Рабочая программа по информатике для учащихся 9 класса на 2014-2015 учебный год, 68 часов в год по 2 часа в неделю. Содержит, пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса »
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.Морозовска Ростовской области
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ №1
___________ /Е.В. Рожкова/
Приказ от « 29_» августа 2014г. №_01__
Рабочая учебная программа
по предмету «информатика»
для 9 класса
(базовый уровень обучения)
Количество часов: 68
Учитель: Ануфриенко О.В.
Программа разработана на основе
(программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова);
г. Морозовск
2014 г
Пояснительная записка
Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ» для 9 класса.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебнике, что способствует лучшему его освоению учениками.
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 9 класса в течение 68 часов (2 час в неделю), в вязи с тем что 1 урок выпадает на праздничный день 1 мая, программа рассчитана на 67 часов.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Содержание
(68 часов)
Передача информации в компьютерных сетях – 7 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Основные термины по разделу:
Web-браузер.Web-сайт. Web-сервер.Web-страница.WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.
Информационное моделирование – 5 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Основные термины по разделу:
Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Основные термины по разделу:
База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.
Табличные вычисления на компьютере – 13 час.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основные термины по разделу:
Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.
Управление и алгоритмы – 10 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.
Программное управление работой компьютера – 15 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Основные термины по разделу:
Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.
Информационные технологии и общество 6 час
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Основные термины по разделу:
Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Кол-во
часов
Тип урока
Домашнее задание
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
Передача информации в компьютерных сетях – 7 часов
1
Техника безопасности. Компьютерные сети
1
Изучение нового материала
§1
Иметь представление об компьютерных сетях.
Знать: виды компьютерных сетей
Уметь: пользоваться сетью компьютерного класса и периферийными устройствами
04.09
2
Электронная почта и другие услуги сетей.
1
Изучение нового материала, практика
§2
Иметь представление об интернете.
Знать: Основные элементы INTERNET
Уметь: создавать почтовый ящик
05.09
3
Аппаратное и программное обеспечение сети
1
Изучение нового материала, практика
§3
Знать: Технические средства глобальной сети. Программное обеспечение глобальной сети.
Уметь: Настраивать сеть
11.09
4
Работа с электронной почтой
1
Урок-практика
лекция
Уметь: отправлять и получать письма по электронной почте, создавать свой почтовый ящик.
12.09
5
Интернет и Всемирная паутина.Способы поиска в Интернете.
1
Изучение нового материала, практика
§4,5
Иметь представление о поисковых системах
Знать: поисковые системы, способы поиска в интернете
Уметь: искать информацию в сети с помощью поисковых программ
18.09
6
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
1
Урок-практика
лекция
Уметь: найти нужную информацию в Интернете, используя поисковые системы разными способами.
19.09
7
Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: как устроены компьютерные сети, для чего они используются, что такое Интернет.
Уметь: осуществлять обмен информацией в локальной и глобальной сетях, пользоваться электронной почтой, искать информацию с помощью поисковых систем.
25.09
2. Информационное моделирование – 5 часов
8
Что такое моделирование
1
Изучение нового материала
§6
Иметь представление о моделях
Знать: что такое моделирование, формализация, модель. Уметь: моделировать
26.09
9
Графические информационные модели
1
Изучение нового материала
§7
Знать: что из себя представляет графическая информационная модель, ее виды (карта, схема, чертеж, график)
02.10
10
Табличные модели.
1
Изучение нового материала
§8
Иметь представление о табличных моделях
Знать: табличные модели
Уметь: строить табличные модели
03.10
11
Информационное моделирование на компьютере
1
Комбинированный урок
§9
Иметь представление о математических моделях
Знать: для чего нужны математические модели
Уметь: создавать модели на компьютере
09.10
12
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: что такое натуральные и информационные модели, какие существуют виды информационных моделей, как они реализуются на компьютере, общие свойства моделей.
Уметь: строить табличные информационные модели по словесному описанию объектов и их свойств.
10.10
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов
13
Базы данных. Назначение СУБД
1
Изучение нового материала
§10,11
Иметь представление о СУБД
Знать: команды открытия БД, команды выборки
Уметь: составлять БД
16.10
14
Работа с готовой базой данных
1
Изучение нового материала, практика
лекция
Уметь: работать с готовой базой данных.
17.10
15
Создание и заполнение базы данных
1
Изучение нового материала, практика
§12
Иметь представление о типах и форматах данных
Знать: типы данных, форматы.
Уметь: заполнять БД
23.10
16
Создание БД на компьютере
1
Изучение нового материала, практика
лекция
Уметь: создавать базу данных на компьютере
24.10
17
Условия выбора и простые логические выражения
1
Изучение нового материала, практика
§13
Иметь представление о логических выражениях.
Знать: логические выражения, операции отношения.
Уметь: создавать запросы.
30.10
18
Формирование простых запросов к готовой базе данных
1
Урок-практика
лекция
Уметь: создать простые запросы к своей базе данных.
