Рабочая программа по информатике для 6 класса (уровень: базовый)
Рабочая программа по информатике для 6 класса (уровень: базовый)
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ». За основу взят учебно-методический комплекс Л. Л. Босовой
Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.
На современном этапе развития цивилизации информатика играет решающую роль во всех жизненных сферах. Она является одним из основных ресурсов, который во многом определяет уровень развития страны, её будущее.
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Поэтому информатика как предмет играет большую роль в учебном плане школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 6 класса (уровень: базовый) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________ ___________
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ _____________
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г.
«Утверждено»
Директор
________ Михайлюк В.В.
подпись ФИО
Приказ № _______
от «___»___________г.
Рабочая программа
по информатике
для 6(А, Б) классов
(уровень: базовый)
Учитель: информатики и ИКТ, соответствие занимаемой должности,
Агеева Альбина Ахнафовна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Класс-6
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы - 35 часов
Количество часов в неделю - 1час
Учитель - Агеева А.А.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2004 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностью здоровья»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Минобразования РФ №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо комитета образования ЕАО 10.04.2015 года № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году»;
- Разработка и оформление рабочих программ: методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2013.
- Приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозёрск» «Об утверждении учебного плана на 2015– 2016 учебный год» от 15. 06.2015 № 57;
- Приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск» № 56 от 15.06.2015г. «Об утверждении перечня учебников на 2015/2016 уч. г.»;
- Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозёрск».
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ». За основу взят учебно-методический комплекс Л. Л. Босовой
Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.
На современном этапе развития цивилизации информатика играет решающую роль во всех жизненных сферах. Она является одним из основных ресурсов, который во многом определяет уровень развития страны, её будущее.
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Поэтому информатика как предмет играет большую роль в учебном плане школы.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Цели школьного образования:
• научить учиться;
• научить объяснять явления действительности;
• научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни;
Цели данной программы:
• формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
• пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для решения этих целей поставлены следующие задачи:
Задачи обучения:
• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных обще учебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
• расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
• выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Задачи воспитания:
• воспитание средствами предмета культуры личности;
• воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Задачи развития:
• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Валеологические задачи:
• соблюдение гигиенических условий в классе;
• применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
• использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
• развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;
• поддержание благоприятного психологического климата на уроке.
Преподавание осуществляется по следующим учебникам и программам:
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009». Преподавание ведется по учебнику Л.Л. Босовой. «Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов за один год обучения.
Формы организации образовательного процесса, технологии обучения.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, Обучающиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе Обучающиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
Важным условием правильной организации образовательного процесса является выбор рациональной системы педагогических технологий, методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития обще учебных умений, специфики решаемых задач.
В своей работе я стараюсь применять дифференцированный подход к учащимся.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
• Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения (по В.В. Фирсову)
• Игровые технологии;
• Групповые технологии;
• Компьютерные технологии.
Методы:
• словесные (рассказ, беседа, познавательные игры, учебные дискуссии и др.)
• наглядные (демонстрация видеоуроков, моделей, компьютерных презентаций);
• исследовательские (решение текстовых задач, задач на построение и доказательство).
Система уроков условна, но все же выделяю следующие виды:
Урок-практикум. На уроке Обучающиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: решение различных задач, изучение свойств различных фигур, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
Общекультурная компетенция
^ Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний
Социально-трудовая компетенция
^ Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - организовать свою работу
Коммуникативная компетенция
^ Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения
Компетенция в сфере личностного определения
^ Способность и готовность: - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение
Ведущие принципы:
• научность;
• систематичность и последовательность;
• доступность;
• наглядность;
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• воспитывающий и развивающий характер обучения.
Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения).
Виды контроля
Формы контроля
вводный
текущий
тематический
итоговый
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
письменный опрос
тест
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Вводный контроль осуществляется в начале каждого урока, в форме фронтального или индивидуального опроса, самостоятельной работы.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
В 6 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ.
Обучающиеся должны иметь представление:
о основных понятиях: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
как образуются понятия;
возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;
понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;
представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
Обучающиеся должны знать:
требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
виды систем счисления;
правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
как человек познает мир через органы чувств;
отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
понятие цикла, его разновидности.
Обучающиеся должны владеть умениями:
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в текстовом редакторе;
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в текстовом процессоре;
переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в текстовом редакторе;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
приводить примеры данных логических отношений;
составлять план преобразования информации различными способами;
приводить примеры классификаций по определенному признаку;
приводить примеры различные виды суждений;
приводить примеры умозаключений;
приводить примеры алгоритмов;
составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
составлять циклические алгоритмы;
работать в программе для создания презентаций.
Содержание курса информатики и ИКТ для 6 класса
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 6 классов общеобразовательных школ составлено в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики.
. Содержание тем
1. Компьютер и информация (12 ч. =4ч.т.+ 6,5ч. Пр.+ 1,5ч. К.р., тест)
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым редактором OpenOffice.org Writer».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
Обучающиеся должны знать:
• правила техники безопасности при работе за компьютером;
• принципы организации информации: файл, папка;
• единицы измерения информации;
• способы представления символьной информации в памяти компьютера;
• способы представления изображений в памяти компьютера.
Обучающиеся должны уметь:
• переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;
• пользоваться программами для обработки числовой информации.
2. Человек и информация (12 ч. =4ч.т.+ 6,5ч. Пр.+ 1,5ч. К.р., тест)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор KolourPaint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».
• понятия, отношения между понятиями, логические приемы формирования понятий;
Обучающиеся должны уметь:
• приводить примеры единичных и общих понятий;
• приводить примеры отношений между понятиями;
• производить классификацию понятий;
• определять необходимость и достаточность понятий;
• уметь приводить примеры суждений;
• уметь стоить умозаключения.
3. Алгоритмы и исполнители (12 ч. =4ч.т. +4ч. Пр. +2ч. К.р., тест)
Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм». Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Basic-256. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Создаем презентацию «Часы».
Практическая работа № 14 «Создаем презентацию «Времена года».
Практическая работа № 15 «Создаем презентацию «Скакалочка».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования Basic-256».
(Курсивом отмечен дополнительный материал.)
Обучающиеся должны знать:
• понятие алгоритма:
• способ записи алгоритмов в идее блок-схем;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.
Обучающиеся должны уметь:
• приводить примеры алгоритмов;
• представлять алгоритмы в словесной и графической форме;
• выполнять действия в блок-схеме.
2.2. Тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе
теория
практика
контрольные, проверочные работы
1
Компьютер и информация
12
4
6,5
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым редактором OpenOffice.org Writer».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор KolourPaint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».
1,5
«Человек и информация» 1.Практическая контрольная работа. 2.Интерактивные тесты. 3.Контрольная работа.
3
Алгоритмы и исполнители
11
4
5
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Создаем презентацию «Часы».
Практическая работа № 14 «Создаем презентацию «Времена года».
Практическая работа № 15 «Создаем презентацию «Скакалочка».
Кумиры. Программа «Кузнечик»
2
«Алгоритмы и исполнители» 1.Практическая контрольная работа. 2.Интерактивные тесты 3.Контрольная работа.
Итого:
35
12
18
5
Календарно – тематическое планирование учебного времени по
информатике 6 класс
Номер урока
Тематика урока
Параграф учебника
I четверть
Компьютер и информация (12ч. =4ч.т.+ 6,5ч. Пр.+ 1,5ч. К.р., тест)
1.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа
Практические работы №№4-8
Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc
III четверть
17.
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)
§2.3 (2)
Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc
18.
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)
§2.3 (3)
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp
19.
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)
§2.3 (3)
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp
20.
Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)
§2.3 (4)
Презентация «Понятие»
21.
Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)
§2.3 (5)
22.
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)
§2.4
Презентация «Суждение»; файл Домик.doc
23.
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)
§2.5
Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc
24.
Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.
§3.1
Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc
Алгоритмы и исполнители (11ч. =4ч.т. +5ч. Пр. +2ч. К.р., тест)
25.
Исполнители вокруг нас. Логическая игра.
§3.2, §3.3
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)
26.
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.
Практические работы №№8-9.
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc
IV четверть
27-28.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.
§3.4 (1)
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.
29-30.
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.
§3.4 (2)
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt
31-32.
Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.
§3.4 (3)
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt
33.
Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15.
§1.2
Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc
34.
Кумиры. Программа «Кузнечик»
35.
Кумиры. Программа «Кузнечик»
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Обучающиеся должны знать/понимать:
требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
виды систем счисления;
правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
как человек познает мир через органы чувств;
об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
как образуются понятия;
отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;
понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;
определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
понятие цикла, его разновидности.
уметь:
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в текстовом редакторе;
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в текстовом процессоре;
переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;