Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс ФГОС »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Астаховская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор школы________ Н.А. Волков
Приказ от 31.08.2015 №113
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и информационно-коммуникативным технологиям
на 2015-2016 учебный год
Уровень общего образования, класс: среднее общее образование, 10-11 классы
Количество часов: 69
Учитель: Ярцева Ирина Викторовна
Программа разработана на основе примерной программы по информатика и ИКТ. М.: Планета, 2010г.
Пос. Молодёжный
Раздел 1. Пояснительная записка
Основными целями образовательного процесса являются:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов;
• сформировать общие закономерности развития основ системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования,
обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Нормативные акты, учебно-методические документы:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
Программы общеобразовательных учреждений. Информатике. 10 - 11 классы. Автор М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
3.Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе».
4. Образовательная программа МБОУ Астаховской СОШ.
5.Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
6.Учебный план МБОУ Астаховской СОШ на 2015-2016 учебный год.
7. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Астаховской СОШ.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10- 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, рабочие программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 10-11 классов И.Г. Семакин (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формализованные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Структуры записи и исполнение алгоритма визуализируются.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
В последних разделах курса отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных часов (не менее 12 часов). При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов, также на изучение раздела «Алгоритмизация», и отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Логическая последовательность содержания учебного материала.
Придерживаюсь целей, педагогических идей, основных образовательных и педагогических задач, обозначенных автором. Распределение тем проводится в соответствии с учебником и рекомендациями автора.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ, учебному плану МБОУ Астаховская СОШ на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах выделяется 69 учебных часов (по 1 часу в неделю, 35 учебных недели).
Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.
Раздел 4. Содержание учебного предмета для 10 КЛАССА
№
п\п
Содержание учебного предмета
1.
Информация. Введение. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Теоретическая информатика. Измерение информации.
2.
Информационные процессы. Процесс хранения и передачи информации. Обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
3.
Программирование обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык программирования. Элементы языка Паскаль. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, вводи и вывод данных. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Строки символов. Комбинированный тип данных.
Содержание учебного предмета для 11 класса
№
п\п
Содержание учебного предмета
1.
Информационные системы и базы данных. Что такое система. Модели систем. Информационные системы. База данных. Проектирование многотабличной базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных.
2.
Интернет. Организация глобальных сетей. WWW – всемирная паутина. Web- сайт. Создание таблиц и списков.
3.
Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
4.
Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Раздел 5. Тематическое планирование
10 класс
№
п\п
Содержание учебного предмета
Основные виды деятельности
1.
Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
2.
Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации.Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
3.
Программирование обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.
Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
11 класс
№
п\п
Содержание учебного предмета
Основные виды деятельности
1.
Информационные системы и базы данных. Система.Модели систем.Пример структурной модели предметной области. Информационная система. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных.
• Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых.
Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
2.
Интернет. Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WWW – Всемирная паутина. Веб- сайт. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице.
3.
Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Модели статистического прогнозирования. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование корреляционных зависимостей. Модель оптимального планирования.
4.
Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Учебно-тематическое планирование для 10 класса
№
п\п
Содержание программы
Количество часов
Общее
теория
практика
контрольная работа
Информация
8
7
5
1
Информационные процессы
6
6
2
Программирование обработка информации
21
19
5
2
ИТОГО:
35
32
12
3
Учебно-тематическое планирование для 11 класса
№
п\п
Содержание программы
Количество часов
Общее
теория
практика
контрольная работа
1.
Информационные системы и базы данных
10
9
5
1
2.
Интернет
6
5
4
1
3.
Информационное моделирование
6
6
3
4.
Социальная информатика
12
11
1
1
ИТОГО:
34
31
13
3
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Кол-во
план
факт
Раздел. Тема урока
Основные виды учебной деятельности. Виды контроля.
Требования к результату
Оборудование. Дополнительная литература
Информация
Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами списками деревьями; проверять свойства этих объектов; оперировать используя графический интерфейс: открывать, сохранять объекты, архивировать информацию.
Презентация, интерактивная доска.
1
1
01.09
Введение. Понятие информации.
2
1
08.09
Представление информации, языки, кодирование.
3
1
15.09
Диагностическая тестовая работа.
