Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7 класса 2019-2020 учебный год»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Елионская средняя общеобразовательная школа”
Стародубского муниципального района Брянской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
Протокол № 1
от 29.08.2019 г.
Согласовано
Зам. директора по
УВР:______________
Н.И.Кузьменок
Утверждено
приказом № 168 от 29.08.2019 г.
Директор школы: __________ В.В.Галичанина
Рабочая программа
по информатике
для 7 класса
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Солодовников Виктор Валентинович
2019 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Елионская средняя общеобразовательная школа”
Стародубского муниципального района Брянской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
Протокол № 1
от 29.08.2019 г.
Согласовано
Зам. директора по
УВР:______________
Н.И.Кузьменок
Утверждено
приказом № 168 от 29.08.2019 г.
Директор школы: __________ В.В.Галичанина
Тематическое планирование
по информатике и ИКТ
для 7 класса
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Солодовников Виктор Валентинович
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Обучающийся научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Обучающийся получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
СОДЕРЖАНИЕ Учебного предмета
Введение 1 час
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Человек и информация 5 ч (4+1)
Информация и знания. Восприятие информации человеком. Информационные процессы . Работа с тренажёром клавиатуры. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.
Тестирование: «Человек и информация»
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК. Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Итоговое тестирование по теме, Компьютер: устройство и ПО
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер - 9 ч (3+6).
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Сохранение и загрузка файлов. Практическая работа Основные приемы ввода и редактирования текста. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Работа с таблицами. Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов. Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер.
Практика на компьютере
1. Кодирование текстовой информации
2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
4. Таблицы в текстовом документе
5. Нумерованные и маркированные списки;
6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
4. Графическая информация и компьютер - 6 ч (2+4)
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Кодирование изображения. Работа с векторным графическим редактором. Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе.
Практика на компьютере
1. Кодирование графической информации
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
3. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
4. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»
Итоговое тестирование по курсу 8 класса.
Практика на компьютере:
1. Cоздание презентаций в Power Point
2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point
4. Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
Тематическое планирование (35 часов)
№ урока
Тема урока
Дата проведения
план
факт
Введение 1 час
1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания
Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Человек и информация 5 ч (4+1)
2
Информация и знания. Восприятие информации человеком.
3
Информационные процессы. Работа с тренажёром клавиатуры
4
Практическая работа. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
5
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.
6
Тестирование «Человек и информация»
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
7
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.
8
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.
Практическая работа Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
9
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.
10
Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК
11
Файлы и файловые структуры.
Практическая работа. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
12
Работа с файловой структурой операционной системы. Практическая работа. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
13
Итоговое тестирование по теме, Компьютер: устройство и ПО
3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч (3+6)
14
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы
Практическая работа Кодирование текстовой информации
15
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
16
Сохранение и загрузка файлов. Практическая работа Основные приемы ввода и редактирования текста
17
Практическая работа. Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.
18
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены
19
Работа с таблицами. Практическая работа . таблицы в текстовом документе
20
Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов
21
Практическая работа. Нумерованные и маркированные списки;
Практическая работа. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
22
Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер
4. Графическая информация и компьютер - 6 ч (2+4)
23
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.
24
Графические редакторы растрового типа. Практическая работа
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
25
Кодирование изображения. Практическая работа. Кодирование графической информации
26
Работа с векторным графическим редактором
Практическая работа Создание рисунков в векторном графическом редакторе
27
Технические средства компьютерной графики
Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
28
Практическая работа Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
29
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации
Практическая работа. Создание презентаций в Power Point.
30
Практическая работа Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
31
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.
32
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Практическая работа . Использование гиперссылок, регистров в Power Point
33
Практическая работа. Создание презентации на заданную тему
34
Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»