Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 40 имени Вячеслава Токарева»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________________/ ФИО/ Протокол № ___от______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ / ФИО/ Протокол № ___от______20__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева» ________________/ФИО / Приказ № ____от _______20__г. |
«Утверждаю» Приказ ____ от «___»____________ 2014 г.
Директор МБОУ «СОШ 40 им. В.Токарева»
___________ Федака Н. И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной учебной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Авторской программы Угриновича Н. Д. 2010 год
Составитель: Емельянова О.Ю, учитель информатики
г. Бийск
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ составлена на основе
Примерной учебной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цели преподавания:
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи преподавания:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.
Учебно-методический комплект:
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс/Сост. М.В. Соловьева. – М.: ВАКО, 2012.
Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича/ авт.-сост. А.С. Николаев. – Волгоград: Учитель, 2012
Изменения в авторскую программу не внесены.
Характеристика организации учебного процесса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: ___70__ часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: ___2___часа в неделю
Методы обучения:
Вербальные, наглядные, практические методы обучения;
Индуктивные, дедуктивные методы обучения;
Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие;
Репродуктивные, продуктивные, эвристические;
Показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический;
Стимулирования, организация и контроля;
Изложения и организации самостоятельной учебной деятельности.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов.
Техники безопасности. Кодирование графической информации. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практические работы.
Кодирование графической информации. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов.
Кодирование текстовой информации. Создание, ввод и редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Практические работы.
Кодирование текстовой информации. Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Форматирование символов и абзацев. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Перевод текста с помощью компьютерного словаря. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов.
Кодирование числовой информации. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Построение диаграмм различных типов. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Тема 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 часов.
Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных типов алгоритмической структуры на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Переменная: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «Ветвление». Алгоритмическая структура «Выбор». Алгоритмическая структура «Цикл». Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.
Практические работы.
Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Проект «Переменные. Проект «Калькулятор. Проект «Строковый калькулятор. Проект «Даты и время. Проект «Сравнение кодов символов. Проект «Отметка. Проект «Коды символов. Проект «Слово-перевертыш. Проект «Графический редактор.
Тема 5. Моделирование и формализация – 10 часов.
Моделирование, формализация, визуализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей.
Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические работы.
Проект «Бросание мячика в площадку. Проект «Графическое решение уравнений. Проект «Распознавание удобрений. Проект «Модели систем управления.
Тема 6. Информатизация общества – 3 часа.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тема 7. Повторение – 3 часа
Планируемые результаты обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
как кодируется графическая и звуковая информация в памяти компьютера;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
виды графики, возможности графических редакторов;
сущность понятия «алгоритм», основные свойства алгоритма, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
основные алгоритмические конструкции;
назначение баз данных и систем управления базами данных;
сущность моделирования;
различные типы информационных моделей;
характерные черты информационного общества;
правила техники безопасности при работе на ЗВМ;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;
создавать рисунки, чертежи с использованием основных операций графических редакторов;
строить простейшие модели и исследовать их;
создавать базу данных и осуществлять поиск и сортировку в базах данных;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
записывать на языке программирования алгоритмы решения задач;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Тематический план Рабочей программы
учебного предмета по «Информатике и ИКТ»
(вариант: 70 ч в неделю; 35 учебных недели)
Номер темы и ее название | Всего часов на тему | Их них: | |
Теоретические занятия | Практические работы | Тестирование | |
Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | 15 | 8 | 7 | 1 | | |
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации. | 9 | 7 | 7 | 1 | |
Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации. | 10 | 7 | 5 | 1 | |
Тема 4.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. | 20 | 10 | 10 | 1 | |
Тема 5. Моделирование и формализация. | 10 | 6 | 4 | 1 | |
Тема 6. нформатизация общества. | 3 | 3 | - | 1 | |
Тема 7. Повторение. | 3 | 3 | - | - | |
ИТОГО | 70 | 44 | 33 | 6 | |
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерий оценки практического задания на компьютере
Отметка «5»:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере
- значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки за тестирование
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
65%-89% | хорошо |
50%-64% | удовлетворительно |
49% и менее | неудовлетворительно |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
АМР учителя: компьютер, экран, проектор, колонки, МФУ.
АМР ученика: компьютеры – 10 шт.