4
1
22.09
Измерение информации. Алфавитный подход. Практическая работа №1 по теме «Шифрование данных»
5
1
29.09
Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 по теме «Измерение информации»
6
1
06.10
Представление чисел в компьютере. Практическая работа № 3 по теме «Представление чисел»
7
1
13.10
Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №5 по теме «Представление изображения и звука»
8
1
20.10
Растровая и векторная графика.
Информационные процессы
9
1
27.10
Хранение информации
10
1
10.11
Передача информации
11
1
17.11
Обработка информации и алгоритма. Практическая работа № 6 по теме «Управление алгоритмическим исполнителем»
12
1
24.11
Автоматическая обработка информации. Практическая работа №7 по теме «Автоматическая обработка данных».
13
1
01.12
Информационные процессы в компьютере.
14
1
08.12
Архитектура персонального компьютера.
Программирование обработки информации
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.
Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
Презентация, интерактивная доска
15
1
15.12
Контрольная работа за первое полугодие.
16
1
22.12
Алгоритмы и величины
17
1
12.01
Структура алгоритма.
18
1
19.01
Паскаль – язык структурного программирования.
19
1
26.01
Элементы языка Паскаль и типы данных.
20
1
02.02
Операции, функции, выражения.
21
1
09.02
Операции, функции, выражения.
22
1
16.02
Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Практическая работа № 8 по теме «Программирование линейных алгоритмов»
23
1
27.02
Логические величины, операции, выражения
24
1
01.03
Логические выражения на Паскале. Практическая работа № 9 по теме «Программирование логических выражений»
25
1
12.03
Программирование ветвлений. Практическая работа № 10 по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов».
26
1
15.03
Пример поэтапной разработки программы решения задачи.
27
1
22.03
Программирование циклов. Практическая работа № 11 по теме «Программирование циклических алгоритмов»
28
1
05.04
Вложенные и итерационные циклы.
29
1
12.04
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа № 12 по теме «Программирование с использованием подпрограмм»
30
1
19.04
Массивы
31
1
26.04
Организация ввода и вывода данных с использование файлов. Промежуточная аттестация.
32
1
03.05
Типовые задачи обработки массивов.
33
1
10.05
Символьные тип данных.
34
1
17.05
Строки символов.
35
1
24.05
Комбинированный тип данных.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
Кол-во
план
факт
Раздел. Тема урока
Основные виды учебной деятельности. Виды контроля
Требования к результату
Оборудование. Дополнительная литература
Информационные системы и базы данных
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Презентация, интерактивная доска
1
1
01.09
Что такое система.
Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых.
Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
2
1
08.09
Модели систем.
3
1
15.09
Диагностическая контрольная работа (тест)
4
1
22.09
Пример структурной модели предметной области. Практическая работа № 1 по теме «модели систем»
5
1
29.09
Что такое информационная система. Практическая работа № 2 по теме «Проектные задания по системологии»
6
1
06.10
База данных – основа информационной системы.
7
1
13.10
Проектирование многотабличной базы данных. Практическая работа № 3 по теме «Знакомство с СУБД»
8
1
20.10
Создание базы данных. Практическая работа № 4 по теме «Создание базы данных»
9
1
27.10
Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа № 5 по теме «Реализация простых запросов в режиме дизайна»
10
1
10.11
Логические условия выбора данных
Интернет
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Презентация, интерактивная доска
11
1
17.11
Организация глобальных сетей. Практическая работа № 6 по теме «Интернет. Работа с электронной почтой»
12
1
24.11
Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа № 7 по теме «Работа с браузером. Просмотр веб-страницы».
13
1
01.12
WWW-Всемирная паутина. Практическая работа № 8 по теме «Работа с поисковыми системами»
14
1
08.12
Инструменты для разработки веб-сайтов. Практическая работа № 9 по теме «Разработка сайта».
15
1
15.12
Контрольная работа за первое полугодие.
16
1
22.12
Инструменты для разработки веб-сайтов.
Информационное моделирование
Выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; анализировать и структурировать данные при решении задач; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; исследовать с помощью информационных моделей информационные процессы; строить, исходя из явлений реального мира, и интерпретировать по отношению к этим явлениям описания: таблицы, диаграммы, графы, схемы; строить модели внутреннего состояния моделируемого объекта, используя величины и правила записи имен величин и работы с ними, принятые в языках программирования.
Применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств Знаков символические действия, включая моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта.
Презентация, интерактивная доска
17
1
12.01
Создание сайта «Домашняя страница»
18
1
19.01
Создание таблиц и списков на веб-странице
19
1
26.01
Компьютерное информационное моделирование
20
1
02.02
Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа № 10 по теме «регрессионные модели»
21
1
09.02
Модели статистического прогнозирования. Практическая работа № 11 по теме «Прогнозирование»
22
1
16.02
Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая работа № 12 по теме «Корреляционная зависимость»»
Социальная информатика
Оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки; выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; использовать информационные ресурсы общества в познавательной и практической деятельности.
Сформировать понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ. Сформировать мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
учебную деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Презентация, интерактивная доска
23
1
27.02
Модели оптимального планирования. Практическая работа № 12 по теме «Оптимальное планирование»
24
1
01.03
Информационные ресурсы
25
1
12.03
Информационное общество
26
1
15.03
Информационное общество
27
1
22.03
Правовое регулирование в информационной сфере
28
1
05.04
Проблема информационной безопасности
29
1
12.04
Информационные ресурсы
30
1
19.04
Информационное общество
31
1
26.04
Промежуточная аттестация
32
1
03.05
Повторение. Информационные системы
33
1
10.05
Повторение информационное моделирование.
34
1
17.05
Повторение социальная информатика
Раздел 7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
Старшая школа
базовая
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт по информатике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета информатики.
1.1
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)
Д
1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень)
Д
1.3
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике
Д
1.4
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике
Д
1.5
Авторские рабочие программы по информатике
Д
1.6
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Д
1.7
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 класса.
Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.8
Учебник для базового обучения
К
1.9
Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический)
К
1.10
Научная, научно-популярная литература, периодические издания
П
Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки
1.11
Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)
П
1.12
Дидактические материалы по всем курсам
Ф
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
2.
Печатные пособия
Плакаты
Таблицы, схемы, диаграммы и графики
должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).
2.1
Организация рабочего места и техника безопасности
Д
3.
информационно-коммуникативные средства
Программные средства
Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
3.1
Операционная система
К
3.2
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
К
3.3
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
К
3.4
Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.
К
3.5
Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами
3.6
Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.
Д
Устанавливается на сервере, для остальных компьютеров необходимы клиентские лицензии.
3.7
Антивирусная программа
К
3.8
Программа-архиватор
К
3.9
Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков
К
3.10
Программа для записи CD и DVD дисков
К
3.11
Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.
К
3.12
Мультимедиа проигрыватель
К
Входящий в состав операционных систем или другой
3.13
Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов
П
3.14
Редактор Web-страниц.
К
3.15
Браузер
К
Входящий в состав операционных систем или другой
3.16
Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.
К
3.17
Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук.
К
3.18
Интегрированные творческие среды.
К
3.19
Система программирования.
К
3.20
Клавиатурный тренажер.
К
3.21
Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных
К
4.
Экранно-звуковые пособия
4.1
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Д
Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия».
5.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
5.1
Экран (на штативе или настенный)
Д
Минимальный размер 1,25 × 1,25 м
5.2
Мультимедиа проектор
Д
В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам
5.3
Персональный компьютер – рабочее место учителя
Д
Основные технические требования:
операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.4
Персональный компьютер – рабочее место ученика
К
Основные технические требования:
операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.5
Принтер лазерный
П
Формат А4
Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 × 600 dpi
5.6
Принтер цветной
П
Формат А4
Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4),
цветная печать: 6 стр./мин.
5.7
Принтер лазерный сетевой
Д
Формат А4
Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600×600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.8
Сервер
Д
Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.9
Источник бесперебойного питания
Д
Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.
5.10
Комплект сетевого оборудования
Д
Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.
5.11
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
Д
Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек.
5.12
Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения)
Ф
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП
5.13
Копировальный аппарат
Д
Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
5.14
Сканер
Д
Оптическое разрешение не менее 1200×2400 dpi
5.15
Цифровой фотоаппарат
Д
Рекомендуется использовать фотоаппараты со светочувствительным элементом не менее 1 мегапикселя
5.16
Устройство для чтения информации с карты памяти
(картридер)
Д
5.17
Цифровая видеокамера
Д
С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой
5.18
Web-камера
Д/Ф
5.19
Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники
Ф
В комплекте к каждому рабочему месту
5.20
Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники
Д
В комплекте к рабочему месту учителя
5.21
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры)
П
Не менее 4-х октав
5.22
Внешний накопитель информации
Д
Емкость не менее 120 Гб
5.23
Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)
Д
Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб
Расходные материалы
5.25
Бумага
Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса
5.26
Картриджи для лазерного принтера
5.27
Картриджи для струйного цветного принтера
5.28
Картриджи для копировального аппарата
5.29
Дискеты
5.30
Диск для записи (CD-R или CD-RW)
5.31
Спирт для протирки оборудования
Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год
6.
