РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету информатика и ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету информатика и ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету информатика и ИКТ, 8 класс
Настоящая рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса, II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:
• федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• примерной программы основного общего образования по информатике http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
• федерального и регионального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, реализующих программы общего образования
• учебника: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ.8, БИНОМ, 2008.( в школе используется учебник этого автора переведенного на татарский язык и изданного издательством «М?гариф»..2009) )
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися VIII класса в количестве 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету информатика и ИКТ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
___________/Салихова Р. Н./
Протокол № ___
от «__ »____________2015 г
«Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
__________________/М.Г. Низамиева/
«__ »____________2015 г.
«Утверждаю»
Руководитель
МБОУ «Верхнешикинская СОШ»
______________/А.Х. Ишматов/
Приказ № ___
от «__ »______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования по предмету
информатика и ИКТ
8 класс
на 2015-16 учебный год
Галиева Ильшата Закиевича
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от «__ »_______2015 г.
Верхние Шипки, 2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса, II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:
• федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• примерной программы основного общего образования по информатике http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
• основной образовательной программы МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
• базисного учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год
• федерального и регионального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, реализующих программы общего образования
• учебника: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ .8, БИНОМ, 2008 .( в школе используется учебник этого автора переведенного на татарский язык и изданного издательством «Мәгариф». .2009) )
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися VIII класса в количестве 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю .
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не-обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; про-водить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, гра-фики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакто-ров, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисци-плинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Учебно-тематический план
№
темы
Количество часов
контрольных
работ и тестов
практических работ
1
Человек и информация
4
1
2
Первое знакомство с компьютером
4
1
3
3
Обработка текстовой информации
14
1
9
4
Технология обработки графической информации
4
3
5
Технология мультимедиа
9
1
5
Всего
35
3
21
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Критерии знаний, умений и навыков учащихся
на экзамене по информатике
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно использованы научные термины:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания: речь грамотна и логически последовательна.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала:
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся на экзамене по информатике
При работе на компьютере учитывается:
Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Умения выбирать и загружать нужную программу.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».
Умения выполнять основные операции управления файлами.
Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS
Отметка «5»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования Бейсик.
Получен правильный результат.
Отметка «4»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования Бейсик.
Получен правильный результат.
Отметка «3»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружаете! нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования Бейсик.
Получен неправильный результат.
Отметка «2»
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования Бейсик.
Результат не получен.
Содержание программного материала
1. Человек и информация - 4 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 4 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 4 часов.
Области применения компьютерной графики. ммм
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа -9 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
Количество
часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Практическая
работа
Планируемые результаты освоения материала
Дата
проведения
По плану
фактически
1
2
3
4
5
6
7
8
Информация и информационные процессы 4 часа
1/1
Информация, информационные объекты различных видов. Информация в природе, обществе и технике.
1
УИНМ
Эвристическая беседа
Иметь представление об информации.
Знать: виды информации и формы её представления.
Уметь: различать декларативные и процедурные знания; приводить примеры информационных и неинформационных сообщений; различных видов информации из области человеческой деятельности, живой природы, техники
3.09
2/2
Информационные процессы. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного
1
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Фиксация аудио и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровой камеры
Знать сущностные характеристики информационных процессов (хранения, передачи и обработки информации); способы восприятия информации живыми организмами с помощью органов чувств.
Уметь перечислить свойства информации, представленной в форме сообщений (естественные языки), знаний (от папируса до диска) и распространяемой средствами массовой информации; приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники.
Владеть приемами фиксации аудио и видеоинформации с использованием цифровой камеры и устройств звукозаписи.
10.09
3/3
Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. . Измерение информации.
1
УИНМ
Эвристическая беседа, решение задач
Знать подходы к изучению понятия количества информации (как мера уменьшения, алфавитный подход). Знать единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт).
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую (например: из байт в биты, из Мбайт в байты, из Гбайт в Мбайт, из Кбайт в Мбайт), иметь представление об измеримости объема количества информации.
17.09
4/4
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование. Искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Измерение информации
1
КУ
Эвристическая беседа, решение задач
Знать подходы к изучению понятия количества информации (как мера уменьшения неопределённости знаний, алфавитный подход). Знать единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую (например: из байт в бит, из Мбайт в байт, из Гбайт в Мбайт, из Кбайт в Мбайт), иметь представление об измеримости объема количества информации.
- различать декларативные и процедурные знания, информационные и неинформационные сообщения
- знать сущностные характеристики информационных процессов
-уметь измерять информационный объем текста с алфавитной точки зрения,
переводить из одной единицы количества информации в другую (из Мбайт в Кбайт, из байт в Мбайт, из Гбайт в Кбайт)
24.09
Ознакомление с компьютером 4 часа
5/1
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов
1
УИНМ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, включение и выключение компьютера.
Знать: Правила Т.Б. при работе на компьютере; основные устройства компьютера их функции
Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители.
1.10
6/2
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура
1
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС)
Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера.
Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы.
Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)
8.10
7/3
Файлы. Файловые структуры. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
КУ
Эвристическая беседа
Знать: определение файла
Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога.
Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов.
Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов.
15.10
8/4
Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс) Пользовательский интерфейс.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Краткосрочная контрольная работа по теме «Информация. Компьютеры»
1
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях,использование различных носителей информации, расходных материалов.
Иметь представление об информационном пространстве.
Знать основные элементы рабочего стола, различие между значками и ярлыками.
Уметь создавать папки, создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки.
- Знать Т.Б. при работе на ПК
-Знать основные устройства компьютера и их функции
-знать типы программного обеспечения
- знать основные элементы рабочего стола
22.10
Обработка текстовой информации 14 часов
9/1
Тексты в компьютере. Текстовый редактор.
1
УИНМ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения
Знать: назначение и основные режимы работы текстового редактора
Уметь: запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы).
29.10
10/2
Текстовый редактор. Создание и простейшее редактирование документов.
2
КУ
Эвристическая беседа
Уметь: набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты).
12.11
11/3
Работа с текстовым редактором
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
19.11
12/4
Работа с текстовым редактором. Работа с фрагментами текста Форматирование текстов
2
КУ
Эвристическая беседа, решение задач
.
Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах.
Уметь: форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы.
Уметь форматировать символы и абзацы.
26.11
13/5
Работа с текстовым редактором. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Форматирование документа.
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
3.12
14/6
Использование мастеров и шаблонов текстового редактора
1
КУ
Эвристическая беседа, решение задач
Иметь представление об использовании в текстовых документах мастеров (например, мастер создания календаря) и шаблонов (пустые заготовки документов определенного назначения).
Уметь применять библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитка, реферат и др.).
10.12
15/7
Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ формул
3
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Вставка в документ формул, изображений, диа-грамм,
Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов.
Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ списков и таблиц.
КУ
Эвристическая беседа, решение задач
Знать виды списков (нумерованные и маркированные).
Иметь представление
об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ; Иметь представление о многоуровневых списках (вложенные списки).
24.12
17/9
Дополнительные возможности текстового редактора. Планирование работы над текстом
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Создание и форматирование списков
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Уметь включать списки в текстовый документ, включать таблицу, размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы.
14.01
18/10
Редактирование документа. Проверка орфографии. Запись и изменение выделений.
1
КУ
Эвристическая беседа, решение задач
Иметь представление о встроенной в текстовый редактор системе проверки правописания; автозамене частых опечаток и о настройке выделения исправлений.
Дополнительные возможности текстового редактора. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля.
1
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Создание гипертекстового документа
Иметь представление о гипертексте, гиперссылке; об использование стиля (абзацы и заголовки)
Знать состав гиперссылки (указатель ссылки и адресная часть ссылки).
Уметь распознать гипертекст в электронном документе создавать закладки и ссылки в документе.