31.10
19
Условия выбора и сложные логические выражения
1
Изучение нового материала, практика
§14
Иметь представление о логических выражениях
Знать: логические выражение
Уметь: строить логические цепочки
13.11
20
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
1
Урок-практика
лекция
Уметь: создать сложные запросы к своей базе данных.
14.11
21
Сортировка, удаление и добавление записей
1
Изучение нового материала, практика
§15
Иметь представление о сортировки
Знать: команды выборки
Уметь: сортировать по нескольким ключам
20.11
22
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
1
Урок-практика
лекция
Уметь: создавать запросы на удаление и изменение, сортировать данные в базе данных.
21.11
23
Итоговая работа по базам данных
1
Комбинированный урок
лекция
Уметь: Работать в готовой базе данных, создавать свою, сортировать, удалять и добавлять записи, формировать запросы.
27.11
24
Контрольная работа по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: что такое база данных, СУБД, как создать базу данных, как извлечь из нее информацию.
Уметь: создавать базу данных на компьютере, работать в готовой базе данных на компьютере, записывать условия выбора в форме логических выражений, создавать запросы к базе данных, сортировать, добавлять и удалять записи.
28.11
4. Табличные вычисления на компьютере – 13 часов
25
Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую
1
Изучение нового материала
§16
Иметь представление о системах счисления.
Знать: виды систем счисления, причины использования двоичной системы в вычислительной технике
Уметь: переводить из десятичной системы счисления в другую
04.12
26
Перевод чисел из любой другой системы счисления в десятичную
1
Изучение нового материала
лекция
Знать: развернутую форму записи числа
Уметь: переводить числа из любой системы счисления в десятичную
05.12
27
Арифметика двоичных чисел
1
Изучение нового материала
§16, лекция
Знать: алгоритм выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления
Уметь: выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления
11.12
28
Перевод из одной системы счисления в другую
1
Урок обобщения и систематизации знаний
лекция
Знать: алгоритмы переводи из десятичной системы счисления в другие и обратно, как числа представляются в памяти компьютера
Уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия над двоичными числами
12.12
29
Представление чисел в памяти компьютера
1
Изучение нового материала
§17
Иметь представление о системах счисления.
Знать: виды систем счисления
Уметь: переводить из одной системы счисления в другую
18.12
30
Электронные таблицы.
1
Изучение нового материала
§18
Иметь представлениео электронных таблицах, о структуре ЭТ
Знать: отличие электронной таблицы от баз данных, что такое режим отображения данных
Уметь: заполнять таблицу
19.12
31
Правила заполнения таблиц
Работа с готовой электронной таблицей
1
Изучение нового материала, практика
§19
Знать: как представляются тексты в ЭТ, правила записи чисел, правила записи формул
Уметь: подготовить таблицу к расчетам, работать с готовой ЭТ, как заносить и работать с числами и формулами в ЭТ
25.12
32
Понятие диапазона. Относительная адресация
1
Изучение нового материала, практика
§20
Иметь представление об относительной адресации.
Знать: что такое диапазон
Уметь: сортировать таблицу.
26.12
33
Использование встроенных функций. Деловая графика. Условная функция
1
Урок-практика
§21, лекция
Иметь представление о диаграммах
Знать: типы диаграмм.
Уметь: использовать встроенные математические и статистические функции в электронной таблице, строить диаграммы
15.01
34
Логические функции и абсолютные адреса
1
Изучение нового материала, практика
§22
Иметь представление о логических функциях
Знать: абсолютные и относительные адреса
Уметь: задавать адреса
16.01
35
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели
1
Изучение нового материала, практика
§23,24
Иметь представление о моделях
Знать: этапы математического моделирования , что такое имитационная модель.
Уметь: строить математические модели в ЭТ.
22.01
36
Контрольная работа по теме «Табличные вычисления на компьютере»
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: как компьютер работает с числами, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую, что такое электронная таблица
Уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую, решать вычислительные задачи с помощью электронных таблиц, использовать ЭТ для информационного моделирования.
23.01
5. Управление и алгоритмы – 10 часов
37
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью
1
Изучение нового материала
§25,26
Иметь представлениео кибернетики
Знать: алгоритм управления, виды алгоритмов.