МОДЕЛИ
6.1
Устройство персонального компьютера
Д/Ф
Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере
6.2
Преобразование информации в компьютере
Д/Ф
6.3
Информационные сети и передача информации
Д/Ф
6.4
Модели основных устройств ИКТ
Д/Ф
8.
МЕБЕЛЬ
8.1
Компьютерный стол
Д/Ф
8.2
Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью
Д
8.3
Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ
Д
8.4
Запирающиеся шкафы для хранения оборудования
Д
Раздел 8. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины и системы их оценки
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 10 КЛАССА
№
п\п
Содержание учебного предмета
Планируемые результаты
Базовый уровень
Повышенный уровень
1.
Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами списками деревьями; проверять свойства этих объектов; оперировать используя графический интерфейс: открывать, сохранять объекты, архивировать информацию.
2.
Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
3.
Программирование обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.
Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 11 КЛАССА
№
п\п
Содержание учебного предмета
Планируемые результаты
Базовый уровень
Повышенный уровень
1.
Информационные системы и базы данных. Система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Информационная система. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных.
Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
2
Интернет. Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WWW – Всемирная паутина. Веб- сайт. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице.
3
Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Модели статистического прогнозирования. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование корреляционных зависимостей. Модель оптимального планирования.
Выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; анализировать и структурировать данные при решении задач; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; исследовать с помощью информационных моделей информационные процессы; строить, исходя из явлений реального мира, и интерпретировать по отношению к этим явлениям описания: таблицы, диаграммы, графы, схемы; строить модели внутреннего состояния моделируемого объекта, используя величины и правила записи имен величин и работы с ними, принятые в языках программирования
Применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств Знаков символические действия, включая моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта.
4
Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки; выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; использовать информационные ресурсы общества в познавательной и практической деятельности.
Сформировать понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ. Сформировать мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
учебную деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Контроль и оценка результатов обучения
Контроль и оценка по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется на основании «Положения о текущей и итоговой аттестации учащихся» и «Положения о системе контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся» МБОУ Астаховская СОШ
Оценивание ведется по 5-бальной шкале.
Виды контроля:
Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность работы – не более 25 минут.
При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия:
-сверка с образцом (ответом);
-повторное решение задачи;
-решение обратной задачи;
-проверка полученных результатов по условию задачи;
-примерная оценка искомых результатов;
-проверка на частном случае.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос.
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Оценка ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя или
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере или работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Также в качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к
собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых
соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время
тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений. Большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка,
содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно или работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
«Рекомендовать рабочую программу
к утверждению»
Председатель методического совета
____________ _/ Е.И. Родная/
Протокол от « 31» августа 2015г. №1
«Согласовано»
Заместитель директора
_____________ / Е.И. Родная/
«31» августа 2015г.
Приложение
Контрольно-измерительные материалы для 10 класса
Диагностическая контрольная работа
1 вариант
1) Информация –это….
2) Перечислите основные формы представления информации.
3) Переведите: а) 94 байта в биты б) 25 кбайт в биты
4) Перечислите основные устройства ввода и вывода информации в компьютере, их назначение.
5) Внешняя память- это….
6) В чём различие по способу хранения данных и их ёмкости: дискета, винчестер, СD,DVD-диски. Опишите их характеристики, различия в способах хранения.
7) Система программирования – это..
а) комплекс инструментальных средств, предназначенных для работы с программами на языке программирования
б) прикладная программа специального назначения
в) развлекательная программа
г) набор программ, управляющих оперативной памятью и всеми устройствами компьютера, ведущий диалог с пользователем
8) Файл- это…
а) данные не имеющие имя
б) данные имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера
в) место для хранения только числовой информации
г) программное обеспечение компьютера
9) Сколько бит информации используется для кодирования одного символа в памяти компьютера?
