Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, Авторской программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов (профильный уровень) Н.Д. Угринович, 2009 г., инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный уровень) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ Никонова Л. И.
Протокол № ____ от
«____»____________2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МОУ «СОШ№1»
г.Валуйки Белгородской области
___________ Гнитиева Е. В.
«____»___________ 2013 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ№1»
г. Валуйки Белгородской области
__________ Будыкина С. А.
Приказ № ____ от
«___»_____________ 2013г.
Рабочая программа
Баромыченко Валентины Фёдоровны
первая квалификационная категория
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
10 Б класс
Профильный уровень
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, Авторской программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов (профильный уровень) Н.Д. Угринович, 2009 г., инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году.
Изучение информатики и информационных технологий в профильной классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
- освоение ключевых компетенций.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux).
УМК:
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов; в неделю – 4 часа.
Количество практических работ: 77.
Количество контрольных работ: 4.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные
Формы текущего контроля ЗУН (ов):
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практические и самостоятельные работы;
тестирование.
Формы итогового контроля ЗУН (ов):
контрольная работа;
зачет;
защита проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
способы кодирования и декодирования,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
виды и свойства источников и приемников информации,
способы кодирования и декодирования,
причины искажения информации при передаче;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
способы кодирования и декодирования,
логическую символику;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
основные конструкции языка программирования;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов,
методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
уметь:
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации
обеспечение надежного функционирования средств ИКТ,
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования)
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
проводить виртуальные эксперименты;
самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Подготовка к ЕГЭ
Домашнее задание
Плановые сроки прохождения
Примечание
Архитектура компьютера и защита информации – 20 часов.
Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №1.
Тестирование системной платы.
1
П.1.1, ответить на вопросы.
02.09
Процессор.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №2. «Определение объемов кэш-памяти процессора».
Практическая работа №3. «Определение температуры процессора».
Практическая работа №4. «Производительность процессора».
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
П.1.2.1, ответить на вопросы.
03.09
Оперативная память.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №5. «Виртуальная память».
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
П.1.2.2, задание 1.1.
04.09
Магнитная память. Оптическая память. Флэш-память.
1
П.1.3, ответить на вопросы.
05.09
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №6. Создание логического диска и его форматирование.
1
ЕГЭ А2-А3.
09.09
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №7. Запись CD или DVD диска.
1
ЕГЭ А1-А2.
10.09
Логическая структура носителя информации.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №8. «Объем файла в различных файловых системах».
Практическая работа №9. «Форматирование из командной строки».
1
П.1.4.1.
11.09
Файл.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №10. «Расширение и атрибуты файла».
Практическая работа №11. «Архивация файлов».
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
А13
П. 1.4.2.
12.09
Иерархическая файловая система.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №12. «Проверка файловой системы диска».
Практическая работа №13. «Дефрагментация диска».
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
А13
П.1.4.3.
16.09
Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №14. «Копирование файлов».
Практическая работа №15. «Ознакомление с системным реестром Windows».
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
П.1.5.1-1.5.2.
17.09
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №16. Установка параметров BIOS .
1
ЕГЭ А4-А5.
18.09
Вредоносные программы и антивирусные программы.
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
П.1.6.1.
19.09
Компьютерные вирусы и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №17. «Защита от компьютерных вирусов».
1
П.1.6.2.
23.09
Сетевые черви и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №18. «Защита от сетевых червей».
1
П.1.6.3.
24.09
Троянские программы и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №19. «Защита от троянских программ».
1
П.1.6.4.
25.09
Рекламные и шпионские программы и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №20. «Защита от рекламных и шпионских программ».
Практическая работа №21. «Защита от файлов cookies».
1
П.1.6.5.
26.09
Спам и защита от него.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №22. «Защита от спама».
1
П.1.6.6.
30.09
Хакерские утилиты и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №23. «Настройка межсетевого экрана».
1
П.1.6.7.
01.10
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №24. Защита информации.
1
ЕГЭ А6-А7, подготовиться к контрольной работе.
02.10
Контрольная работа № 1. Архитектура компьютера и защита информации.
