Рабочая программа по информатике для 5 класса ( по учебнику Босовой Л.Л.)
Рабочая программа по информатике для 5 класса ( по учебнику Босовой Л.Л.)
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 5 класса ( по учебнику Босовой Л.Л.) »
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Windows в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
комплект цифровых образовательных ресурсов;
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 15;
проверочные работы – 3;
контрольная работа – 1;
творческая работа – 1.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
II. Содержание учебного курса
1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
III. Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Компьютер для начинающих
8
4
4
2
Информация вокруг нас
15
8
7
3
Информационные технологии
10
4
6
Итоговой контроль
(мини-проект)
2
2
Итого:
35
16
19
IV. КАЛЕНДАРНО-Тематический план
5 класс (всего - 35 часов; в неделю - 1 час )
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Коррек-тировка
Дидактические единицы образовательного процесса
Домашнее задание
5-а
5-б
1.
Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
5.09
3.09
Знать: понятия «информация», «информационный объект», требования к организации компьютерного рабочего места
Уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, набирать слова, используя клавиатуру.
§1.1, §2.2
РТ: №1, №2 (стр. 3)
2.
Как устроен компьютер.
12.09
10.09
Знать: основные элементы компьютера и их назначение
Уметь: определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.
§2.1, §2.2
РТ: №1 (стр. 54)
3.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
19.09
24.09
Знать: Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение представление о способах введения информации в память компьютера.
Уметь: Уметь вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши
§2.3(стр. 69-72)
РТ: №6 (стр. 57), №10 (стр. 61), №11 (стр. 62)
4.
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
26.09
1.10
Знать: правила работы на клавиатуре.
Уметь: набирать слова, фрагменты текста, используя клавиатуру
§2.3 (стр. 72-75)
РТ: №9 (стр. 60)
5.
Программы и файлы.
3.10
8.10
Знать: представление о программах и файлах; графическом интерфейсе.
Уметь: определять тип файлов по пиктограмме и расширению;
набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру
§2.4
РТ: №5 (стр. 57)
6.
Рабочий стол.
Управление мышью.
10.10
15.10
Знать: элементы рабочего стола.
Уметь: перемещать объекты,
реагировать на диалоговые окна,
оперировать с окнами
§2.5, §2.6
РТ: №13 (стр. 64), №15 (стр. 65)
7.
Главное меню. Запуск программ.
17.10
22.10
Знать: структура главного меню.
Уметь: запускать и закрывать программы и приложения.
§2.7
РТ: №16, №17 (стр. 65), №22, б (стр.67)
8.
Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню.
24.10
29.10
Знать: способы управления компьютером с помощью меню
Уметь: выполнять основные управляющие операции.
9.
Действия с информациейХранение информации.
31.10
Знать: понятие информации, ее виды, приемах обработки информации, информационных процессах
Уметь: основные действия оперирования с информацией.
§1.2, 1.3
РТ: №4 (стр. 5)
10.
Носители информации.
Знать: основные виды носителей информации.
Уметь: приводить примеры информационных носителей, сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации, набирать слова, используя клавиатуру.
§1.4
РТ: №3 (стр.4)
11.
Передача информации.
Знать: схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Уметь: приводить простые жизненные примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике
набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру
§1.5, вопросы 1-4
РТ: №6 (стр.12)
12.
Кодирование информации.
Знать: способы кодирования информации
Уметь: кодировать и декодировать простейшее сообщение использовать таблицу кодов
§1.6
РТ: №14-19 (стр. 17-23)
13.
Формы представления информации. Метод координат.
Знать: формы представления информации
Уметь: различать виды информации по формам представления на материальных носителях. читать информацию, представленную на координатной плоскости.
§1.7, §1.8
РТ: №31-32 (стр.30)
14.
Текст как форма представления информации.
Знать: представление о структуре и элементах текста. основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)
Уметь: определять элементы текста.
§1.9
РТ: №10- 12 (стр.16)
15.
Табличная форма представления информации.
Знать: представление о табличной форме представления информации
основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).
Уметь: представлять информацию в табличном виде.
§1.10
РТ: №37, №38 (стр. 39)
16.
Наглядные формы представления информации.
Знать: представление о наглядных формах представления информации
Уметь: представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы.
17.
Обработка информации.
Знать: способы обработки текстовой, числовой информации
Уметь: выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора.
§1.12
РТ: №37 (стр. 73)
18.
Обработка текстовой информации.
Знать: представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом.
Уметь: осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе
§2.9(стр. 88-90)
РТ: №38, №39 (стр. 74), №33 (стр. 31)
19.
Обработка текстовой информации.
.
Знать: представление о способах обработки текстовой информации. Иметь представление о редактировании текста
Уметь: редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов)
§2.9(стр. 90)
РТ: №40-43 (стр. 75-77)
20.
Редактирование текста. Работа с фрагментами.
Уметь: редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)
§2.9(стр. 91-92)
РТ: №46-48 (стр. 79-81)
21.
Редактирование текста. Поиск информации.
Уметь: редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)составить простой запрос для поиска информации в базе данных.
§2.9(стр. 91-92)
РТ: №44 (стр. 78)
22.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
Знать: формы представления информации; способы систематизировать информацию в виде плана, схемы таблицы
§1.13(стр. 48-49)
РТ: №43 (вторая часть – стр. 45), №44-47 (стр. 46-48)
23.
Форматирование – изменение формы представления информации.
Знать: представление о форматировании текста.
Уметь: форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта
§2.9(стр. 92-93)
РТ: №49 (стр.82), №50 (стр. №83)
24.
Компьютерная графика.
Знать: виды инструментов рисования
Уметь: выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
§1.13, §2.10(стр. 95-101)
РТ: №52-52 (стр. 84)
25.
Инструменты графического редактора.
Знать: виды инструментов рисования
Уметь: выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
§2.10(стр. 95-101)
РТ: №55-56 (стр. 86-87)
26.
Проверочная работа.
Обработка графической информации.
Уметь: создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру.
27.
Обработка текстовой и графической информации.
Знать: представление о структуре комбинированного документа
Уметь: создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию
§2.9, §2.10
РТ: №53 (стр. 85)
28.
Преобразова-ние информации по заданным правилам.
Уметь: выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий
§1.14 (стр. 54-56)
РТ: №49 (стр. 49)
29.
Преобразова-ние информации путем рассуждений.
Уметь: структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов.
§1.14 (стр. 56-57)
РТ: №39-40 (стр. 40)
30.
Разработка плана действий и его запись.
Знать: выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.
Уметь: представление о плане действий, программе, алгоритме
РТ: №53 (стр. 52) + конспект
31.
Разработка плана действий и его запись.
Знать: способы записи алгоритмов.
Уметь: пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем
определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.
РТ: №54 (стр.53) + конспект
32.
Контрольная работа.
Создание движущихся изображений.
Знать: представление о движении изображений.
Уметь: в презентации задать анимацию объектов.
33.
Создание движущихся изображений.
Уметь: в презентации задать анимацию объектов
34-35.
Резерв учебного времени
Y. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
VI. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Оборудование и приборы
Операционные системы Microsoft Windows
Пакет офисных приложений MicrosoftOffice и OpenOffice.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Зрительные иллюзии.
Техника безопасности.
Компьютер на службе у человека.
Хранение информации.
Носители информации.
Средства передачи информации.
В мире кодов.
Текст: история и современность.
Табличный способ решения логических задач.
Наглядные формы представления информации.
Задача о напитках.
Клавиатурный тренажер.
Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».