Характеристика практических работ
Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 175-177
Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 177-179
Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 179-183
Практическая работа 1.4 «Анимация»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 183-188
Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - стр. 188-191
Практическая работа 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 191-193
Практическая работа 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием нелинейного видеомонтажа»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 193-195
Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 196-199
Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - стр. 199-201
Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - стр. 201-203
Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 204-207
Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 207-211
Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 211-212
Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 212-213
Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - стр. 214-215
Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 216-218
Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 218-220
Практическая работа 3.4 «Посторонние диаграмм различных типов»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 220-228
Практическая работа 3.5«Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 228-232
Практическая работа 4.1.«Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 233-239
Практическая работа 4.2 «Проект «Переменные»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 239-242
Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 242-246
Практическая работа 4.4 «Проект «Строковый калькулятор»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 246-249
Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 249-252
Практическая работа 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 252-255
Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 255-257
Практическая работа 4.8 «Проект «Коды символов»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 258-260
Практическая работа 4.9 «Проект «Слово-перевертыш»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 261-263
Практическая работа 4.10 «Проект «Графический редактор»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 263-267
Практическая работа 5.1 «Проект «Бросание мяча в площадку»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 273-279
Практическая работа 5.2 «Проект «Графическое решение уравнений»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 279-283
Практическая работа 5.3 «Проект «Распознавание удобрений
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 283-285
Практическая работа 5.4 «Проект «Модели систем управления»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – стр. 286-291
№ п/п | Название практической работы | Ознакомительная практическая работа | Практическая работа с оценкой | Домашняя практическая работа |
1 | «Кодирование графической информации» | | + | |
2 | «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | | + | |
3 | «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | | + | |
4 | «Анимация» | | + | |
5 | «Кодирование и обработка звуковой информации» | | | + |
6 | «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | + | | |
7 | «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | + | | |
8 | «Кодирование текстовой информации» | + | | |
9 | «Вставка в документ формул» | | + | |
10 | «Форматирование символов и абзацев» | | + | |
11 | «Создание и форматирование списков». | | + | |
12 | «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | | + | |
13 | «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | | + | |
14 | «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | + | | |
15 | «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | | + | |
16 | «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | | + | |
17 | «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | | + | |
18 | «Построение диаграмм различных типов» | | + | + |
19 | «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | + | + | |
20 | «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | + | | |
21 | «Проект «Переменные» | | + | |
22 | «Проект «Калькулятор» | + | | |
23 | «Проект «Строковый калькулятор» | | | + |
24 | «Проект «Даты и время» | + | | |
25 | «Проект «Сравнение кодов символов» | | + | |
26 | «Проект «Отметка» | | + | |
27 | «Проект «Коды символов» | | + | |
28 | «Проект «Слово-перевертыш» | | + | + |
29 | «Проект «Графический редактор» | + | | |
30 | «Проект «Бросание мячика в площадку» | + | | |
31 | «Проект «Графическое решение уравнений» | | + | + |
32 | «Проект «Распознавание удобрений» | | + | + |
33 | «Проект «Модели систем управления» | | + | + |
Дополнительная литература
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187 с.: ил.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.: ил.
Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угринровича/ авт.-сост. А.С. Николаев. – Волгоград: Учитель, 2012. – 199 с.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 11 класс/ Сост. А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2012. – 80 с.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост. Н.А. Сухих, М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс/ Сост. М.В. Соловьева. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Увлекательная информатика. 5—11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры/ авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 141 с.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.
Интернет ресурсы:
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество.
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики.
http://www.metodist.lbz.ru Методическая служба.
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
http://www.uchportal.ru Учительский портал.
