Программа разработана на основании рабочей программы по информатике для 5 класса с использованием авторской программы Л.Л.Босовой "Информатика" 5 класс, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по информатике "Юный информатик"»
ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК
Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
к рабочей программе кружка
«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»
Направленность программы
По содержанию: научно-техническая
По функциональному предназначению: учебно-познавательная
По форме организации: кружковая
По времени реализации: годичный
Программа разработана на основании рабочей программы по информатике для 5 класса с использованием авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика 5 класс», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 11 – 13 лет.
Новизна программы состоит в более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Актуальность программы состоит в том, что современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллект ёмкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Курс вносит значимый вклад в формирование информационного компонента обще учебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, кружок, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента обще учебных умений и навыков.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 5-х классов на принципах доступности и результативности. Используются активные методы обучения и разнообразные формы (занятия, конкурсы, соревнования, презентации...).
Методами контроля являются:
тестирование;
презентации;
защита работ.
Цели программы:
1) Обучить навыкам решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход).
2) Сформировать первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера).
3) Воспитать и подготовить учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Основными задачами являются:
1)обучение: развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика» познакомить школьников с основными свойствами информации научить их приемам организации информации формирование обще учебных умений и навыков приобретении знаний, умений и навыков работы с информацией формирование умения применять теоретические знания на практике дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения; 2) развитие: памяти, внимания, наблюдательности абстрактного и логического мышления творческого и рационального подхода к решению задач; 3) воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности умения работать в мини группе, культуры общения, ведения диалога бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
В структуру программы входят 2 образовательных блока:
1) теоретический;
практический;
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.
В основе практической работы лежит выполнение творческих задач по созданию рисунков, презентаций, графиков, диаграмм
Для реализации программы используются следующие методы обучения и методические приемы:
1) Объяснительно-иллюстрационный: - беседа
презентации
видео ролики
теоретические лекции
2) Репродуктивный:
- ответы на ключевые вопросы после теоретических занятий
работа с текстовыми и графическими редакторами
интерактивные тесты
викторины
3) Продуктивная творческая деятельность:
изготовление презентаций, рисунков
создание простейших текстов с содержанием графиков и диаграмм
создание фрагментов фильмов
4) Исследовательский:
работа с использованием сети интернет
Возраст детей 11-13 лет.(5 класс)
Сроки реализации программы - 1 год.
Формы организации обучения:
Занятия проводятся с группой обучающихся 72 часов в течении учебного года.
коллективная и групповая
по особому коммуникативному взаимодействию педагогов и детей:
лекции,
практические занятия, конкурсы, викторины
- по дидактической цели:
вводные занятия
занятия по углублению знаний
практические занятия
занятия по систематизации и обобщению знаний
занятия по контролю знаний, умений и навыков
комбинированные формы занятий
групповая форма обучения
Режим занятий:
1 р. в неделю-1 группа Длительность занятия 2ч.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения, обучающиеся должны знать:
вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
знать правила поведения в компьютерном классе;
называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
приводить примеры количественной и качественной информации;
применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и интернета;
иметь элементарные навыки работы на компьютере.
Способы проверки результатов освоения программы
Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый контроль проводится в форме презентации своих работ. По результатам работ награждаются лучшие с вручением диплома.
Учебно-тематический план
Темы
Количество часов
Всего час
Теория
Практика
Тема 1.Информация и информационные процессы (6 часов)
1.1.-1.2.
Понятие информации. Источник информации
2
1
1
1.3.-1.4.
Виды информации
2
1
1
1.5.-1.6.
Информационные процессы
2
1
1
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (26 часов)
2.1.-2.2.
Техника безопасности в компьютерном классе
2
1
1
2.3.-2.4.
Основные компоненты компьютера
2
1
1
2.5.-2.6.
Задачи и использование компьютера
2
1
1
2.7.-2.8.
Клавиатура. Процессор.
2
1
1
2.9.-2.12.
Оперативная и долговременная память
4
2
2
2.13.-2.14.
Устройства ввода, вывода
2
1
1
2.15.-2.16.
Программы
2
1
1
2.17.-2.20.
Файл. Файловая система
4
2
2
2.21-2.22.