а) 2 б) 5 в) 2 г) 8
10 Гипертекст - это …
а) текстовый документ
б) текст, организованный в виде последовательных смысловых связей между его отдельными фрагментами
в) гиперактивный фрагмент электронной книги
г) таблица кодировки
11 Что из перечисленного является структурными единицами текста
13 Решите задачу: Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого – 500 байтов. На сколько битов информационный объём первого сообщения больше объёма второго сообщения? Запишите решение.
14 Растровая кристаллическая решётка это..
а) точки по горизонтали б) количество точек по горизонтали умноженное на количество точек по вертикали в) соотношение величин г) набор графических примитивов
15 Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующей пословицы: Речь вести – не лапти плести.
16 Компьютерная презентация –это…
17 Перечислите известные вам типы графических файлов
2 вариант
1) Информатика –это….
2) Перечислите основные единицы измерения информации.
3) Переведите: а) 448 бит в байты б) 147456 бит в Кбайты
4) Перечислите основные устройства компьютера, их назначение.
5) Внутренняя память- это….
6) Что такое программное обеспечение компьютера, в чём разница между прикладным и системным программным обеспечением?
7) Операционная система – это..
а) система программирования
б) прикладная программа специального назначения
в) развлекательная программа
г) набор программ, управляющих оперативной памятью и всеми устройствами компьютера, ведущий диалог с пользователем
8) Папка - это…
а) место для хранения вложенных папок и файлов различного типа
б) данные имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера
в) место для хранения только числовой информации
г) программное обеспечение компьютера
9) Сколько байт информации используется для кодирования одного символа в памяти компьютера?
а) 2 б) 1 в) 2 г) 8
10 Пользовательский интерфейс - это …
а) текстовый документ
б) текст, организованный в виде последовательных смысловых связей между его отдельными фрагментами
в) гиперактивный фрагмент электронной книги
г) способ взаимодействия программы с пользователем
11 Что из перечисленного является стандартными компонентами среды текстового редактора
а) символ, число, гиперссылка
б) среда текстового редактора
в) символ, слово, строка, абзац, страница, раздел
г) меню команд, строка состояния, текстовый курсор, рабочее поле
13 Решите задачу: Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого – 128 битов. Во сколько раз информационный объём первого сообщения больше объёма второго сообщения? Запишите решение.
14 Векторная графика это ..
а) представление информации в виде простейших геометрических фигур, составляющих изображение б) количество точек по горизонтали, умноженное на количество точек по вертикали
в) соотношение величин г) набор графических примитивов
15 В кодировке Unicode, где на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующей пословицы: Где родился, там и сгодился.
16 Мультимедиа- это….
17 Перечислите известные вам типы текстовых файлов
Полугодовая контрольная работа №2, 10 класс
Вариант №1
Часть I
С точки зрения нейрофизиологии, информация – это:
а) символы; б) сигналы; в) содержание генетического кода; г) интеллект.
2. С точки зрения алфавитного (объемного) подхода 1 бит - это …
3. Переведите в Килобайты: а) 10240 бит, б) 20 Мбайт
4. Объект, заменяющий реальный процесс, предмет или явление и созданный для понимания закономерностей объективной действительности называют …
Объектом;
Моделью
Заменителем
Все вышеперечисленные варианты
5. Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера?
Иерархического
Табличного
Сетевого
Логического
Часть II
Статья, набранная на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Информационный объём статьи составляет 25 Кбайт. Определите, сколько бит памяти используется для кодирования каждого символа, если известно, что для представления каждого символа в ЭВМ отводится одинаковый объём памяти.
1) 6 2) 8 3) 10 4) 12
2. Файл размером 2 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 16 секунд. Определите время в секундах, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 4096 Кбайт. В ответе укажите только число секунд. Единицы измерения писать не нужно.
3. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляют из заглавных букв (задействовано 26 различных букв) и десятичных цифр в любом порядке.
Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит).
Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 40 номеров.
1) 120 байт 2) 160 байт 3) 200 байт 4) 240 байт
4. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 46 2) 26 3) 16 4) 13
5. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город З?
Часть III
1. У Васи есть доступ к Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения им информации 217 бит в секунду. У Пети нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 216 бит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет скачивать для него данные объемом 8 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу. Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 1024 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах), с момента начала скачивания Васей данных, до полного их получения Петей? В ответе укажите только число, слово «секунд» или букву «с» добавлять не нужно.
2. В бутыли, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутыли. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится лимонад?
Вариант 2
Часть I
С точки зрения генетики, информация – это:
а) символы; б) сигналы; в) содержание генетического кода; г) интеллект.
2. Укажите правильный порядок этапов передачи информации.
1) канал связи
2) кодирующее устройство
3) декодирующее устройство
4) источник
5) получатель
3. Переведите в байты: а) 1024 бита, б) 2,5 Мбайта
4. Модели по структуре подразделяются на …
Табличные, иерархические, сетевые
Табличные, сетевые, графы
Табличные, графы, специальные
Нет правильного ответа
5. Результатом процесса формализации является …
Описательная модель
Математическая модель
Графическая модель
Предметная модель
Часть II
1. Статья, набранная на компьютере, содержит 64 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
2. Файл размером 2 Кбайта передаётся через некоторое соединение со скоростью 256 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно.
3. В марафоне участвуют 300 атлетов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 160 спортсменов?
1) 1600 бит 2) 140 байт 3) 160 байт 4) 180 байт
4. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 46 2) 26 3) 16 4) 13
5. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Часть III
1. Документ объёмом 20 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами.
А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.
Б. Передать по каналу связи без использования архиватора.
Какой способ быстрее и насколько, если:
- средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 222 бит в секунду;
- объём сжатого архиватором документа равен 90% исходного;
- время, требуемое на сжатие документа, — 14 секунд, на распаковку — 3 секунды?
В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один способ быстрее другого. Так, например, если способ Б быстрее способа А на 23 секунды, в ответе нужно написать Б23. Единицы измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно.
2. В бутыли, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутыли. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится квас?
Ключ для проверки полугодовой контрольной работы в 10 классе
№ вопроса
Кол-во баллов
1 вариант
2 вариант
часть I
1
1
б
в
2
1
1 бит – информационный вес двоичного алфавита
42135
3
2
а) 1,25 Кб
б) 20480 Кб
а) 128 байт
б) 2621440 байт
4
1
b
a
5
1
a
b
часть II
1
2
3
1
2
2
32
4096
3
3
4
4
4
2
3
3
5
2
9
13
часть III
1
3
1088
Б13
2
2
в бутыли
в банке
Критерии оценивания: 17- 22 балла – «5», 14- 16 баллов – «4», 10-13 баллов – «3», менее 10 баллов – работа не зачтена.
Контрольно-измерительные материалы для 11 класса
Диагностическая контрольная работа
1 вариант
А1 Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 5 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.
A2 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
A
B
C
D
E
F
Z
A
4
11
25
B
4
5
C
11
5
3
8
12
22
D
3
4
E
8
4
3
F
12
1
Z
25
22
3
1
1) 25 2) 22 3) 19 4) 17
А3 Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.
x1
x2
x3
x4
x5
x6
x7
F
0
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
Какое выражение соответствует F?
1) x1 x2 ¬x3 x4 x5 ¬x6 x7
2) x1 x2 ¬x3 x4 x5 ¬x6 x7
3) ¬x1 ¬x2 x3 ¬x4 ¬x5 x6 ¬x7
4) ¬x1 ¬x2 x3 ¬x4 ¬x5 x6 ¬x7
А4 В каталоге находятся файлы со следующими именами:
corvin.doc
escorte.dat
esccorte.doc
record.docx
score5.docx
side-core.doc
Определите, по какой из масок будет выбрана указанная группа файлов:
А5 Автомат получает на вход трехзначное десятичное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
Перемножаются первая и вторая, а также вторая и третья цифры числа.
Полученные два числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 157. Произведения: 1*5=5, 5*7=35. Результат: 535. Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.
1) 1214 2) 1612 3) 2433 4) 244
A6 В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы тёти Седых П.А. (тётя – это родная сестра матери или отца).
А7 На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Какое число появится в ячейке D1, если скопировать в нее формулу из ячейки C2?
A
B
C
D
1
1
2
3
2
5
4
=A$2+$B$3
3
6
7
=A3+B3
1) 11 2) 9 3) 8 4) 6
А8 Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. В результате был получен файл размером 1 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какая из приведенных ниже величин наиболее близка к времени, в течение которого проводилась запись?
