Рабочая программа по информатике для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ __________ООШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ __________ООШ
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
В результате реализации рабочей программы по информатике создаются условия для достижения всеми учащимися 5 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий, выполнением проектных работ.
Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания
Информация и информатика. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации(текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов(шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья
Понятие исполнителя. Неформальные и
формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.)как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательности. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов(нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Компьютер (7 ч) |
1/1 | | | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | Знакомятся с понятиями о видах информации: звуковой, зрительной, вкусовой, тактильной, обонятельной; систематизируют знания, полученные в начальных классах |
2/2 | | | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Вводный контроль | Систематизируют и обобщают знания, полученные в начальных классах о компьютере как инструменте для работы с информацией. Вводный контроль (предметные результаты) |
3/3 | | | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа № 1 «Ввод информации» | Изучают компьютер – инструмент для работы с информацией, знакомятся и отрабатывают на практике приёмы ввода информации в память компьютера |
4/4 | | | Управление компьютером. Практическая работа № 2 «Освоение мыши» | Закрепляют знания о компьютере как инструменте для работы с информацией. отрабатывают навыки управления компьютером |
5/5 | | | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | Разграничивают понятия «Источники» и «сигналы» информации. Усваивают понятия о приемниках информации. |
6/6 | | | Передача информации | Знакомятся с понятиями «рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью» |
7/7 | | | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | Знакомятся с понятиями «меню, главное меню, окно, элементы окна». Применяют полученные знания при работе на компьютере |
Информация вокруг нас (10 ч) |
8/1 | | | В мире кодов. Способы кодирования информации | Знакомятся со способами кодирования информации. Применяют полученные знания при работе на компьютере |
9/2 | | | Метод координат. Текст как форма представления информации | Изучают понятия «звуковое и письменное кодирование информации». Применяют полученные знания при работе на компьютере |
10/3 | | | Поиск информации. Практическая работа №5 «Ищем информацию в сети Интернет» | Отрабатывают навыки поиска Документов в сети Интернет |
11/4 | | | Кодирование как изменение формы представления информации | Демонстрируют уровень достижения планируемых предметных результатов по изученной теме, участвуют в само -взаимооценке результатов |
12/5 | | | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №6 «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор» | Отрабатывают базовые навыки преобразования информации |
13/6 | | | Создание проекта «Генеалогическое древо» при помощи компьютера | Участвуют в разработке проекта, оформляют материалы для портфолио |
14/7 | | | Защита проекта «Генеалогическое древо» Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Защищают проект. Отрабатывают навыки преобразования информации. Знакомятся с понятием «план действий», применяют полученные знания на практике. Промежуточный контроль (метапредметные результаты) |
15/8 | | | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях Промежуточный контроль | Отрабатывают навыки создания табличной формы записи плана действий. Решают задачи, применяя полученные знания Промежуточный контроль (предметные результаты) |
16/9 | | | Табличное решение логических задач. Практическая работа №7 «Создаём простые таблицы» . | Применяют при работе с компьютером полученные знания о понятия «схема, диаграмма, наглядная форма представления информации». |
17/ 10 | | | Разнообразие наглядных форм представления информации | Демонстрируют на практике разнообразные формы представления информации |
Подготовка текстов на компьютере (6ч) |
18/1 | | | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Отрабатывают навыки обработки текстовой информации, применяя полученные знания при работе на компьютере |
19/2 | | | Основные объекты текстового документа. Ввод текста Практическая работа №8 «Вводим текст» | Отрабатывают понятия «текстовый документ» и «работа с текстом», применяя полученные знания при работе на компьютере |
20/3 | | | Редактирование текста Практическая работа №9 «Редактируем текст» | Соотносят понятия «текстовый документ» и «работа с текстом», применяя полученные знания при работе на компьютере |
21/4 | | | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №10 «Работаем с фрагментами текста» | Изучают основные операции, проводимые с текстовыми фрагментами, выполняют практическую работу |
22/5 | | | Форматирование текста Практическая работа №11 «Форматируем текст» | Выполняют форматирование текстовых документов в текстовых редакторах |
23/6 | | | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №12 «Создаём списки» | Выполняют работу со списками, применяя полученные знания при работе на компьютере |
Компьютерная графика(6) |
24/1 | | | Компьютерная графика. Практическая работа №13 «Изучаем инструменты графического редактора» | Отрабатывают навыки создания графического документа и работы с графической информацией. |
25/2 | | | Инструменты графического редактора. Практическая работа №13 «Изучаем инструменты графического редактора» | Изучают основные инструменты графического редактора и применяют полученные знания на практике |
26/3 | | | Преобразование графических изображений Практическая работа №14 «Работаем с графическими фрагментами» | Выполняют преобразование графических изображений в графическом редакторе |
27/4 | | | Преобразование графических изображений в растровом редакторе. Практическая работа №14 «Работаем с графическими фрагментами» | Выполняют преобразование графических изображений в графическом редакторе Paint |
28/5 | | | Создание графических изображений. Практическая работа №15 «Планируем работу в графическом редакторе» | Создают графические документы и работают с графической информацией. |
29 29/6 | | | Обобщающий урок по теме «Преобразование информации» | Демонстрируют уровень достижения планируемых предметных результатов по изученной теме |
Информационные модели (2 ч) |
30/1 | | | Диаграммы. Практическая работа №16 «Строим диаграммы» | Изучают понятие «диаграммы». Отрабатывают навыки создания диаграмм в документе |
31/2 | | | Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере в редакторе Excel. Практическая работа №16 «Строим диаграммы» | Закрепляют понятие «диаграммы». Отрабатывают навыки создания диаграмм в документе |
Создание мультимедийных объектов (2 ч) |
32/1 | | | Создание движущихся изображений Практическая работа №17 «Создаём анимацию» Разработка проекта «Портфолио пятиклассника» | Повторяют и обобщают понятия «графика, графическая информация, рисунок, фотография» и создают движущиеся изображения в рамках проекта «Портфолио пятиклассника» |
33/2 | | | Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу». Разработка проекта «Портфолио пятиклассника» | Повторяют и обобщают понятия «графика, графическая информация, рисунок, фотография» и создают слайд-шоу в рамках проекта «Портфолио пятиклассника» |
Повторение и обобщение изученного (2ч.) |
34/1 | | | Повторение и обобщение изученного материала. Итоговый контроль | Повторяют и обобщают изученный в 5 классе материал по информатике. Выполняют контрольную работу. Итоговый контроль (предметные результаты) |
35/2 | | | Защита проекта «Портфолио пятиклассника» | Повторяют и обобщают изученный в 5 классе материал по информатике. Анализируют результаты итоговой контрольной работы. Защищают итоговый проект. Итоговый контроль (метапредметные результаты) |