Единицы информации
2
1
1
2.23.-2.24.
Практическая работа “Клавиатура”
2
2
2.25-2.26.
Клавиатурный тренажер
2
2
Тема 3. Проводник (Мой компьютер), (12часов)
3.1.
Запуск программы
1
1
3.2.
Окно программы проводник
1
1
3.3-3.4.
Создание новой папки
2
1
1
3.5.-3.6.
Копирование файлов
2
1
1
3.7.-3.8.
Работа с файлами и папками
2
1
1
3.9-3.10.
Создание ярлыка
2
1
1
3.11.-3.12.
Удаление ярлыка и папок
2
1
1
Тема 4. Антивирусные программы. (15 часов)
4.1.-4.4.
Компьютерные вирусы
4
4
4.5.-4.6.
Средства профилактики и лечения
2
1
1
4.7.-4.8.
Запуск программы NOD 32
2
1
1
4.9.
Возможности программы NOD 32
1
1
4.10.-4.11.
Использование программы NOD 32
2
1
1
4.12.
Запуск программы Касперский
1
1
4.13.
Возможности и использование программы Касперского
1
1
4.14.-4.15.
Проверка диска на вирусы
2
1
1
Тема 5. Информационные и коммутационные технологии (13 часа)
5.1-5.2.
Технология обработки графическо информации
2
2
5.3.-5.4.
Графический редактор Раint
2
2
5.5-5.6.
Создание и хранение изображений.
2
2
5.7.-5.8.
Практическая работа “Создание рисунков”.
2
2
5.9.-5.10.
Практическая работа “Печать изображений”
2
2
5.11-5.13.
Презентация работ
3
Итого
72
Содержание тем:
Тема 1. Информация и информационные процессы (6часов).
Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы. Тема 1.1 «Понятие информации. Источник информации» Содержание: Понятие информации. Источник информации. Форма занятия: Лекция-беседа. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, тетради.
Тема 1.2 «Понятие информации. Источник информации» Содержание: Понятие информации. Источник информации. Форма занятия: Практика. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Карточки, тетради. Тема 1.3 «Виды информации» Содержание: Виды информации. Форма занятия: Лекция-беседа. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, тетради. Тема 1.4 «Виды информации» Содержание: Виды информации. Форма занятия: Практика. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Карточки, тетради. Тема 1.5 «Информационные процессы» Содержание: Информационные процессы. Форма занятия: Лекция-беседа. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, тетради. Тема 1.6 «Информационные процессы» Содержание: Информационные процессы. Форма занятия: Практика. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Карточки, тетради.
Тема 2. Компьютер (12 часов).
Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.
Тема 2.1 «Техника безопасности в компьютерном классе» Содержание: Техника безопасности в компьютерном классе. Форма занятия: Беседа. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, фильм, тетради. Тема 2.2 «Техника безопасности в компьютерном классе» Содержание: Техника безопасности в компьютерном классе. Форма занятия: Тестирование. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютеры, интерактивные тесты.
Тема 2.3 «Основные компоненты компьютера» Содержание: Основные компоненты компьютера. Форма занятия: Лекция. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради. Тема 2.4 «Основные компоненты компьютера» Содержание: Основные компоненты компьютера. Форма занятия: Практика. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютеры, заготовки, тетради. Тема 2.5 «Задачи и использование компьютера» Содержание: Задачи и использование компьютера. Форма занятия: Лекция. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради. Тема 2.6 «Задачи и использование компьютера» Содержание: Задачи и использование компьютера. Форма занятия: Практика. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютеры, тетради. Тема 2.7 «Клавиатура. Процессор» Содержание: Клавиатура. Процессор. Форма занятия: Лекция. Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради.
Тема 2.8 «Клавиатура. Процессор»
Содержание: Клавиатура. Процессор.
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 2.9 «Оперативная и долговременная память»
Содержание: Оперативная и долговременная память
Форма занятия: Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 2.12 «Оперативная и долговременная память»
Содержание: Оперативная и долговременная память
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 2.13 «Устройство ввода, вывода»
Содержание: Устройство ввода, вывода
Форма занятия: Беседа
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 2.14 «Устройство ввода, вывода»
Содержание: Устройство ввода, вывода
Форма занятия: Практика.