1) 10 сек 2) 30 сек 3) 50 сек 4) 75 сек
А9 Для кодирования букв А, В, С, D используются трехразрядные последовательные двоичные числа, начинающиеся с 1 (от 100 до 111 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов CDAB и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:
1) А5216 2) 4С816 3) 15D16 4) DE516
A10 На числовой прямой даны два отрезка: P = [10, 50] и Q = [70, 90]. Выберитетакой отрезок A, что формула
( (xP) → (x ) ) /\ ( (xA) → (xQ) )
тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении
переменной х. Если таких отрезков несколько, укажите тот, который имеет
большую длину.
1) [8, 91] 2) [28, 81] 3) [48, 67] 4) [68, 73]
А11 Для регистрации на сайте некоторой страны пользователю необходимо придумать пароль длиной ровно 15 символов. В пароле можно использовать десятичные цифры и 11 различных символов местного алфавита, причем все буквы используются в двух начертаниях – строчные и прописные. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый пароль – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 30 паролей.
1) 360 байт 2) 450 байт 3) 330 байт 4) 300 байт
А12 В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10 и целочисленные переменныеk,i. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется:
for i:=0 to 10 do A[i]:=i;
for i:=0 to 4 do begin
k:=A[10-i];
A[10-i]:=A[i];
k:=A[i];
end;
Чему будут равны элементы этого массива?
1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
2) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3) 0 1 2 3 4 5 4 3 2 1 0
4) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10
A13
Б1 Исполнитель КАЛЬКУЛЯТОР имеет только две команды, которым присвоены номера:
Прибавь 5
Умножь на 3
Выполняя команду номер 1, КАЛЬКУЛЯТОР прибавляет к числу на экране 5, а выполняя
команду номер 2, умножает число на экране на 3. Напишите программу, содержащую не
более 5 команд, которая из числа 2 получает число 59.
Б2 Определите значение переменной P после выполнения следующего фрагмента программы:
P:=1; i:=3;
while i
P := P * (i div 3);
i := i + 1;
end;
Б3 Дан фрагмент электронной таблицы:
А
В
C
1
???
=2*A1+9
2
2
=2*A1-5
36
=A1+C1
Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, положительны.
Б4 Для кодирования сообщений решено использовать последовательности разной длины, состоящие из знаков «+» и «-». Сколько различных сообщений можно закодировать, используя в каждом из них не менее 2-х и не более 6 знаков?
Б5 Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:
var k, s: integer;
begin
s:=1;
k:=0;
while k
s:=s+2*k;
k:=k+4;
end;
write(s+k);
end.
Б6 Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:
F(1) = 1, F(2) = 1
F(n) = F(n-2)*n, при n 2
Чему равно значение функции F(7)? В ответе запишите только натуральное число.
Б7 В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 68 и 94 заканчиваются на 3. Определите основание системы счисления.
Б9 На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Б10 Документ объёмом 60 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами:
А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.
Б. Передать по каналу связи без использования архиватора.
Какой способ быстрее и насколько, если:
средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 220 бит в секунду;
объём сжатого архиватором документа равен 60% исходного;
время, требуемое на сжатие документа, – 20 секунд, на распаковку – 2 секунды?
В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один способ быстрее другого.
Так, например, если способ Б быстрее способа А на 50 секунд, в ответе нужно написать Б50.
Единицы измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно.
Б11 В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети:
IP-адрес: 224.230.250.29 Маска: 255.255.240.0
При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.
A
B
C
D
E
F
G
H
0
19
208
224
230
240
248
255
Пример. Пусть искомый адрес сети 192.168.128.0 и дана таблица
A
B
C
D
E
F
G
H
128
168
255
8
127
0
17
192
В этом случае правильный ответ будет HBAF.
Б12 В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос
Количество страниц (тыс.)
Пушкин | Лермонтов
5200
Лермонтов
3000
Пушкин & Лермонтов
1200
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Пушкин
Б13 У исполнителя Калькулятор три команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. прибавь 3
3. умножь на 2
Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 15?
Ключи
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
2
3
4
3
1
1
1
1
4
4
4
3
2
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В9
В10
В11
В12
В13
2221
24
7
124
65
105
13
17
А170
DEFA
3400
102
Критерии оценивания
Всего 25 заданий, 13 заданий с выбором ответа, каждое из которых оценивается в 1 балл, и 12 заданий части Б – 2 балла за правильно выполненное задание.