Уметь: строить алгоритмы
29.01
38
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритма
1
Изучение нового материала
§27,28
Иметь представление об алгоритмах
Знать: что такое алгоритм, исполнитель алгоритма, программа,ГРИС
Уметь: строить алгоритм, составлять линейные программы для ГРИС
30.01
39
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
1
Урок-практика
лекция
Уметь: работать в ГРИС «Кенгуренок», на базе него строить линейные алгоритмы
05.02
40
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
1
Изучение нового материала
§29
Иметь представлениеоб вспомогательном алгоритме
Знать: описание вспомогательного алгоритма
06.02
41
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов
1
Урок-практика
лекция
Уметь: работать в ГРИС «Кенгуренок», на базе него строить вспомогательные алгоритмы
12.02
42
Циклические алгоритмы
1
Изучение нового материала
§30
Иметь представление о блок – схемах алгоритма
Знать: команды циклов
Уметь: строить блок- схему
13.02
43
Работа с циклами
1
Урок-практика
лекция
Уметь: работать в ГРИС «Кенгуренок», на базе него строить циклические алгоритмы
19.02
44
Ветвления и последовательная детализация алгоритма
1
Изучение нового материала
§31
Иметь представление о блок – схемах алгоритма
Знать: команды ветвления
Уметь: строить блок- схему
20.02
45
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
1
Урок-практика
лекция
Уметь: работать в ГРИС «Кенгуренок», на базе него строить алгоритмы, используя метод последовательной детализации
26.02
46
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: что изучает наука кибернетика, что такое алгоритм управления, какие бывают алгоритмы, как они описываются
Уметь: работать в программной среде учебного исполнителя алгоритмов, составлять линейные, циклические алгоритмы и программы, алгоритмы ветвления и программы для его исполнения, описывать и использовать вспомогательные алгоритмы, применять метод последовательной детализации
27.02
6. Программное управление работой компьютера – 15 часов
47
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами.
1
Изучение нового материала
§32,33
Иметь представление о языках программирования, о системах команд, величинах
Знать: что такое система программирования, язык программирования
05.03
48
Алгоритмы работы с величинами.
1
Изучение нового материала
§32
Иметь представление о языках программирования, о системах команд, величинах
Знать: что такое система программирования, язык программирования
06.03
49
Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы
1
Изучение нового материала, практика
§34,35
Иметь представлениео алгоритмах, о языке программирования Паскаль
Знать: значение переменных, операторы Паскаля
Уметь: программировать
12.03
50
Разработка линейных алгоритмов
1
Урок-практика
лекция
Уметь: составлять линейные алгоритмы на языке программирования
13.03
51
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений
1
Изучение нового материала
§36,37
Иметь представление о ветвящихся алгоритмах, о полном и неполном ветвлении
Знать: сложные ветвящиеся алгоритмы, операторы ветвления в Паскале
Уметь: строить ветвящиеся алгоритмы
19.03
52
Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений
1
Урок-практика
лекция
Уметь: составлять программу с использованием простых ветвлений
20.03
53
Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером
1
Изучение нового материала
§38
Иметь представление о программировании диалога.
Знать: что такое диалог с компьютером
02.04
54
Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций
1
Урок-практика
лекция
Уметь: составлять программу на языке программирования с использованием логических операций
03.04
55
Программирование циклов
1
Изучение нового материала, практика
§39
Знать: что такое цикл с предусловием, цикл с постусловием.
Уметь: программировать
09.04
56
Разработка программ c использованием цикла с предусловием
1
Урок-практика
лекция
Уметь: составлять программу с использование цикла с предусловием
10.04
57
Алгоритм Евклида
1
Изучение нового материала
§40
Иметь представлениео алгоритме Евклида
Знать: описание алгоритма Евклида
16.04
58
Одномерные массивы в Паскале
1
Изучение нового материала, практика
§41,42
Иметь представление о таблицах и массивах
Знать: массивы в Паскале
Уметь: заполнять массив
17.04
59
Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве
1
Изучение нового материала, практика
§43
Иметь представлениео случайных чисел в Паскале
Знать: алгоритм поиска числа в массиве
Уметь: писать программу поиска числа
23.04
60
Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера».
1
Урок проверки знаний, умений и навыков
Знать: что такое программирование, как строятся вычислительные алгоритмы, как составляются программы на языке Паскаль
Уметь: строить несложные вычислительные алгоритмы, строить блок-схемы, составлять программу на языке Паскаль, работать в системе программирования Паскаль.
24.04
7. Информационные технологии и общество – 6 часов
61
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления
1
Изучение нового материала
§44,45
Иметь представление об истории информатики, об истории чисел и систем счисления
Знать: историю информатики
30.04
62
История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ
1
Изучение нового материала
§46, 47
Иметь представлениео счетно-перфорационных и релейных машинах, о структуре программного обеспечения
Знать: историю ЭВМ, четыре поколения ЭВМ, о перспективах пятого поколения, историю систем программирования, историю системного и прикладного ПО, ИКТ
07.05
63
Информационные ресурсы информационного общества
1
Изучение нового материала
§48
Знать: что такое информационные ресурсы, что такое информатизация.
Иметь: представление: о проблемах формирования информационного общества.
08.05
64
Проблемы формирования информационного общества
1
Изучение нового материала
§49
Знать: об информационных преступлениях, что такое информационная безопасность, о мерах обеспечения информационной безопасности
14.05
65
Контрольная работа по теме «Информационные технологии и общество»
1
Знать: историю информационных технологий и компьютерной техники, что такое информационное общество, информационные ресурсы общества, знать о проблемах информационной безопасности и их решении.
15.05
66-67
История чисел и систем счисления
21.05
22.05
Итого 67 часов
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-методические и материально- технические средства обучения
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор WinRar.
Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.