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради, карточки .
Тема 2.15 «Программы»
Содержание: Программы
Форма занятия: Лекция .
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 2.16 «Программы»
Содержание: Программы
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 2.17-2.18 «Файл. Файловая система»
Содержание: Файл. Файловая система.
Форма занятия: Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема2.19- 2.20 «Файл. Файловая система»
Содержание: Файл. Файловая система
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 2.21 «Единицы информации»
Содержание: Единицы информации
Форма занятия: Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 2.22 «Единицы информации»
Содержание: Единицы информации
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 2.23-2.24 «Клавиатура»
Содержание: Клавиатура
Форма занятия : Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, тетради
Тема 2.25-2.26 «Клавиатурный тренажер»
Содержание: Клавиатурный тренажер
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 3. Проводник (Мой компьютер) 12 часов
.
Основные вопросы: роль программы Проводник, дополнительные средства, значки, панель управления, свойства. Файл, папка, ярлык.
Тема 3.1«Запуск программы»
Содержание: Запуск программы
Форма занятия : Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.2«Окно программ. Проводник»
Содержание: Окно программ. Проводник
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, тетради.
Тема 3.3«Создание новой папки»
Содержание: Создание новой папки
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.4«Создание новой папки»
Содержание: Создание новой папки
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 3.5«Копирование файлов»
Содержание: Копирование файлов
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.6«Копирование файлов»
Содержание: Копирование файлов
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 3.7«Работа с файлами и папками»
Содержание: Работа с файлами и папками
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.8«Работа с файлами и папками»
Содержание: Работа с файлами и папками
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 3.9«Создание ярлыка»
Содержание: Создание ярлыка
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.10«Создание ярлыка»
Содержание: Создание ярлыка
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 3.11«Удаление ярлыка и папок»
Содержание: Удаление ярлыка и папок
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 3.12«Удаление ярлыка и папок»
Содержание: Удаление ярлыка и папок
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 4. Антивирусные программы (15 часов)
Основные вопросы: вирусы, типы вирусов, признаки появления вируса, классификация вирусов. Антивирусная программа, её вид и назначение, классификация антивирусов.
Практическая работа: проверка диска на присутствие в нем компьютерного вируса с помощью антивирусной программы.
Тема 4.1-4.2 «Компьютерные вирусы»
Содержание: Компьютерные вирусы
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 4.3-4.4 «Компьютерные вирусы»
Содержание: Компьютерные вирусы
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 4.5 «Средства профилактики и лечение»
Содержание: Средства профилактики и лечение
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 4.6 «Средства профилактики и лечение»
Содержание: Средства профилактики и лечение
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 4.7 «Запуск программы NOD 32»
Содержание: Запуск программы NOD 32
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 4.8 «Запуск программы NOD 32»
Содержание: Запуск программы NOD 32
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 4.9 «Возможности программы NOD 32 »
Содержание: Возможности программы NOD 32
Форма занятия : Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 4.10 «Использование программы NOD 32»
Содержание: Использование программы NOD 32
Форма занятия: Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тетради
Тема 4.11 «Использование программы NOD 32»
Содержание: Использование программы NOD 32
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 4.12 «Запуск программы Касперский»
Содержание: Запуск программы Касперский
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, тетради.
Тема 4.13 «Возможности использования программы Касперского»
Содержание: Возможности использования программы Касперского
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 4.14 «Проверка диска на вирусы»
Содержание: Проверка диска на вирусы
Форма занятия: Лекция
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютер, экран, проектор, презентация, тетради.
Тема 4.15 «Проверка диска на вирусы»
Содержание: Проверка диска на вирусы
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (13 часов).
Основные вопросы:
Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.
Тема 5.1-5.2 «Технология обработки графической информации»
Содержание: Технология обработки графической информации
Форма занятия: Лекция-беседа
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Тема 5.3-5.4 «Графический редактор Paint»
Содержание: Графический редактор Paint
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 5.5-5.6 «Создание и хранение изображений»
Содержание: Создание и хранение изображений
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы:
Компьютеры, тетради.
Тема 5.7-5.8 «Практическая работа. Создание рисунков»
Содержание: Создание рисунков
Форма занятия: Практика
Для занятия по программе необходимы следующие средства и материалы: