kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике. 6 класс. ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Рабочая программа по информатике. 6 класс. ФГОС.

1.Пояснительная записка. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

           2. Общая характеристика учебного предмета.

           3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  2. Содержание учебного предмета, курса.
  3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  4. 7.Описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса.
  5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике. 6 класс. ФГОС. »

Комитет образования и науки

Администрации г. Новокузнецка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»




Утверждаю:

директор школы

____________ Л.В. Исламова


«30» августа 2013 г.

Программа рекомендована педагогическим советом школы Протокол №1

от « 30 » августа2013 г.



Рассмотрена на заседании ШМО естественно-научного цикла

Руководитель:

___________ Л.В. Петухова


Протокол № 1


от «26» августа 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: информатика

Классы: 5-а.б, 6-а,б

Учитель: Папшева В.В.




г. Новокузнецк – 2013г.

  1. Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.


Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа по информатике для 5-6 классов разработана на основе ст. 14, 15 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы основного общего образования по информатике с учётом типа (муниципальное общеобразовательное) и статуса (основная общеобразовательная школа) ОУ, авторской учебной программы (авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отраженных в концепции развития школы на 2010-2014 гг.



  1. Общая характеристика учебного предмета


Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования качеств личности.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент:

  • на изучении фундаментальных основ информатики,

  • на формировании информационной культуры,

  • на развитии алгоритмического мышления.

Целью настоящего курса является овладение обучающимися приемами работы за компьютером и знакомство с компьютерными средами, приобретение ими знаний и умений, способствующих успешному дальнейшему освоению базового курса информатики и ИКТ в старших классах. Формирование практически значимых умений и навыков осуществляется с помощью разнообразного дидактического материала, компьютерных обучающих и развивающих программ, отвечающим особенностям и возможностям данной категории детей.

Данный курс информатики  рассчитан на обучение с применением компьютера. При организации учебного процесса учтено, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 20 минут за урок. На каждом занятии предусмотрена и теория и практика.

Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, географии. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт  введения новых обобщающих понятий.

В обучении информатике применяются (с помощью средств ИКТ):

  • Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником);

  • Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, схема, интерактивная модель, демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеосюжетов);

  • Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • Проблемное обучение;

  • Метод проектов.

На уроках используются рабочие тетради по информатике для 5 и 6 классов под редакцией Л.Л. Босовой. Задания, представленные в рабочих тетрадях, базируются на идеях развивающего обучения, направлены на активизацию творческого потенциала учеников, умения находить способы получения и осмысления информации.

Для оценки достижений учеников используются следующие формы контроля:

  • промежуточный контроль,

  • проверочный контроль,

  • итоговый контроль (контрольная работа, тест (компьютерное тестиро­вание))

  • творческая работа,

  • контрольные тесты,

  • контрольные упражнения,

  • задания-шаблоны,

  • задания из рабочих тетрадей.

Для развития памяти, внимания, логики школьников используются программы учебно-развивающего и игрового характера.


Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся представлены в трех уровнях сложности.

В качестве одной из основных форм контроля проводится тестирование.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебном планом МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова» на изучение курса «Информатика» в основной школе выделено 204 часа.

Настоящая рабочая программа по информатике составлена на 70 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на два года обучения в 5-6-х классах.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
    освоения информатики

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5-6 классах, являются:

  • наличие представлений об информации;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

5. Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Черепаха, Водолей, Кузнечик (КУМИР) и др.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

4

Компьютерная графика

6

1

5

5

Создание мультимедийных объектов

7

1

6

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

7

9

Резерв

2

0

2


Итого:

70

30

40


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.


Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Тема 2. Компьютер (7 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.


Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.


Тема 4. Компьютерная графика (6 часов)

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;


Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 5. Создание мультимедийных объектов (7 часов)


Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.


Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.


Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.


Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 7. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.


Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);

  • создавать многоуровневые списки;

  • создавать табличные модели;

  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  • создавать диаграммы и графики;

  • создавать схемы, графы, деревья;

  • создавать графические модели.

Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.


Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Резерв учебного времени в 5–6 классах: 2 часа

Рекомендуемое поурочное планирование по курсу «Информатика»
для 5 класса


Номер урока

Тема урока

Параграф учебника


1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Введение, § 1

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

§ 2

3

Ввод информации в память компьютера.

Вспоминаем клавиатуру

§ 3

4

Управление компьютером.

Вспоминаем приёмы управления компьютером

§ 4

5

Хранение информации.

Создаём и сохраняем файлы

§ 5

6

Передача информации

§ 6 (1)1

7

Электронная почта. Работаем с электронной почтой

§ 6 (2)

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

§ 7 (1)

9

Метод координат

§ 7 (2)

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

§ 8 (1, 2)

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Вводим текст

§ 9 (3, 4)

12

Редактирование текста. Редактируем текст

§ 9 (5)

13

Работаем с фрагментами текста

§ 8 (6)

14

Форматирование текста. Форматируем текст

§ 8 (7)

15

Структура таблицы. Создаём простые таблицы

§ 9 (1)

16

Табличное решение логических задач

§ 9 (2)

17

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме

§ 10 (1, 2)

18

Диаграммы. Строим диаграммы

§ 10 (3)

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Изучаем инструменты графического редактора

§ 11 (1)

20

Устройства ввода графической информации.

Работаем с графическими фрагментами

§ 11 (2)

21

Планируем работу в графическом редакторе

§ 11 (1, 2)

22

Разнообразие задач обработки информации

§ 12 (1)

23

Кодирование как изменение формы представления информации

§ 12 (2)

24

Систематизация информации.

Создаём списки

§12 (3)

25

Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет

§ 12 (4)

26

Преобразование информации по заданным правилам.

Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

§ 12 (5)

27

Преобразование информации путём рассуждений

§ 12 (6)

28

Разработка плана действий и его запись

§ 12 (7)

29

Запись плана действий в табличной форме

§ 12 (8)

30

Создание движущихся изображений

§ 12 (9)

31

Создаём анимацию по собственному замыслу

§ 12 (9)

Итоговое повторение

32–33

Создаем слайд-шоу (выполнение и защита итогового проекта).


34–35

Резерв учебного времени







Рекомендуемое поурочное планирование по курсу «Информатика»
для 6 класса



Номер урока

Тема урока

Параграф учебника


1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение, § 1

2

Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы.

§ 2 (1)

3

Файлы и папки. Размер файла.

Работаем с объектами файловой системы

§ 2 (2, 3)

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношение является элементом множества. Отношения между множествами.

§ 3 (1, 2, 3)

5

Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов.

§ 3 (4)

6

Отношение является разновидностью.

Классификация объектов.

§ 4 (1, 2)

7

Классификация компьютерных объектов.

Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов.

§ 4 (3, 4)

8

Системы объектов. Разнообразие систем.

Состав и структура системы.

§ 5 (1, 2)

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

§ 5 (3, 4)

10

Персональный компьютер как система.

Создаем компьютерные документы

§ 6

11

Как мы познаем окружающий мир.

Создаем компьютерные документы (продолжение)

§ 7

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Конструируем и исследуем графические объекты

§ 8 (1, 2)

13

Определение понятия.

Конструируем и исследуем графические объекты

§ 8 (3)

14

Информационное моделирование как метод познания.

Создаём графические модели

§ 9

15

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Создаем словесные модели

§ 10 (1, 2, 3)

16

Словесные информационные модели. Математические модели.

Создаём многоуровневые списки

§ 10 (4)

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Создаем табличные модели

§ 11 (1, 2)

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре

§ 11 (3, 4)

19

Зачем нужны графики и диаграммы.

Наглядное представление процессов изменения величин.

Создаем модели – графики и диаграммы

§ 12 (1, 2)

20

Наглядное представление о соотношении величин.

Создаем модели – графики и диаграммы (продолжение)

§ 12 (3)

21

Многообразие схем.

Создаём модели – схемы, графы и деревья

§ 13 (1)

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач

§ 13 (2, 3)

23

Что такое алгоритм

§ 14

24

Исполнители вокруг нас

§ 15

25

Формы записи алгоритмов

§ 16

26

Линейные алгоритмы.

Создаем линейную презентацию Часы

§ 17 (1)

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Создаем презентацию с гиперссылками Времена года

§ 17 (2)

28

Алгоритмы с повторениями.

Создаем циклическую презентацию Скакалочка

§ 17 (3)

29

Знакомство с исполнителем Чертежник.

Пример алгоритма управления Чертежником

§ 18 (1, 2)

30

Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

§ 18 (3)

31

Конструкция повторения


§ 18 (4)

Итоговое повторение

32–33

Выполнение и защита итогового проекта.


34–35

Резерв учебного времени



Примерное календарно-тематическое планирование курса информатики 6 класса


п/п

Учебная тема

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведения

Д.З


Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты

Информационное сопровождение.

Цифровые и ЭОР

Контроль

по плану

по факту

1.

Техника безопасности и организации рабочего места.

§1. Объекты окружающего мира.


1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Предметные: иметь общее представления о целях изучения курса информатики. Общие представления об объектах.

Познавательные: ориентироваться в структуре учебника и системе условных обозначений.

Метапредметные: уметь работать с учебником.

Личностные: соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места.

ЦОР:

Плакаты: «Техника безопасности»,«Объекты».

Презентация «Техника безопасности»

УО

1-6 /09


§1. Стр.10-11

№3,5.9.

РТ. №3.4,9.12,13

2.

§2. Компьютерные объекты.

П/р № 1

«Работаем с основными объектами операционной системы»



1

Объекты операционной системы.

Файл. Имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации.


Предметные: знать основные понятия: операционная система, прикладная программа, файл, основные операции с файлами.

Метапредметные: основы ИКТ-компетентности (уметь работать на ПК).

Коммуникативные: Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время.

Личностные: Понимать важность для современного человека владения навыками работы на компьютере.


ЦОР:

Плакат: «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация

«Файлы и папки».

Единая коллекция ЦОР:

Анимация «Файлы и папки»,

«Программа «Проводник».



ПР

8-12/09


§2. Стр. 12-15.

РТ. №20, 21, 23. 24

3.

§2. Компьютерные объекты.

П/р № 2

«Работаем с объектами файловой системы»



1

Текущий, ПР

15-19/09


§2. Стр. 16-18.

РТ. №25-27

4.

§3. Отношения объектов их множеств.


Отношение. Отношение «является отношением множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава. Круги Эйлера.

Предметные: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку.

Метапредметные: Основы ИКТ – компетентности (уметь работать в графическом редакторе); уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время.


Презентация «Отношения объектов и их множеств»

УО

15-19/09


§3. Стр. 26 №4.

РТ. № 32-34, 35, 37

5.

§3. Отношения объектов их множеств.

П/р № 3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов»


1

Презентация «Отношения объектов и их множеств».

ЦОР: файлы головоломка.

hmp,

клоуны. hmp.


Текущий, ПР

22-26/09


§3. Стр. 26 №9.

РТ. № 40-46

6.

§4. Разновидность объектов и их классификация.

П/р № 4 « Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов»


1

Отношение «является разновидностью».

Схема разновидностей. Классификация.

Предметные: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку.

Метапредметные: Основы ИКТ – компетентности (уметь оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету и т.д.)

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимание значение логического мышления.

Коммуникативные: владеть устной речью


Презентация

«Разновидность объектов и их классификация».

ЦОР: файл Ошибка.doc.

Текущий, ПР

29-04/10


§4. Стр. 32 №6.

РТ. № 52, 53

7.

§4. Классификация компьютерных объектов.

1

Объект, отношение. Отношение «является разновидностью». Классификация.

Предметные: иметь представление о подходах к классификации компьютерных объектов.

Метапредметные: уметь оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету и т.д.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.




06-10/10


§4.

РТ. № 55-58

8.

§5. Системы объектов. Состав и структура системы.

П/р № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора»

1

Системный подход. Система, структура. Системный эффект. Выходы и входы системы.

Предметные: оперировать понятиями – система, её состав и структура.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе. Оперировать понятием системы, умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.


Презентация

«Системы объектов».

Плакат «Системы»

Текущий, ПР

13-17/10


§5. СТР. 38 №9.

РТ. № 63, 64

9.

§5. Система и окружающая среда.

Система как «чёрный ящик»

1

Система, структура. Системный эффект. Выходы и входы системы.

Чёрный ящик.

Предметные: оперировать понятиями – система, её состав и структура, черный ящик.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе. Оперировать понятием системы, умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимание необходимости использования системного подхода в жизни.


УО

20-24/10


§5.

РТ. № 66-67

10.

§6. Персональный компьютер как система.

П/р № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора»

1

Интерфейс. Пользовательский интерфейс. Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение. Информационные ресурсы.

Предметные: оперировать понятиями

интерфейс, пользовательский интерфейс; иметь представление о компьютере как системе.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе. Оперировать понятием системы, умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимости использования системного подхода в жизни.


Презентация

«Персональный компьютер как система».

ЦОР: файлы

Шутка.doc,

Домик.doc.

Текущий, ПР

27-31/10


§6.

РТ. № 73

11.

§7. Как мы познаем окружающий мир.

П/р № 6. «Создаем компьютерные документы»

1

Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие человеком мира через органы чувств, о видах мышления.

Предметные: иметь представление о чувственном познании окружающего мира, о способах познания человеком мира через органы чувств, о видах мышления.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Коммуникативные: обосновывать свой выбор.

Регулятивные: планировать последовательность действий.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.

Презентация

«Чувственное познание».

ЦОР: файлы

Дом. doc,

Мир. doc,

Воды1. doc,

Воды2. doc,

Воды3. doc.

Текущий, ПР

10-15/11


§7. № 9-11.

РТ. № 76, 81, 84

12.

§7. Как мы познаем окружающий мир.

П/р № 6. «Создаем компьютерные документы»

1

Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.

Мышление: понятие, суждение, умозаключение.

Предметные: иметь представление о чувственном познании окружающего мира, о способах познания человеком мира через органы чувств, о видах мышления

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.

ПР

17-22/11


§7. №4.

РТ. № 85

13.

§8. Понятие как форма мышления.

П/р № 7. «Конструируем и исследуем графические объекты»

1

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,

Обобщение, определение понятия.

Предметные: оперировать понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Иметь представления о том, как образуются понятия.

Метапредметные: уметь работать в графическом редакторе.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.

Презентация

«Понятие»

Текущий, ПР

24-29/11


§8. № 4,9.

РТ. № 88, 89, 93, 94

14.

§9. Информационное моделирование.

П/р № 8. «Создаем графические модели»

1

Объект – оригинал, модель, моделирование. Натурная модель, информационная модель.

Предметные: оперировать понятиями – модель, объект, оригинал. Иметь представление о видах моделей, о целях моделирования.

Познавательные: уметь создавать информационные модели объектов, явлений, процессов на формальном и естественном языках.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.

Метапредметные: уметь работать в графическом редакторе.

Личностные: понимать значение навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.


Презентация

«Информацион-ное моделирование».

ЦОР: файл

Мебель.doc

Текущий, ПР

01-06/12


§9. № 6.

РТ. № 103. 105. 111

15.

§10. Знаковые информационные модели.

П/р № 9. «Создаем словесные модели»

1

Словесное, художественное, научное описание.

Математическая модель.

Предметные: иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей.

Познавательные: уметь создавать информационные модели объектов, явлений, процессов на формальном и естественном языках.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.

Метапредметные: уметь работать в графическом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.


ЦОР: файл

Портрет-заготовка.doc,

История. doc,

Слова. doc.



Текущий, ПР

01-06/12


§10. № 2.

РТ. № 116, 120

16.

Контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

1


Регулятивные: уметь планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.


Итоговый, КР

08-13/12



17.


§10. Знаковые информационные модели.

П/р № 9. «Создаем словесные модели»

1

Словесное, художественное, научное описание.

Математическая модель.

Предметные: иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе, уметь распознавать знаковые информационные модели.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни.


ЦОР: файлы

Портрет-заготовка.doc,

История. doc,

Слова. doc.



Текущий, ПР

15-20/12


§10.

РТ. № 121

18.

§10. Знаковые информационные модели.

П/р № 10. «Создаем многоуровневые списки»

1

Словесное, художественное, научное описание.

Математическая модель.

Предметные: иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей: создавать и форматировать списки.

Предметные: создавать нумерованные, маркированные списки.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе, уметь распознавать знаковые информационные модели.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.


ЦОР: файлы

Устройства.doc,

Природа России. doc,

Вводные системы. doc.



Текущий, ПР

22-27/12


§10. № 3.

РТ. № 122

19.

§11. Табличные информационные модели.

П/р № 11. «Создаем табличные модели»

1

Таблица типа «объекты-свойства», типа «объекты –объекты - один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие.

Предметные: различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец), создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Познавательные: уметь выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.



Презентация

«Табличные информацион-ные модели»

Текущий, ПР

12-17/01


§11. Стр. 66-71. № 3.4.

РТ. № 125. 126

20.

§11. Табличные информационные модели.

П/р № 12. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

Предметные: различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец), создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Познавательные: выделять достоинства и недостатки текстовой формы представления информации.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.


Презентация

«Табличные информацион-ные модели»

Текущий, ПР

19-24/01


§11. Стр. 71-73. № 10.

РТ. № 129

21.

§11. Табличные информационные модели.

П/р № 12. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

Таблица типа «объекты-свойства», типа «объекты –объекты - один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие.

Предметные: представлять информацию в табличном виде.

Познавательные: выделять достоинства и недостатки текстовой формы представления информации.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.


Презентация

«Табличные информацион-ные модели»

Текущий, ПР

02-07/02


§11. Стр. 74-77.

№ 14.

РТ. № 132

22.

§12. Графики и диаграммы.

П/р № 13. «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

1

График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма.

Предметные: создавать круговые и столбчатые диаграммы.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.



Презентация

«Графики и диаграммы»

Текущий, ПР

09-14/02


§12.

РТ. № 136-137

23.

§12. Графики и диаграммы.

П/р № 13. «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

1

Предметные: создавать круговые и столбчатые диаграммы, понимать значение диаграмм как наглядного способа представления информации.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время.


Презентация

«Графики и диаграммы»

Текущий, ПР

16-21/02


§12.

РТ. № 138-140

24.

§13. Схемы.

П/р № 14. «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья»

1

Схема, граф, сеть, дерево.

Предметные: оперировать правилами построения схем, графов, деревьев. Выбирать формы представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, древо) в соответствии с поставленной задачей.

Метапредметные: уметь работать в текстовом редакторе.

Личностные: понимать значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни, понимать необходимость использования информационного моделирования в жизни.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать с воё время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.


Презентация

«Информационные модели – схемы, графы, деревья».

ЦОР: файлы

Солнечная система.doc,

Поездка.doc

Текущий, ПР

23-28/02


§13. № 1.

РТ. № 144, 146, 147

25.

§13. Схемы.

П/р № 14. «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья»

1

Схема, граф, сеть, дерево.

Текущий, ПР

02-07/03


§13. № 5.

РТ. № 152, 159

26.

§14. Что такое алгоритм.

1

Задача, последователь-ность действий, алгоритм.

Предметные: понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов.

Коммуникативные: определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению задачи.

Метапредметные: ИКТ-компетентность.

Познавательные: формирование алгоритмического мышления.

Личностные: формирование чувства ответственность за качество личной информационной среды.

Регулятивные: уметь решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественном и формальном языках.

Презентация

«Алгоритмы»

Текущий, УО

09-14/03


§14. № 3,5.

РТ. № 165

27.

§15. Исполнители вокруг нас.

1

Исполнитель, формальный исполнитель.

Презентация

«Исполнители вокруг нас»

Текущий, УО

16-21/03


§15. № 4,5.

РТ. № 168, 177

28.

§16. Формы записи алгоритмов.


1

Форма записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок – схема алгоритма.

Предметные: знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.


Текущий, УО

23-25/03

01-04/04



§16. № 2,4.

РТ. № 184

29.

§17. Типы алгоритмов.

П/р № 15. «Создаем линейную презентацию»

1

Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Предметные: уметь управлять исполнителем. Уметь оценивать эффективность линейного алгоритма, выделять повторяющиеся действия в алгоритме. Уметь составлять алгоритм с повторениями. Уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения.

Познавательные: формирование алгоритмического мышления.


Текущий, УО

06-11/04



§17. № 2.

РТ. № 187, 188

30.

§17. Типы алгоритмов.

П/р № 16. «Создаем презентацию с гиперссылками»

1


Текущий, ПР

13-18/04



§17. № 4.

РТ. № 193, 194

31.

§17. Типы алгоритмов.

П/р № 17. «Создаем циклическую презентацию»

1


Текущий, ПР

20-25/04



§17. № 8.

РТ. № 201, 202

32.

§18. Управление исполнителем Чертёжник

1

Исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, относительное смещение.

Предметные: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Познавательные: формирование алгоритмического мышления.


Текущий, УО

27-30/04



§18. Стр. 118-123

33.

§18. Управление исполнителем Чертёжник.

П/р № 18. «Выполняем итоговый проект»

1

Исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, относительное смещение.

Вспомогательный алгоритм. Основной алгоритм. Цикл n раз.


Текущий, ПР

01-13/05


§18. Стр. 125-127

34.

§18. Управление исполнителем Чертёжник.

П/р № 18. «Выполняем итоговый проект»

1

Предметные: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Познавательные: формирование алгоритмического мышления.


Текущий, ПР

15-20/05


§18. № 4

35.

Итоговая контрольная работа

1



Итоговый.

КР

22-27/05


§16.


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

  1. Программа для основной школы: 5–6 классы. Информатика/авт.-сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босоваатика.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по информатике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


В учебниках реализована главная цель- развитие личности школьника средствами информатики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5-6 классов за счёт дифференцированного учебного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, дополнительного материала: различных компьютерных практикумов, практических работ, исторического и справочного материала и др.

Рабочие тетради

  1. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат практикумы и контрольные задания, тесты ко всем главам учебника.

Методические пособия для учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.








В методических пособиях описана авторская технология обучения информатики. Пособия включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, практические работы на ПК, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, зачёты, решения задач на логику и смекалку.



Компьютерные и информационно коммуникативные средства обучения

Электронное приложение к УМК по информатике 5-6 класс:
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

  3. Авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  4. Ресурсы ЕК ЦОР
    http://school-collection.edu.ru/

  5. Методические разработки учителей

  6. Виртуальные лаборатории («Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).

  7. CD «Алгоритмика 2.0» фирмы «Новый диск»



Состав электронного приложения

Электронная форма учебников:

  • Контейнер электронных учебников (на носителе) 5-7 классов с интегрированным в него мультимедийными объектами и электронными рабочими тетрадями для учеников.

Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • дополнительные материалы для чтения;

  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);

  • логические игры;

  • демонстрационные работы;

  • интерактивные тесты.



Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Браузер.


Технические средства

  • Персональный компьютер с принтером

  • Интерактивная доска Smart Board

  • Сканер

  • Ксерокс

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска белая, маркерная, магнитная.

  • Комплект плакатов.

  • Портреты учёных.





  1. Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;


Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.


Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.



1 Номера в скобках означают номера по порядку пунктов параграфа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по информатике. 6 класс. ФГОС.

Автор: Папшева Виктория Владимировна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "рабочая программа 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124237"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414666320"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа 5 класс 18 ч.  Л.Л. Босова ФГОС "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-5-klass-18-ch-l-l-bosova-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "121137"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413895344"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по информатике 7 класс (базовый уровень, Л.Л. Босова) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-7-klass-bazovyi-urovien-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "101761"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402432732"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа "Информатика и ИКТ" для 5-9 классов по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammainformatikaiiktdlia59klassovpofgos"
    ["file_id"] => string(6) "308009"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458488180"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 7 класса на 2016-2017 уч.год 17 часов. Домашнее обучение. ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_informatikie_i_ikt_dlia_7_klassa_na_2016_2017_uch_ghod_1"
    ["file_id"] => string(6) "369879"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481778289"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства