Данная программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательных школ.
Основная идея программы - формирование информационной культуры школьников, уровень которой определяют:
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика» для 5 класса, рекомендованная Минобрнауки РФ.
Предмет Информатика входит в образовательную область «Технология».
Место и роль информатики в совокупности традиционных учебных курсов определяется ее целями, задачами и функциями и, безусловно, результатами их реализации в реальной педагогической деятельности. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения Информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
Сроки реализации программы – 1 год.
- принцип научности (обеспечение достаточной глубины, корректности и научной достоверности содержания учебного материала, с учетом последних достижений в науке и технике);
- принцип доступности (определение степени теоретической сложности учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся).
принцип наглядности (учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов либо моделей и их наблюдение учащимися).
- принцип сознательности (самостоятельность и активизация деятельности предполагает обеспечение учащихся электронными средствами обучения, позволяющими развивать у учащихся самостоятельность по поиску и отбору необходимой учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности, а также осуществлять выбор той либо иной траектории обучения и управления ходом событий);
- принцип систематичности и последовательности (обеспечение последовательного усвоения учащимися определенных знаний в рамках изучаемого учебного предмета, формирование знаний и умений учащихся в определенной системе, в строго логическом порядке и применение их учащимися в учебной и практической деятельности).
В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.
При организации занятий школьников в 5 классах по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Для рациональной организации учебного процесса большое значение придаётся реализации дифференцированного подхода к обучающимся и учёту индивидуальных особенностей.
Основными методами обучения являются: лекция, работа с учебником, коллективная беседа, работа за ПК, практическая деятельность, беседа.
В 5 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводятся объяснения в первой части урока, а в конце урока осуществляется практическая деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся не должна превышать 20-25 минут).
Предмет Информатика тесно связан с образовательной областью «Математика». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения.
Рабочая программа курса «Информатика» для 5 классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.
- письменный опрос.
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
№ п\п | Наименование разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Вид занятий (теоретическое или практическое, количество часов) | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля | Дата проведения урока |
План | Факт |
I. | Введение | 1 | | | | | |
1. | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. | | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа) | текущий (устный опрос, тест) | 8.09 | |
II. | Компьютер для начинающих | 7 | | | | | |
2. | Как устроен компьютер. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа) | текущий (письменный опрос) | 15.09 | |
3. | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа «Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, работа за ПК) | текущий (устный опрос, тест) | 22.09 | |
4. | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 1 | теоретическое практическое | групповая работа (лекция, практическая деятельность) | текущий (самостоятельная работа) | 29.09 | |
5. | Программы и файлы. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 6.10 | |
6. | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа «Освоение мыши. Приемы работы с мышью». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (зачет) | 13.10 | |
7. | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа «Запуск программ. Основные элементы окна программы». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (зачет) | 20.10 | |
8. | Управление компьютером с помощью меню Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню. Алгоритмы действий». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (зачет) | 27.10 | |
III. | Информация вокруг нас | 8 | | | | | |
9. | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра. Решение задач. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная работа (лекция, работа с учебником, практическая деятельность) | текущий (письменный опрос) | 10.11 | |
10. | Носители информации. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, практическая деятельность, доклады) | текущий (тест) | 17.11 | |
11. | Передача информации. | 1 | теоретическое | фронтальная работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа) | текущий (устный опрос) | 24.11 | |
12. | Кодирование информации. | 1 | практическое | фронтальная и групповая работа (индивидуальная работа лекция, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (самостоятельная работа) | 1.12 | |
13. | Формы представления информации. Метод координат. | 1 | теоретическое | фронтальная работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (письменный опрос) | 8.12 | |
14. | Текст как форма представления информации. Логическая игра. Решение задач. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (устный опрос) | 15.12 | |
15. | Табличная форма представления информации. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником) | текущий (устный опрос) | 22.12 | |
16. | Наглядные формы представления информации. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 29.12 | |
IV. | Информационные технологии. Информация вокруг нас | 19 | | | | | |
17. | Обработка информации Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 12.01 | |
18. | Обработка текстовой информации Практическая работа «Интерфейс MS Word». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 19.01 | |
19. | Обработка текстовой информации. Практическая работа «Ввод текста. Правила ввода текста» | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 26.01 | |
20. | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 2.02 | |
21. | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа «Редактирование текста. Правила редактирования текста». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 9.02 | |
22. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 | теоретическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 16.02 | |
23. | Кодирование как изменение формы представления информации. Практическая работа «Форматирование текста». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 5.03 | |
24. | Компьютерная графика. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (письменный опрос) | 12.03 | |
25. | Инструменты графического редактора. Практическая работа «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 2.03 | |
26. | Обработка графической информации. Практическая работа «Раскраска. Индивидуальные задания». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 9.03 | |
27. | Обработка текстовой и графической информации Практическая работа «Пригласительный билет». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 16.03 | |
28. | Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 6.04 | |
29. | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа «Работа с фрагментами рисунка». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность) | текущий (зачет) | 13.04 | |
30. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, практическая деятельность) | текущий (самостоятельная работа) | 20.04 | |
31. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, практическая деятельность) | текущий (самостоятельная работа) | 27.04 | |
32. | Создание движущихся изображений Практическая работа «Анимация». | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (зачет) | 4.05 | |
33. | Создание движущихся изображений. Практическая работа «Анимация» | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (лекция, практическая деятельность, работа за ПК) | текущий (зачет) | 11.05 | |
34. | Повторение и обобщение пройденного за весь учебный год. | 1 | теоретическое практическое | фронтальная и групповая работа (практическая деятельность) | текущий (устный опрос) | 18.05 | |
35. | Итоговая контрольная работа по всему курсу информатики. | 1 | практическое | фронтальная работа (практическая деятельность) | итоговый (контрольная работа) | 25.05 | |
№ п/п | Перечень и название раздела и тем курса | Необходимое количество часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы: |
Основные изучаемые вопросы | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Формы контроля | Возможные виды самостоятельной работы учащихся |
I. | Введение | 1 | Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Знакомство с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник). | | Знать правила техники безопасности, понятия информатика и информация. Знать предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники. Понимать роль информации в жизни общества. Уметь правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере. | текущий итоговый | рисунки |
II. | Компьютер для начинающих | 7 | Основные устройства компьютера: процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. Устройства для ввода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка). | практическая | Знать основные устройства компьютера и понимать их назначение. Знать назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре. Уметь работать с клавиатурным тренажёром. Знать правила работы с клавиатурным тренажёром. Уметь вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв. Знать определения программы и файла. Уметь различать файл и ярлык. Уметь создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки. Знать основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение. Уметь выделять значок на Рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню. Знать различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню. Уметь запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно Знать элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна. Уметь выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их. | текущий итоговый | рисунки сообщения |
III. | Информация вокруг нас | 8 | Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации. Условный знак. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | доклады | Знать основные действия с информацией. Уметь перечислять достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. Знать основные носители информации. Уметь приводить примеры носителей информации. Уметь правильно располагать пальцы на клавиатуре. Знать определение понятия источник, канал, приемник. Приводить примеры передачи информации. Знать определение понятия кодирование информации, язык, бит, байт. Знать способы кодирования информации. Уметь кодировать информацию и составлять ребусы. Знать определение понятия метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации. Уметь применять метод координат для представления графической информации. Знать, что текст является формой представления информации. Приводить примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению. Уметь решать задачи с помощью таблицы. Уметь определять форму представления информации. | текущий итоговый | сообщения |
IV. | Информационные технологии. Информация вокруг нас | 18 | Информация. Обработка числовой информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Фрагмент текста. Буфер. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Компьютерная графика. Графический редактор. Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора. Сканер. Графический планшет. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ. Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации. Логические рассуждения. План действий. Сюжет. Сценарий. Анимация. Настройка анимации. | практическая | Уметь открывать программу Калькулятор и использовать ее. Уметь открывать программу Word Pad и вводить текст. Уметь редактировать текст в программе Word Pad. Уметь работать с фрагментами текста. Уметь осуществлять поиск информации в учебнике, словаре. Уметь приводить примеры систематизации информации. Уметь форматировать текст в текстовом редакторе. Уметь открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты. Уметь использовать имеющиеся в Paint инструменты. Уметь работать в разных программах с разными открытыми документами. Уметь открывать программу Калькулятор и использовать ее. Уметь редактировать и форматировать графические объекты. Уметь решать логические задачи. Знать определения понятий видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений. Уметь создавать движущиеся изображения. Уметь создавать движущиеся изображения. | текущий итоговый | сообщения |
правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
основные устройства компьютера и понимать их назначение;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
правила работы с клавиатурным тренажёром;
основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;
элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
действия с информацией, хранение информации;
носители информации;
понятия источник, канал, приемник;
основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации;
основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;
текст является формой представления информации; табличная форма представления информации;
наглядная форма представления информации;
типы обработки информации;
понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;
правила ввода текста;
понятие редактирования текста;
понятие систематизации информации;
понятие и способы форматирования;
понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки
текстовой и графической обработки в программе Paint;
способы преобразования информации по заданным правилам;
способы решения некоторых логических задач;
способы записи плана действий;
понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
работать с клавиатурным тренажёром;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;
выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;
различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
кодировать и декодировать простейшую графическую информацию;
применять свои знания, умения и навыки при логической игре;
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать движущиеся изображения.