ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы.
Рабочая программа по технологии (информационной) составлена на основе примерной программы по учебным предметам ФГОС.
Структура документа.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое распределение часов, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовке учащихся, список учебно-методической литературы.
Место предмета в Базисном учебном плане.
Технология (информационная) изучается в 7-8 математических классах основной школы. В 8 классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика.
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курса технологии (информационной), связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языках Бейсик и Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в 7 классе в рамках информационной технологии, другой начинают изучать в 8 классе (информационная технология) и продолжают углублять знания в старшей школе, в качестве раздела «Алгоритмизация и основы программирования» урока «Информатика и ИКТ»), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, в котором изучаются основы языка Бейсик, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), графику. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных.
Второй модуль – изучение более сложного по своей структуре языка программирования Паскаль.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Формирование алгоритмической культуры.
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языках Бейсик и Паскаль.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Личностно-ориентированная направленность курса.
Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Методы обучения:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- применение проблемного, деятельностного подхода к обучению;
Формы организации учебных занятий.
- лекционные занятия;
- уроки - практикумы;
В содержании программы курса 2 части:
• теоретическая;
• практическая.
В теоретической части рассматриваются основные понятия языков программирования Бейсик и Паскаль, основные алгоритмические конструкции.
В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.
Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
Курс предусматривает классно-урочную систему обучения.
Межпредметные связи.
Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
3