Данный курс входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Рекомендуемые профили — естественно-математический, гуманитарный и технологический. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе. Может быть реализован как в однопрофильных, так и многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации данного обучения в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организаций.
Курс рассчитан на 35 учебных часов. Оценивание знаний обучающихся производится по пятибалльной системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный курс входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Рекомендуемые профили — естественно-математический, гуманитарный и технологический. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе. Может быть реализован как в однопрофильных, так и многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации данного обучения в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организаций.
Курс рассчитан на 35 учебных часов. Оценивание знаний обучающихся производится по пятибалльной системе.
Курс преследует цель формирования у обучаемых креативности, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения.
Для этого решаются задачи: организация деятельностного обучения, т.е. включение учащихся в реализацию деятельности по созданию (шаг за шагом) своего личного, командного и общегруппового (школьного) вебсайта; модульность построения учебного материала, уровневый подход к формированию системы заданий; ориентация учебного процесса на раз- витие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; формирование комплекса показателей оценки знаний и умений обучаемого, четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации; организация коллективной работы; приобретение практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания веб-сайтов; приобретение навыков в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Задачи решаются посредством: проведения теоретических (лекции) и практических (лабораторные работы) занятий по тематике курса; выбора различных заданий для самостоятельной работы; углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов; самостоятельного выбора обучающимися объекта для проектирования, разработки и публичной защиты проекта. При этом упор в освоении курса сделан на практические занятия, доля которых составляет 85% от объема всего курса.
Планируемые результаты обучения. Участие в занятиях должно помочь обучающимся: понять роль и место конструктора-проектировщика-дизайнера в формировании окружающей человека предметной среды; повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования; приобрести начальную профессиональную подготовку (рабочую профессию) по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы.
Обучающиеся будут знать: эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства глобальной сети Интернета; основные этапы и задачи проектирования модели веб-сайта как системы; основные способы создания веб-страниц; основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов — HTML; основные способы защиты информации в Интернете; способы эффективной работы в команде.
В результате изучения курса обучающиеся будут уметь: выполнять поиск необходимой информации в Интернете; выполнять системное проектирование модели веб-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции; создавать веб-страницы, собирать и устанавливать веб-сайт, выполнять меры по защите информации; работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.
Проверку готовности школьников можно осуществить через анкетирование. Вопросы анкеты таковы: 1) Какова Ваша степень владения компьютером (подчеркните): не работал(а), начинающий пользователь, продвинутый пользователь, опытный специалист. 2) Что Вы умеете делать па компьютере (подчеркните): играть в компьютерные игры, оформлять документы в текстовом процессоре Word, решать задачи в табличном процессоре Excel, работать с графикой в графических редакторах, не знаком ни с одной из компьютерных программ. 3) Чему бы Вы хотели научиться на элективном курсе? 4) Какие из школьных предметов Вас больше всего интересуют? Почему? 5) Что Вы понимаете под занимательностью? 6) С какими занимательными материалами Вы работали (отгадывали или создавали)? 7) Ваше мнение о том, можно ли использовать занимательные материалы на уроках. 8) На каких уроках, по Вашему мнению, учителя используют занимательные материалы? Что это за материалы?
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Создаем школьный сайт в Интернете»
Место проведения: 12 каб.
№ п/п
Тема
Всего
часов
Кол-во часов
Формы контроля
теория
прак
тика
1
Тема 1:Осваиваем Интернет.
Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернет. Принципы функционирования сети. Сервисы Интернета. Программы просмотра (браузеры).
2
1
1
Анкетирование «Входная диагностика»
П/р №1: «Возможности и настройка браузера Internet Explorer».
Сообщения учащихся: «Способы подключения компьютера к сети», «Браузеры и их характеристики»
Включенный контроль
2
Тема 2:Создаем среду сайта.
Функции Web-сервера. ННТР-сервер Apache. Установка и настройка.
2
1
1
П/р №2: «Установка Web-сервера Apache. Определение его параметров и работоспособности. Автозагрузка».
Включенный контроль
3
Тема 3:Определяем функции сайта.
Виды сайтов. Функции сайтов.
2
1
1
П/р №3: «Определить функции и вид создаваемого школьного сайта»
Сообщения учащихся: «Обзор поисковых систем», «Обзор информационных ресурсов периодических и специализированных изданий»
Включенный контроль
Индивидуальная работа.
4
Тема 4:Проектируем внешний вид сайта.
Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация. Примеры разработки эскиза веб-страницы.
2
1
1
П/р №4: «Проработка основных страниц школьного сайта».
Сообщения учащихся: «Влияние цветовых оттенков на восприятие информации сайта»
Включенный контроль.
Индивидуальная работа.
5
Тема 5: Проектируем карту сайта.
Карта сайта. Виды карт сайтов. Файловая структура сайта.
2
1
1
П/р №5: «Разработать карту школьного сайта и макет организации файловой структуры сайта»
Сообщения учащихся: «Кодовые таблицы»
Включенный контроль
6
Тема 6: Создаем свою первую веб-страницу.
Автоматизированный способ создания веб-страницы. Режим теговой разметки.
3
1
2
П/р №6: «Форматирование текста в соответствии с эскизом страницы и сохранение его как веб-страницу».
П/р №7: «Создание веб-страницы с краткими сведениями о каком – либо человеке»
Включенный контроль.
Индивидуальная работа.
7
Тема 7:Подключаем графические объекты.
Использование редактора MSWord. Создание прозрачного фона. Теговое включение графики.
4
1
3
П/р №8: «Создание рисунка и преобразование его из формата .bmp в формат .gif. Вставка рисунка в текст документа в соответствии с эскизом страницы»
П/р №9: «Форматирование текста исходной веб-страницы».
П/р №10: «Создание веб-страницы с демонстрацией графиков базовых математических функций».
Сообщения учащихся: «Методы сжатия графической информации»,
«Оптимизация графики для использования ее на веб-страницах».
Включенный контроль
Индивидуальная работа.
Показ работ через проектор
8
Тема 8:Выполняем верстку страниц.
Визуальное создание таблиц в редакторе MSWord. Теговое создание таблиц. Создание фреймовой структуры.
П/р №12: «Удаление из HTML-документа границ фреймов и полосы прокрутки»
П/р №13: «Создание фреймового HTML-документа».
П/р №14: «Создание разметки элементов дизайна и их верстки при использовании таблиц и фреймовой структуры».
Сообщения учащихся: «Автоматизированные средства верстки, применяемые в издательской
деятельности».
Включенный контроль
Индивидуальная работа.
9
Тема 9:Собираем и публикуем сайт на веб-сервере.
Создание гиперссылок в редакторе MSWord. Теговое создание гиперссылок. Управление фреймами. Копирование сайта на сервер. Тестирование сайта.
4
1
3
П/р №15: «Создание текстового документа об истории гимназии, определение гиперссылок и сохранение как веб-страницы».
П/р №16: «Копирование сайта и размещение его на сервере»
Включенный контроль
Индивидуальная работа.
10
Тема 10: Оживляем сайт.
Создание анимированного изображения. Оптимизация анимации.
5
1
4
П/р №17: «Создание кадров для анимированного изображения».
П/р №18: «Создание анимации из кадров с интервалом в 1 сек.»
П/р №19: «Оптимизация анимированного изображения (снижение объема файла)».
П/р №20: «Создание собственного баннера».
Сообщения учащихся: «Специализированные программы для создания анимированного изображения».
Включенный контроль
Индивидуальная работа.
11
Тема 11: Защищаем сайт.
Основные правила обеспечения безопасности сервера. Основные параметры защиты НТТР-сервера Apache.
4
1
3
П/р №21: «Определение содержимого секции Directory каталога htdocs. Запрещение доступа к этому каталогу».
П/р №22: «Создание двух разделов сайта: один для всеобщего обозрения, другой – для использования только в пределах подсети школы»
Сообщения учащихся: «Хакеры и хакерские атаки», «Парольная защита», «Компьютерные вирусы и способы борьбы с ними».
Включенный контроль.
Защита своей работы
ИТОГО:
35 ч.
11 ч.
24ч.
Содержание учебного курса
Осваиваем Интернет. История развития сети Интернет. Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернету. Принципы функционирования сети. Сервисы Интернета: передача файлов, электронная почта, доски объявлений, поиск данных и программ, поиск людей. Программы просмотра (браузеры).
Практические работы: Возможности и настройка браузера Internet Explorer
Создание среды сайта. Функции Web-сервера. HTTP-сервер Apache.
Практические работы: Установка Web-сервера Apache. Определение его параметров и работоспособности. Автозагрузка.
Определение функции сайта. Виды сайтов. Функции сайта.
Практические работы: Определение функций и вида создаваемого школьного сайта
Проектирование внешнего вида сайта. Стартовая страница. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация. Разработка эскиза web-страницы.
Практические работы: Проработка основных страниц школьного сайта
Проектирование карты сайта. Карта сайта. Виды карт сайтов. Файловая структура сайта.
Практические работы: Проработка основных страниц школьного сайта
Создание web-страницы
Автоматизированный способ создания web-страниц.
Режим теговой разметки.
Практические работы:
Форматирование текста в соответствии с эскизом страницы и сохранение его как веб-страницы;
Создание веб-страницы с краткими сведениями о каком – либо человеке.
Подключение графических объектов
Форматы графических файлов.
Использование редактора MS Word
Создание прозрачного фона в редакторе Photoshop
Теговое включение графики.
Практические работы:
Создание рисунка . Вставка рисунка в текст документа в соответствии с эскизом страницы.
Форматирование текста исходной веб-страницы.
Создание веб-страницы с демонстрацией графиков базовых математических функций.
Верстка страниц
Визуальное создание страниц в редакторе MS Word
Теговое создание таблиц.
Создание фреймовой структуры.
Практические работы:
Создание HTML-документа, содержащий таблицу с фоновой закраской ячеек.
Удаление из HTML-документа границ фреймов и полосы прокрутки
Создание фреймового HTML-документа.
Создание разметки элементов дизайна и их верстки при использовании таблиц и фреймовой структуры.
Публикация сайта на web-сервере. Создание гиперссылок в редакторе MS WORD.
Теговое создание гиперссылок. Управление фреймами. Копирование сайта на сервер. Тестирование сайта.
Практические работы: Создание текстового документа об истории гимназии, определение гиперссылок и сохранение как веб-страницы. Копирование сайта и размещение его на сервере.
Оживление сайта. Создание анимированного изображения. Оптимизация анимации.
Практические работы: Создание кадров для анимированного изображения. Создание анимации из кадров с интервалом в 1 сек. Оптимизация анимированного изображения (снижение объема файла).
Создание собственного баннера.
Защита сайта. Основные правила обеспечения безопасности сервера. Основные параметры защиты НТТР-сервера Apache.
Практические работы: Определение содержимого секции Directory каталога htdocs. Запрещение доступа к этому каталогу. Создание двух разделов сайта: один для всеобщего обозрения, другой – для использования только в пределах подсети школы.
Перечень учебно-методических средств обучения
Монахов М.Ю., Воронин А.А. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс. Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 128 С.: ил.