Рабочая программа кружка "Юный информатик" для учащихся 3-4 классов
Рабочая программа кружка "Юный информатик" для учащихся 3-4 классов
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Основная задача курса – способствовать формировать у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления.
Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный информатик" для учащихся 3-4 классов »
Список обучающихся
Вервейн Виктор
Елхимова Арина
Идрисов Адам
Курноскин Данила
Леснов Артём
Милащёнко Татьяна
Мялкина Дарья
Савченко Данила
Сурикова Дарья
Щелкунова Дарья
Пояснительная записка
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Основная задача курса – способствовать формировать у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления.
Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.
Учебно-тематический план
№ темы
№ занятия
Название темы, занятия
Кол-во часов
Форма занятий
Информация и информационные процессы (2часа)
1
1
Что такое информация.
1
беседа
2
Действия с информацией.
1
беседа
Компьютер (5 часов)
2
3
Здравствуй, класс компьютерный
1
презентация
4
Клавиатура. Процессор. Память.
1
презентация
5
Устройства ввода, вывода.
1
беседа
6
Практическая работа «Клавиатура»
1
практическая работа
7
Клавиатурный тренажёр.
1
Презентация
Практическая работа
Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (7 часов)
3
8
Понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель.
1
Беседа презентация
9
Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема).
1
беседа
10
Составление простейших алгоритмов.
1
беседа
11
Составление алгоритмов из художественных произведений.
1
презентация
12
Составление алгоритмов из кулинарных рецептов.
1
Практическая работа
13
Составление алгоритмов из школьной жизни.
1
Практическая работа
14
Составление алгоритмов из окружающего мира.
1
Практическая работа
Информационные и коммуникационные технологии (20 часов)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор
4
15
Назначение и основные возможности.
1
беседа
16
Мир шрифтов.
1
презентация
17-18
Практическая работа «Набор текста и форматирование
2
практическая работа
19
Оформление открыток, поздравлений.
1
Практическая работа
20
Оформление визиток.
1
Практическая работа
21-22
Конкурс сочинений.
2
беседа
23
Печать текстовой информации.
1
презентация
24
Технология обработки графической информации.
1
Практическая работа
25
Графический редактор Paiht.
1
Практическая работа
26
Практическая работа: «Создание рисунков».
1
практическая работа
27
Практическая работа «Печать изображений»
1
практическая работа
28
Конкурс рисунков.
1
практическая работа
29
Телекоммуникационные системы. Поиск информации.
1
беседа
30
Электронная почта.
1
презентация
31
Интернет.
1
беседа
32
Игровые программы.
1
беседа
33-34
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
2
презентация
Календарно-тематический план
№
п/п
Название темы, занятия
Дата проведения
по плану
по факту
Информация и информационные процессы (2часа)
1
Что такое информация.
03.09
2
Действия с информацией.
10.09
Компьютер (5 часов)
3
Здравствуй, класс компьютерный
11.09
4
Клавиатура. Процессор. Память.
18.09
5
Устройства ввода, вывода.
25.09
6
Практическая работа «Клавиатура»
01.10
7
Клавиатурный тренажёр.
08.10
Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (7 часов)
8
Понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель.
15.10
9
Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема).
22.10
10
Составление простейших алгоритмов.
29.10
11
Составление алгоритмов из художественных произведений.
05.11
12
Составление алгоритмов из кулинарных рецептов.
12.11
13
Составление алгоритмов из школьной жизни.
19.11
14
Составление алгоритмов из окружающего мира.
26.11
Информационные и коммуникационные технологии (20 часов)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор
15
Назначение и основные возможности.
03.12
16
Мир шрифтов.
10.12
17-18
Практическая работа «Набор текста и форматирование
17.12
24.12
19
Оформление открыток, поздравлений.
07.01
20
Оформление визиток.
14.01
21-22
Конкурс сочинений.
21.01
28.01
23
Печать текстовой информации.
04.02
24
Технология обработки графической информации.
11.02
25
Графический редактор Paiht.
18.02
26
Практическая работа: «Создание рисунков».
25.02
27
Практическая работа «Печать изображений»
04.03
28
Конкурс рисунков.
11.03
29
Телекоммуникационные системы. Поиск информации.
18.03
30
Электронная почта.
25.03
31
Интернет.
01.04
32
Игровые программы.
08.04
33-34
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
15.04
22.04
Содержание тем учебного курса
Информация и информационные процессы (2часа)
Что такое информация. Действия с информацией. Компьютер (5 часов)
Здравствуй, класс компьютерный! Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа «Клавиатура». Клавиатурный тренажёр. Алгоритмы, алгоритмический язык.
Команды алгоритмического языка. Исполнители (7 часов)
Понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). Составление простейших алгоритмов. Составление алгоритмов из художественных произведений. Составление алгоритмов из кулинарных рецептов. Составление алгоритмов из школьной жизни. Составление алгоритмов из окружающего мира. Информационные и коммуникационные технологии (20 часов)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word. Назначение и основные возможности. Мир шрифтов. Практическая работа «Набор текста и форматирование». Оформление открыток, поздравлений. Оформление визиток. Конкурс сочинений. Печать текстовой информации. Технология обработки графической информации. Графический редактор Paiht. Создание и хранение изображений. Практическая работа: «Создание рисунков». Практическая работа «Печать изображений» Конкурс рисунков. Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта. Интернет. Игровые программы. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Информация и информационные процессы (2часа)
-понятие информации, источники информации; -определять виды информации; -приводить примеры информационных процессов.
Компьютер (5 часов) Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа «Клавиатура». Клавиатурный тренажёр. Требования к знаниям и умениям: -понятие компьютера как информационной машины; -знать состав компьютера и назначение его основных устройств; -приводить области применения компьютера; -выбирать и загружать нужную программу. Практическая работа. Клавиатурный тренажёр.
Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (7 часов) Основные вопросы: понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). Команды алгоритмического языка: ветвления. Повторения. Требования к знаниям и умениям: -понятие исполнителя, среды, системы команд; -выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.) -находить алгоритмы в художественных произведениях, песнях, пословицах, из окружающего информационного мира); -исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; -выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями; -использовать алгоритмы при планировании режима дня школьника.
Информационные и коммуникационные технологии (20 часов) Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа «Набор текста и форматирование». Технология обработки графической информации. Графический редактор Paint. Создание и хранение изображений. Практическая работа «Создание рисунков». Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта. Требования к знаниям и умениям: -работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); -работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять); -пользоваться поисковыми средствами Интернет.
Практические работы: 1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и редактирование рисунков. 3. Поиск информации в компьютерных сетях. Знакомство с принципами работы сети Интернет.
Перечень учебно – методического обеспечения
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office
Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. «Графический дизайн», Москва, «Русское слово», 2008 г. + CD приложение.
Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. + CD приложение.
Стрелкова Л.М. «Photoshop. Практикум», Москва, «Интеллект-Центр», 2006 г. + CD приложение.
Список используемой литературы
Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.