www.klyaksa.net Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
www.uroki.net
www.videouroki.net Видео уроки по информатике.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
9а | 9б | 9в | 9а | 9б | 9в |
1. | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | 15 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
1.1 | Техники безопасности. Кодирование графической информации. | 1 | | | | | | |
1.2 | Кодирование графической информации. | 1 | | | | | | |
1.3 | Практическая работа 1.1. | 1 | | | | | | |
1.4 | Растровая и векторная графика. | 1 | | | | | | |
1.5 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. | 1 | | | | | | |
1.6 | Практическая работа 1.2. | 1 | | | | | | |
1.7 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 1 | | | | | | |
1.8 | Практическая работа 1.3. | 1 | | | | | | |
1.9 | Растровая и векторная анимация. | 1 | | | | | | |
1.10 | Практическая работа 1.4. | 1 | | | | | | |
1.11 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | | | | | | |
1.12 | Практическая работа 1.5. | 1 | | | | | | |
1.13 | Цифровое фото и видео. | 1 | | | | | | |
1.14 | Практическая работа 1.6. Практическая работа 1.7 | 1 | | | | | | |
1.15 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | | | | | | |
2. | Кодирование и обработка текстовой информации. | 9 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
2.1. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1. | 1 | | | | | | |
2.2 | Создание, ввод и редактирование, сохранение и печать документов. | 1 | | | | | | |
2.3 | Практическая работа 2.2. | 1 | | | | | | |
2.4 | Форматирование документа. Практическая работа 2.3. | 1 | | | | | | |
2.5 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. | 1 | | | | | | |
2.6 | Таблицы. Практическая работа 2.5. | 1 | | | | | | |
2.7 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6. | 1 | | | | | | |
2.8 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7. | 1 | | | | | | |
2.9 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». | 1 | | | | | | |
3. | Кодирование и обработка числовой информации. | 10 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
3.1 | Кодирование числовой информации. Практическая работа 3.1. | 1 | | | | | | |
3.2 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | | | | | | |
3.3 | Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. | 1 | | | | | | |
3.4 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2. | 1 | | | | | | |
3.5 | Встроенные функции. Практическая работа 3.3. | 1 | | | | | | |
3.6 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 | | | | | | |
3.7 | Практическая работа 3.4. | 1 | | | | | | |
3.8 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | | | | | | |
3.9 | Практическая работа 3.5. | 1 | | | | | | |
3.10 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | 1 | | | | | | |
4. | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. | 20 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
4.1 | Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | | | | | | |
4.2 | Кодирование основных типов алгоритмической структуры на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. | 1 | | | | | | |
4.3 | Переменная: тип, имя, значение | 1 | | | | | | |
4.4 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | | | | | | |
4.5 | Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | | | | | | |
4.6 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | | | | | | |
4.7 | Практическая работа 4.1. | 1 | | | | | | |
4.8 | Практическая работа 4.2. | 1 | | | | | | |
4.9 | Практическая работа 4.3. Практическая работа 4.4. | 1 | | | | | | |
4.10 | Практическая работа 4.5. | 1 | | | | | | |
4.11 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «Ветвление». | 1 | | | | | | |
4.12 | Практическая работа 4.6. | 1 | | | | | | |
4.13 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «Выбор». | 1 | | | | | | |
4.14 | Практическая работа 4.7. | 1 | | | | | | |
4.15 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «Цикл». | 1 | | | | | | |
4.16 | Практическая работа 4.8. | 1 | | | | | | |
4.17 | Практическая работа 4.9. | 1 | | | | | | |
4.18 | Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования. | 1 | | | | | | |
4.19 | Практическая работа 4.10 | 1 | | | | | | |
4.20 | Тестирование по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | | | | | | |
5. | Моделирование и формализация. | 10 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
5.1 | Моделирование, формализация, визуализация. | 1 | | | | | | |
5.2 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | | | | | | |
5.3 | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 5.1. | 1 | | | | | | |
5.4 | Приближенное решение уравнений. | 1 | | | | | | |
5.5 | Практическая работа 5.2. | 1 | | | | | | |
5.6 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | 1 | | | | | | |
5.7 | Практическая работа 5.3. | 1 | | | | | | |
5.8 | Информационные модели управления объектами. | 1 | | | | | | |
5.9 | Практическая работа 5.4. | 1 | | | | | | |
5.10 | Тестирование по теме «Моделирование и формализация» | 1 | | | | | | |
6. | Информатизация общества. | 3 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
6.1 | Информационное общество. Информационная культура. | 1 | | | | | | |
6.2 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | | | | | | |
6.3 | Тестирование по теме «Информатизация общества» | 1 | | | | | | |
7. | Повторение. | 3 | | |
| Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
7.1 | Повторение | 1 | | | | | | |
7.2 | Повторение. | 1 | | | | | | |
7.3 | Повторение. | 1 | | | | | | |
| Итого: | 70 | | | | | | |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Класс | Дата | Количество непроведен- ных уроков | Причина | Коррекция | Согласование с курирующим завучем |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
19