1
03.10
Информация и информационные процессы – 30 часов.
21
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Информация в физике, биологии, общественных науках, кибернетике.
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.)
П.2.1.
07.10
22
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
1
Повторение ранее изученного материала (8 кл.)
А2, В1
П.2.2, Задание №2.1.
08.10
23
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №25. «Перевод единиц измерения количества информации».
Практическая работа №26. «Определение количества информации».
1
ЕГЭ В1.
09.10
24
Алфавитный подход к определению количества информации.
1
Повторение ранее изученного материала (9 кл.) А2, В1
П.2.3, Задание №2.2.
10.10
25
Практическая работа №27.«Определение количества информации в тексте».
1
ЕГЭ А2.
14.10
26
Практическая работа №28.«Определение количества информации в тексте».
1
ЕГЭ В1.
15.10
27
Формула Шеннона. Формула Хартли.
1
А1
П.2.4, Задание №2.3.
16.10
28
Практическая работа №29. «Бросание пирамидки».
1
ЕГЭ В2.
17.10
29
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №30.«Определение количества информации».
1
ЕГЭ А9.
21.10
30 31
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
2
Повторить тему 8 кл. «Кодирование и декодирование информации»,«Передача информации»
А1, А11, В7
П.2.5, задание №2.5.
22.10
23.10
32
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №31. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
1
Повторение ранее изученного материала
(8 кл., 9 кл.)
Задание №2.6.
24.10
33
Хранение информации.
1
П.2.6.
28.10
34
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №32. «Римская система счисления».
1
Повторение ранее изученного материала (8 кл.)
П.2.7.1, задание №2.7.
29.10
35
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Позиционные системные счисления.
1
Повторение ранее изученного материала (8 кл.)
П.2.7.2, задание №2.9.
30.10
36
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
1
П.2.8.1.
31.10
37
38
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №33. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа.
2
Задание №2.10.
11.11
12.11
39
Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
1
П.2.8.2.
13.11
40
Практическая работа №34. «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дроби».
Практическое задание. «Заполнить таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.
1
Задание №2.12.
14.11
41 42
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
2
П.2.8.3.
18.11
19.11
43
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №35. Системы счисления.
1
Задание №2.13.
20.11
44
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
1
Повторение ранее изученного материала (8 кл.)
А3, А4, В3
П.2.9.
21.11
45
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №36. «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
ЕГЭ В3.
25.11
46
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой.
Практическая работа №37. «Диапазон хранения целых неотрицательных чисел».
Практическая работа №38.. «Диапазон хранения целых чисел со знаком и больших целых чисел со знаком».
1
Повторение ранее изученного материала (8 кл.)
В3
П.2.10.1.
26.11
47
Практическая работа №39. «Дополнительный код числа».
Задание. «Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода».
Задание. «Арифметическое действие».
1
Задание №2.14.
27.11
48
Представление чисел в формате с плавающей запятой.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №40. «Приведение числа с плавающей запятой к нормальной форме».
1
П.2.10.2.
28.11
49
Практическая работа №41. «Определение максимального числа и его точности».
Задание. «Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой».
1
Задание №2.17, подготовиться к контрольной работе.
02.12
50
Контрольная работа № 2. Информация. Системы счисления.
1
03.12
Основы логики и логические основы компьютера – 18 часов.
51
Формы мышления.
1
П.3.1, задание №3.1-3.3.
04.12
52
Алгебра логики. Логические умножение, сложение и отрицание.
1
А7, В4
П.3.2.1.
05.12
53
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №42. «Таблицы истинности».
1
Задание №3.4-3.5.
09.12
54
Логические выражения.
1
А8, А9
П.3.2.2.
10.12
55
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №43. «Определение истинности логического выражения».
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Скорость передачи информации.
знать/понимать
Виды и свойства источников и приемников информации,
способы кодирования и декодирования,
причины искажения информации при передаче;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
уметь
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.
2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике
2.2. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
2.3. Алфавитный подход к определению количества информации
2.4. Формула Шеннона
2.5. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
2.6. Хранение информации
Работы 2.1 – 2.3
Информация и информационные процессы
Системы счисления.
