройствами компьютера.
2.4 Мышь. Управление мышью.
Повторение устройств компьютера. Для чего предназначена мышь. Работа с мышью.
2.5 Клавиатура. Мастер - класс печати.
Назначение клавиатуры. Клавиши. Набор текста в текстовом редакторе. Удаление текста. Редактирование.
2.6 "Турнир скоропечатников".
Занятие предполагает самостоятельную работу ребят. Набор текста, разного уровня сложности. Редактирование текста.
2.7 Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы.
Показ аналогичного проекта. Обсуждение. Выбор тематики. Набор текста. Защита своего проекта.
Тема 3. Введение в логику – 2 часа
Введение в логику
Алгоритм. Назначение алгоритмов. Написание алгоритма приготовления блюда. Решение ребусов, логической задачи.
3.2 Решение логических задач. Упражнения на развитие внимания, мышления.
4.1 Знакомство с программой «Рисуем вместе с Tux». Инструменты. Эффекты. Контуры
Назначение графического редактора. Знакомство с программой «Рисуем вместе с Tux» (инструменты, контуры, эффекты). Работа в программе, знакомство с возможностями программы
4.2 Создание рисунка в программе.
Повторение техники безопасности. Используя различные инструменты программы, ребята создают рисунок (домик).
4.3 Проект "Моя школа".
Выбор темы. Реализация проекта «Моя школа».
4.4 Проект "Моя семья".
Выбор темы. Реализация проекта «Моя семья».
4.5 Завершение проектов.
Ребята заканчивают проекты. Защита проектов.
4.6 Свободное занятие. Занятие на компьютере по интересам
Работа в текстовом редакторе или в графическом редакторе. Подведение итогов пройденного курса.
Тематическое планирование
№
Темы
Количество учебных часов
Форма занятий
1
Вводный раздел
1
Беседа, диалог
2
Правила поведений и техника безопасности в компьютерном классе
1
Показ презентации, беседа, опрос
3
Знакомство с описанием предметов.
Наш компьютер - верный друг.
1
Показ презентации, беседа, диалог
4
Что умеет делать компьютер?
1
Опрос, Беседа
5
Из чего состоит компьютер?
1
Показ презентации, диалог
6
Мышь. Управление мышью.
1
Работа за компьютером, беседа
7
Клавиатура. Мастер-класс печати.
1
Работа за компьютером, диалог
8
"Турнир скоропечатников".
1
Работа за компьютером
9
Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы.
1
Работа за компьютером
10
Введение в логику. Алгоритмы.
1
Беседа, диалог
11
Решение логических задач. Упражнения на развитие внимания, мышления.
1
Опрос, диалог
12
Знакомство с программой «Рисуем вместе с Tux». Инструменты. Эффекты. Контуры
1
Беседа, диалог
13
Создание рисунка в программе.
1
Работа за компьютером
14
Проект "Моя школа".
1
Работа за компьютером
15
Проект "Моя семья".
1
Работа за компьютером
16
Завершение проектов.
1
Работа за компьютером
17
Свободное занятие. Занятие на компьютере по интересам
1
Работа за компьютером
Условия для реализации программы
Наличие компьютеров для работы ребят.
Программы «Рисуем вместе с Tux», openoffice.org Writer
Для показа презентаций мультимедийный проектор
Дидактический раздаточный материал
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Список литературы и ресурсы ИНТЕРНЕТ
Семенов А. Л., Рудченко Т. А.: Информатика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2011
Роберт И.В. «Современные информационные технологии в школьном образовании», М., Школа – Пресс, 2004 г.;