28.01
20/12
Проверка правописания, словари. Системы перевода и распознания текстов
2
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Перевод текста с использованием системы машинного перевода
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность).
Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста).
4.02
21/13
Системы перевода и распознания текстов
Печать текста. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста
Краткосрочный контроль тест по теме «Текстовой редактор»
КУ
Эвристическая беседа, решение задач. Практическая работа
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.
Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере.
- знать назначение и основные режимы работы текстового редактора
- знать, как осуществляется редактирование документа
- Знать, как осуществляется форматирование документа
- Знать, как осуществляется встав списков и таблиц в текстовый документ
- Знать что такое гиперссылка и гипертекст
11.02
22/14
Примеры деловой переписки, учебной публикации. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)
1
УОС
Эвристическая беседа, решение задач
Уметь: создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля;
владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений;
использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари;
использовать сканер и программы распознавания печатного текста.)
18.02
Обработка графической информации 4 часа
23/1
Компьютерная графика: растровая и векторная.
1
УИНМ
Эвристическая беседа
Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы.
Уметь: создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения.
25.02
24/2
Работа с графическими редакторами
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора. Технические средство муль-тимедиа
1
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования
Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы
Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения.
Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов
Сканирование готовых изображений
Знать определение формата графического файла.
Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений
Уметь: вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты.
- знать виды представления графической информации, достоинство и недостатки такого представления
-Знать возможности, режимы работы и среду графического растрового редактора
Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора
- Знать определение формата графического файла. Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений
11.03
26/4
Создание графического объекта. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
1
УОС
Эвристическая беседа
Уметь: Создавать графический объект с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создавать изображения с помощью инструментов графического редактора. Создавать изображения с использованием сканера, цифрового фотоаппарата
18.03
Мультимедийные технологии 9 часов
27/1
Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа. Области при-менения.
1
УИНМ
Эвристическая беседа
Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа.
1.04
28/2
Компьютерные презентации.
3
КУ
Эвристическая беседа
Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания.
8.04
29/3
Компьютерные презентации.
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Уметь: создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию.
15.04
30/4
Компьютерные презентации.
КУ
Эвристическая беседа. Практическая работа
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
Уметь: вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера.
Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора.
22.04
31/5
Технические средство мультимедиа. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
3
КУ
Эвристическая беседа
Иметь представление об аналоговом и цифровом представление звука; оспособах записи музыки.
29.04
32/6
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
Эвристическая беседа. Практическая работа
Запись изображения и звука с использованием различных устройств (цифрового фотоаппарата, сканера, магнитофона).
Запись музыки.
Уметь: получать изображение с помощью сканера и цифрового фотоаппарата; записывать звук с помощью цифрового фотоаппарата, магнитофона; записывать музыку, вставлять полученные объекты в презентацию.
6.05
33/7
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. –Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов
Краткосрочная контрольная работа по теме «Мультимедийные технологии»
КУ
Практическая работа
Обработка материала, композиция и монтаж информационного объекта.
Иметь представление о монтаже информационного объекта
Уметь вырезать, копировать, склеивать звуковую и видеоинформацию.
- Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа.
- знать что такое презентация, виды презентаций, этапы создания презентаций
-уметь распознавать компьютерную презентацию, давать характеристику презентациям, распознавать вид презентации
13.05
34/8
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. Использование простых анимационных графических объектов.
1
КУ
Эвристическая беседа
Уметь: планировать презентацию и слайды; создавать презентацию; владеть вставкой изображений; настраивать анимацию; выступать устно, сопровождая презентацию на проекционном экране.
20.05
35/9
Собственный проект с использованием мультимедийной возможности компьютера.
1
УОС
Уметь: выступать с презентацией
27.05
Сокращения
УИНМ - Урок изучения нового материала
КУ - Комбинированный урок
УОС - Урок обобщения и систематизации
УКО - Урок контроля и оценки знаний, умений и навыков
Используемый УМК:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. 8 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).