знать/понимать
способы кодирования и декодирования,
Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.
2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления
2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
Учебник 10-го класса Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера
3.1. Формы мышления
3.2. Алгебра логики
3.3. Логические основы устройства компьютера
Работы 3.1 – 3.11
Матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов.
Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция;
Диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания.
Кодирование с исправлением ошибок.
Сортировка.
Учебник 10-го класса Глава 4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур
4.2. История развития языков программирования
4.3. Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование
4.4. Система объектно-ориентированного программирования Microsoft Visual Studio .NET
4.5. Система объектно-ориентированного программирования Delphi
4.6. Переменные
4.7. Графический интерфейс
4.8. Пространство имен .NET
4.9. Процедуры и функции
4.10. Итерация и рекурсия
4.11. Делегаты
4.12. Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языках объектно-ориентированного программирования
4.13. Графика в объектно-ориентированных языках программирования
4.14. Модульный принцип построения решений и проектов
4.15. Чтение и запись данных в файлы
4.16. Массивы
Работы 4.1 – 4.24
Информация и информационные процессы
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма.
Вычислимость.
Эквивалентность алгоритмических моделей.
Построение алгоритмов и практические вычисления.
знать/понимать
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
Информация и информационные процессы
Язык программирования
Типы данных.
Основные конструкции языка программирования
знать/понимать
основные конструкции языка программирования;
уметь
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования)
Информация и информационные процессы
Системы
Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.
знать/понимать
Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов,
методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
уметь
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
проводить виртуальные эксперименты;
самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
Учебник 11-го классаВведение. Окружающий мир как иерархическая система. (Повторение)
Информация и информационные процессы
Модели и моделирование
Модель в деятельности человека
Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.
Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.
Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
Математические модели
Учебник 11-го Глава 1. Построение и исследование информационных моделей
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Построение и исследование физических моделей
Приближенное решение уравнений
Вероятностные модели
Биологические модели развития популяций
Оптимизационное моделирование в экономике
Модель системы распознавания химических волокон
Модели логических устройств
Информационные модели управления объектами
Графы и их исследования с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Turbo Delphi
Проект «Бросание мячика о стенку»
Проект «Система координат»
Проект «Диапазон углов»
Проект «Приближенное решение уравнений»
Проект «Метод Монте-Карло»
Проект «Численность популяций»
Проект «Оптимизация раскроя»
Проект «распознавание волокон»
Проект «Триггер»
Проект «полусумматор»
Проект «Управление с обратной связью»
Проект «Автоматическое управление с обратной связью»
Проект «Управление без обратной связи»
Проект «Построение остовного связного дерева графа»
Примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе:
физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония.
Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.
Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.
Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
Инструменты создания информационных объектов для Интер-нета.
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
знать/понимать
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности,
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
уметь
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
Учебник 11-го классаГлава 5. Коммуникационные технологии
5.1. Глобальная компьютерная сеть Интернет
5.2. Интерактивные формы на Web-страницах
Практическая работа 5.1. + задания из Практикума
Технологии создания и обработки текстовой информации
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов.
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Тезаурусы.
Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.
Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети.
Использование цифрового оборудования.
Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
Использование систем распознавания текстов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
Учебник 11-го классаГлава 2. Технологии создания и обработки текстовой информации
2.1 Основные типы приложений для создания документов
2.2 Компьютерные языковые словари
2.3 Системы оптического распознавания символов
Практические работы 2.1 – 2.7
Технологии поиска и хранения информации
Представление осистемах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах.
Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.
Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.
Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Правила цитирования источников информации.
знать/понимать
назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
уметь
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
Учебник 11-го классаГлава 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации
3.1. Базы данных
3.2. Системы управления базами данных
3.3. Поиск и сортировка в базе данных
3.4. Многотабличные базы данных
Практические работы 3.1 – 3.7
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах.
Форматы графических и звуковых объектов.
Ввод и обработка графических объектов.
вод и обработка звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.
Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.
Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
Учебник 11-го классаГлава 4. Технология создания и обработки графической информации
4.1. Цветовой охват
4.2. Палитра RGB и CMY
4.3. Растровая и векторная графика
4.4. Устройства ввода графической информации
4.5. Устройства вывода информации
4.6. Системы управления цветом
Практические работы 4.1. - 4.2.
Обработка числовой информации
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.
Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.
Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
уметь
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
Учебник 11 класса. Глава 1. Построение и исследование информационных моделей
1.2.4. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах
1.3.4. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах
1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах
1.6.4. Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
1.8.4. Модели логических устройств в электронных таблицах
Проект «Бросание мячика в стенку» в электронных таблицах.
Проект «Приближенное решение уравнения» в электронных таблицах
Компьютерная модель «Численность популяций» в электронных таблицах
Компьютерная модель «Оптимизация раскроя» в электронных таблицах
Проект «Полусумматор» в электронных таблицах
Информационная деятельность человека
Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.
Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.
Образовательные информационные ресурсы.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Информационная этика и право, информационная безопасность.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
знать/понимать
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
принципы обеспечения информационной безопасности.
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека;
выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Учебник 10-го класса Глава 2
2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике
2.1.1. Информация в физике
2.1.2. Информация в биологии
2.1.3. Информация в общественных науках
2.1.4.Информация в кибернетике
Технологии управления, планирования и организации деятельности
Технологии автоматизированного управления в учебной среде.
Технологии управления, планирования и организации деятельности человека.
Создание организационных диаграмм и расписаний.
Автоматизация контроля их выполнения.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний.
Использование тестирующих систем в учебной деятельности.
Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования
Учебник 11 класса. Глава 1.
1.9. Информационные модели управления объектами
1.9.1. Информационные модели систем управления
Проект «Управление без обратной связи» на языке Visual Basic
Проект «Автоматическое управление с автоматической обратной связью» на языке Visual Basic
Проект «Управление с обратной связью» на языке Turbo Delphi
* КП - компьютерный практикум
* К/Р – контрольная работа
Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, зачет, тестирование, доклады, работа по карточкам, защита проекта.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Дополнительная литература и источники:
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н. Д. Угринович и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. / А. Ф. Чернов и др. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике. / С. Е. Щикот и др. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2003 г.
Журналы «Информатика в школе», «Информатика и образование».
Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2008
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
www.fipi.ru
www.1september.ru
www.metodkopilka.ru
www.uchportal.ru
www.openklass.ru
www.metodkabinet.ru
www.school.edu.ru
www.ipkps.bsu.edu.ru
school-collection.edu.ru
www.ug.ru
www.ege.edu.ru
www.edu.ru
mon.gov.ru
Контрольная работа №1.
«Архитектура компьютера и защита информации».
Вариант 1
Компьютер — это:
устройство для обработки аналоговых сигналов.
устройство для хранения информации любого вида;
электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
Скорость работы компьютера зависит от:
объема обрабатываемой информации.
тактовой частоты обработки информации в процессоре;
объема внешнего запоминающего устройства;
наличия или отсутствия подключенного принтера;
Тактовая частота процессора — это:
число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;
число вырабатываемых за одну секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера;
скорость обмена информацией между процессором и устройствами ввода/вывода;
число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;
Процессор – это
Основное запоминающее устройство.
Устройство ввода информации.
Устройство обработки информации и управления.
Устройство вывода информации.
Тактовая частота одноядерного процессора может быть:
5-10 МГц
1000-3800 МГц
10000-11500 МГц
16-64 МГц
Во время исполнения прикладная программа хранится:
в ПЗУ.
в оперативной памяти;
в процессоре;
на жестком диске;
Что такое адресное пространство?
Максимальное количество разрядов двоичного кода для символа;
множество адресов ячеек памяти, к которым обращается процессор;
периодичность импульсов, синхронизирующих работу устройств компьютера;
сигнал, определяющий характер обмена информацией.
Установить соответствие:
Шина FSB
ускоренный графический порт
Шина AGP
параллельная шина подключения накопителей
Шина PCI
базовая магистраль
Шина PATA
универсальная последовательная шина
Шина SATA
шина взаимодействия периферийных устройств
Шина USB
последовательная шина подключения накопителей
В компьютере с 64-разрядной шиной данных и 32-разрядной адресной шиной установлена память объемом 16 Мбайт. Каков объем адресного пространства процессора?
264 байт;
16 Мбайт;
232 байт;
64 бит.
Контроллер предназначен:
для преобразования информации, поступающей от процессора, в соответствующие сигналы, управляющие работой устройств.
для передачи адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор;
для передачи обрабатываемой информации;
для передачи управляющих сигналов;
Шина данных предназначена:
для преобразования информации, поступающей от процессора, в соответствующие сигналы, управляющие работой устройств.
для передачи адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор;
для передачи обрабатываемой информации;
для передачи управляющих сигналов;
Принцип считывания информации с CD диска основан на:
Отражении луча лазера.
Неравномерном нагревании участков дисков.
Намагничивании участков дисков.
К устройствам ввода информации относят:
монитор
клавиатура
трекбол
принтер
сканер
сенсорная панель
плоттер
цифровые камеры
колонки
звуковая карта
В целях сохранения информации гибкие диски необходимо оберегать от:
Холода.
Света.
Магнитных полей.
Перепадов атмосферного давления.
Дискеты обычно имеют объем равный:
17 Гбайт
700 Мбайт
1,44 Мбайт
Совокупность всех программ, хранящихся в памяти компьютера называется:
Операционной системой
Программным обеспечением
Служебной программой
Командным процессором
После включения питания компьютера и проверки тестирования оборудования программой из BIOS начинается выполнение программы:
POST из BIOS;
Master Boot – загрузчик;
модули операционной системы;
командный процессор.
Программы, выполняющие различные вспомогательные функции, называются:
системы программирования;
системные программы;
прикладные программы.
Программы сопряжения устройств компьютера называются:
загрузчиками;
драйверами;
трансляторами;
компиляторами.
Файл — это:
именованный набор однотипных элементов данных, называемых записями;
объект, характеризующийся именем, значением и типом;
совокупность индексированных переменных;
совокупность фактов и правил;
Задан полный путь к файлу C:\DOC\Proba.txt. Каково имя файла?
DOC
Proba.txt
C:\DOC\Proba.txt
Txt
Выберите правильное имя файла:
Informatika.txt/
Stol
Winter.bmp
List.3:exe
Установите соответствие:
1) графические файлы
wav, mid
2) звуковые файлы
rar, zip
3) архивы
bmp, jpg
Что из предложенного можно считать полным именем файла?
A:\kniga/txt
C:\kat\kniga.txt
F:\kniga
Kniga.txt
Архивный файл представляет собой:
файл, защищенный от копирования;
файл, сжатый с помощью архиватора;
файл, защищенный от несанкционированного доступа;
файл, зараженный компьютерным вирусом
Форматирование - это
Создание физической и логической структуры диска
Запись файла на жесткий диск
Перезапись данных в кластеры, последовательно идущие друг за другом
Присваивание занятым секторам порядковых номеров
Минимальным адресуемым элементом на гибком диске
Сектор
Кластер
Дорожка
сторона
Фрагментация – это:
Перезапись данных в кластеры, последовательно идущие друг за другом
Создание физической и логической структуры диска
Запись файла в различных, удаленных друг от друга кластерах
Присваивание занятым секторам порядковых номеров
По команде DIR в MS DOS выводятся имена:
всех подкаталогов из текущего каталога.
всех каталогов диска;
всех файлов из корневого каталога;
файлов и подкаталогов из текущего каталога;
Что будет выполнено после ввода следующей команды MS DOS: COPYC:\canc\prikas.doca:\svodka.txt?
Файл svodka.txt будет переписан на диск с:
Файл prikas.doc будет переименован в файл svodka.txt и переписан с диска с: на а:
Файл prikas.doc будет переписан на диск а:
Какой командой MS DOS можно перейти в каталог:
DEL
CD
FORMAT
MD
Постоянное запоминающее устройство служит для:
хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
способность к повышению помехоустойчивости операционной системы;
маленький объем; способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода, к созданию помех корректной работе компьютера;
Загрузочные вирусы характеризуются тем, что:
поражают загрузочные сектора дисков;
поражают программы в начале их работы;
запускаются при загрузке компьютера;
изменяют весь код заражаемого файла;
Отличительной особенностью хакерских утилит от других вредоносных программ является:
проникновение на компьютер по компьютерным сетям;
способность к саморазмножению (самокопированию)
воровство информации
сетевые атаки
Первая электронно-вычислительная машина называлась и была создана в:
Арифмометр, 1674г.
Эниак, 1946г.
Ада, 1834г.
Абак, 1946г.
Элементной базой какого поколения ЭВМ являлись большие интегральные схемы:
1 поколения
2 поколения
3 поколения
4 поколения
Первый арифмометр, выполнявший четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке:
Чарльз Бэббидж;
Блез Паскаль;
Герман Голлерит;
Готфрид Вильгельм Лейбниц;
Джордж Буль.
Идея программного управления вычислительными процессами была впервые была сформулирована:
Н. Винером;
Дж. Маучли;
А. Лавлейс;
Ч. Бэббиджем;
Дж. Фон Нейманом.
Вспомогательное окно, содержащее кнопки и другие элементы управления, при помощи которых можно выполнить ту или иную команду или задачу:
Окно – документа
Окно – приложения
Диалоговое окно
Вариант 2
Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:
микропроцессор, сопроцессор, монитор;
центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
монитор, винчестер, принтер;
АЛУ, УУ, сопроцессор;
Магистрально-модульный принцип архитектуры современных персональных компьютеров подразумевает такую логическую организацию его аппаратных компонент, при которой:
каждое устройство связывается с другими напрямую;
каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль;
все они связываются с друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления;
связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются.
Назовите устройства, входящие в состав процессора:
оперативное запоминающее устройство, принтер;
арифметико-логическое устройство, устройство управления;
кэш-память, видеопамять;
сканер, ПЗУ;
Количество одновременно обрабатываемых процессором битов - это:
Объем оперативной памяти
Видеопамять
Разрядность процессора
Тактовая частота
Разрядность процессора может быть
От 200 до 1000
От 1000 до 2400
От 1 до 15
От 16 до 64
«Программа, хранящаяся во внешней памяти, после запуска (загрузки) попадает в … и обрабатывается …». Вместо каждого многоточия вставьте соответствующие понятия.
… устройства ввода …, … процессором;
… процессор …, … регистрами процессора;
… постоянное запоминающее устройство …, … процессором;
… оперативную память …, … процессором;
Адресуемость оперативной памяти означает:
дискретность структурных единиц памяти;
энергозависимость оперативной памяти;
возможность произвольного доступа к каждой единице памяти;
наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти;
Установить соответствие:
1) Системная шина
a) Видеоплата
Шина памяти
b) Сетевая карта, внутренний модем, звуковая плата
Шина AGP
c) Принтер, сканер, цифровая камера, модем
Шина PCI
d) Жесткий диск, CD DVD- дисководы
Шины PATA, SATA
e) Процессор
Шина USB
f) Цифровая видеокамера
Шина IEEE 1394
Оперативная память
В компьютере с 64-разрядной шиной данных и 32-разрядной адресной шиной установлена память объемом 16 Мбайт. Каков объем оперативной памяти?
264 байт;
232 байт;
16 Мбайт;
64 бит.
КЭШ-память предназначена:
для увеличения объема оперативной памяти;
для ускорения доступа к необходимой процессору информации;
для увеличения объема видеопамяти;
для увеличения тактовой частоты.
Шина управления предназначена:
для передачи обрабатываемой информации;
для передачи адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор;
для передачи управляющих сигналов;
для преобразования информации, поступающей от процессора, в соответствующие сигналы, управляющие работой устройств.
Принцип записи и считывания информации на жесткий диск основан на:
Отражении луча лазера.
Неравномерном нагревании участков дисков.
Намагничивании участков дисков.
К устройствам вывода информации относят:
клавиатура
трекбол
принтер
сканер
сенсорная панель
плоттер
цифровые камеры
колонки
звуковая карта
В целях сохранения информации CD ROM диски необходимо оберегать от:
Холода.
Загрязнения.
Магнитных полей.
Перепадов атмосферного давления.
Жесткий диск обычно имеет объем равный:
От 1 Кбайта до 100 Кбайт
От 1 Гбайта до 150 Гбайт
От 1 Мбайта до 650 Мбайт
Операционная система — это:
система программирования на языке низкого уровня;
набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
совокупность программ, используемых для операций с документами;
а) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
б) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
в) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
г) алгоритм должен обеспечивать решение некоторого класса задач данного типа для различных значений данных;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
4. Свойство алгоритма «дискретность» означает:
а) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
б) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен приводить к определенному результату;
в) алгоритм должен состоять из последовательности конечного числа шагов;
г) алгоритм должен быть ориентирован на конкретного исполнителя и содержать команды, входящие в систему его команд;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
5. Алгоритмическая конструкция, предполагающая выполнение либо одного, либо другого действия в зависимости от истинности или ложности некоторого условия, называется:
а) линейной; в) циклической;
б) ветвлением; г)рекурсивной д)альтернативной.
6. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы.
В результате выполнения алгоритма будет напечатано значение переменной S, если В=5:
а) 16; б)4; в) 8;
г)7; д) 9.
7.Язык программирования - это:
а) способ общения пользователя с компьютерной системой;
б) совокупность символов, предназначенных для передачи данных;
в) естественный язык, предназначенный для общения людей и компьютеров;
г) формализованные языки, предназначенные для описания алгоритмов на языке исполнителя-компьютера;
д) алгоритм, записанный в машинных кодах.
8. В блок-схеме начало и конец алгоритма обозначается фигурой:
а) б) в) г) д)
9. В блок-схеме действие в алгоритмеобозначается фигурой:
а) б) в) г) д)
10. Оператором вывода в языке программирования Basic является:
a)INPUT; б)PRINT; в)NEXT. г)REM; д) RUN;
11. Квадратный корень вычисляется с помощью стандартной функции:
a)ANT(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);
12. Модуль вычисляется с помощью стандартной функции:
a)ANT(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);
13. Тангенс вычисляется с помощью стандартной функции:
a)ТАN(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);
14.Оператор, который дает компьютеру указание записать данные в некоторую переменную.
a)INPUT; б)PRINT; в)NEXT г)REM; д) LET;
15. Арифметическому выражению соответствует запись:
а) у = SQR((a+b)/ab) б) у = SQR(a+b/ab) в) у =TAN((a+b)/ab)
г) у = ABS((a+b)/ab) д) у = RND((a+b)/ab)
16. Команда, по которой компьютер выполняет инструкции, содержащиеся в программе.
a)RUN ; б)PRINT; в)NEXT г)REM; д) LET;
17. Команда, с помощью которой можно просмотреть текст программы. Для вывода на экран части программы нужно указать номера первой и последней строки, разделяя их знаком тире
a)RUN ; б) LIST; в)NEXT г)REM; д) LET;
18. Операторы цикла, использующиеся для организации цикла с условием:
a)WHILE – WEND; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) LET
19. Арифметическому выражению соответствует запись:
а) у = SIN((a+b)/8b) б) у = SQR(a+b/ab) в) у =TAN((a+b)/ab)
г) у = - a/((8*b)/SIN(X)) д) у = a*((8*b)/SIN(X))
20. Для описания переменных целого типа используется оператор:
21. Изобразить блок – схему для решения выражения:
22. Запишите арифметическое действие на языке Basic:
а)
б)
в)
г)
23. Начало раздела программы, содержащего список меток :
a)LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) LET
24. Начало раздела программы, содержащего список констант :
a)LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) CONST
25. Начало раздела программы, содержащего список констант :
a)LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) CONST
Вариант II
1. Конкретное указание машине, оформленное в виде математической формулы либо в виде обозначения (ключевого слова) какого-то действия, для которого требуется выполнить целый ряд машинных операций.