Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.
Цели курса :
обучение основам проектной деятельности;
приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;
формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в различных сферах человеческой деятельности, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
дать представление о дизайне и навигации презентации;
способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.
данная прграмма предназначена для учащихся 10-11 классов, будет интересна для учителей информатики, математики, физики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа учебного курса "Проектная деятельность" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«падунская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Падунская СОШ»)
Кемеровская область, Промышленновский район, пст.Падунская, ул.Калинина, 15, e-mail: padunkaschool@mail.ru
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет Школы
Протокол № 1 от 29.08.2014
Заместитель директора
по УВР: ___________
Приказ № 36 от 08.09.2014
Директор: ___________ Е.П.Жегалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Проектная деятельность»
Класс: 10-11
количество часов в неделю: 0,5; в год: 17; всего: 34
срок реализации программы: 2 года
составитель программы: учитель информатики;
1 квалификационная категория
Сиринова Инга Валерьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Новый технологический этап развития общества характеризуется появлением совершенно новых технологий и постоянным совершенствованием уже имеющихся. В связи с этим человеку в течение жизни приходится несколько раз кардинально менять направления и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализуя свой потенциал применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний на высоком уровне, должен соблюдать целым комплексом личностных качеств технологического характера – работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т.д. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда.
Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельный подход к обучению и, в частности, использование проектного метода, позволяющего научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.
Цели курса :
обучение основам проектной деятельности;
приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;
формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в различных сферах человеческой деятельности, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
дать представление о дизайне и навигации презентации;
способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.
формировать учебные навыки – такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;
активизировать процесс обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;
реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Выполненный самостоятельно, на основании личного опыта проект – лучшая основа для достижения воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта у школьника формируется самостоятельность и активная осмысленность.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самореализации, желания делать свою работу качественно.
Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современным образованием. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.
С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых.
Проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
В программе рассматриваются различные виды проектов. Все виды проектов имеют общие разделы: исследовательский этап, защита проекта, оформление пояснительной записки и т.д., но в то же время имеются и отличия.
Программа предназначена для учащихся 10-х – 11-х классов и рассчитана на 34 часа (в 10-м классе – 17 часов, в 11-м – 17 часов).
Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения. В десятом классе обучающиеся знакомятся с видами проектов, их особенностями, структурой, требованиями к оформлению, представлению проектов, критериями оценивания. Курс одиннадцатого класса является практико-ориентированным: обучающиеся выполняют в течение года различные виды проектов (по выбору самих школьников) по четырем учебным направлениям. Первый проект – русский язык, иностранный язык или литература; второй – физика, математика; третий – химия, биология; четвертый – общественные дисциплины (возможны некоторые отступления, связанные с индивидуальной заинтересованностью школьников).
В качестве форм активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся используются проблемное обучение, коллективные формы работы. Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля.
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект, выполненный на основе прикладных программ, но и знания из теоретических областей по тому предмету, из которого взята тема для формирования мультимедийного компьютерного проекта.
Организация учебного процесса.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
В процессе разработки проекта могут использоваться различные инструментальные программные средства и приложения: системы программирования, системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства разработки Web-сайтов и др.
Проект может быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержатся информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
№
Тема
Колич.
у/часов
10 класс
1
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры
1
2
Структура проекта. Типология проектов. схемы проектирования
1
3
Персональные или групповые проекты. Классификация проектов
1
4
Классификация проектов по доминирующей деятельности
1
5
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
1
6
Этапы работы над проектом. Определение тематик проектов
1
7
Формирование дидактических целей. Методических целей. Портфолио.
1
8
Методы ученического исследования. Виды презентаций проектов
1
9
Основные правила делового общения
1
10
Создание рабочей папки материалов проекта
1
11
Использование Интернет- ресурсов в проектной деятельности
1
12
Использование электронных энциклопедий в проектной деятельности
1
13
Интернет и авторское право
1
14
Составление списков информационных ресурсов для проекта
1
15
Поиск и обработка информации. Аналитическая работа
1
16
Визитная карточка проекта. Защита проектных работ
1
17
Защита проектных работ. Подведение итогов
1
ИТОГО:
17 часов
№
Тема
Колич.
у/часов
11 класс
1
Проект как тип деятельности
1
2
Определение тематик проектов. Формирование проектных групп
1
3
Исследовательский проект. Понятие. Особенности
1
4
Предмет, объект, задачи и методы исследования. Поиск и обработка информации
1
5
Аналитическая работа над собранными фактами
1
6
Представление результатов проектной работы.
1
7
Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения
1
8
Проектирование. конструирование
1
9
Представление результатов проектной работы.
1
10
Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.
1
11
Определение цели проекта. Выделение предмета поиска.
1
12
Поиск источников информации. Обработка информации
1
13
Представление результатов проектной работы.
1
14
Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения
1
15
Оформление результатов
1
16
Содержание портфолио проекта
1
17
Защита проектных работ. Подведение итогов
1
ИТОГО:
17 часов
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
2. Бэгьюли Ф. Управление проектом. – М.: «Гранд-Фаир», 2002.
3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа. – 2001. - №2 (41).
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В.Технология портфолио в системе педагогической диагностикиМетодические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004.
5. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
6. Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. – М.: «Дело и сервис», 2003
7. Гузеев В. В.. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
8. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999.
9. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
10. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
12. Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 1995.
13.Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр.– М. Издательско – торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368с. +CD.
14. Катлип С.М. Паблик рилейшнз: теория и практика. 8-е изд. М., СПб.: “Вильямс”, 2000.
15. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
16. Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.
17. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании. \\ Директор школы. 1999. № 2 с.71-76.
18. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск:ХГПУ, 2001. - 333с.
20. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.- М.: Вентана – Граф, 2003. -296 с.: ил.
21. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
22. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
23. Пособие «Темпус» - www.tempus.ru
24. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.
25. Catterick D. The Art of Conversation and the L2 Learner // English Teaching Forum. 1994. Vol. 32. №3 . P. 24-27.
26. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
Операционная система Windows Vista.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Мастер-класс по теме «Проектная деятельность-как одна из основных задач ФГОС в развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных заведений»"
["seo_title"] => string(80) "master_klass_po_teme_proektnaia_deiatelnost_kak_odna_iz_osnovnykh_zadach_fgos_v_"
["file_id"] => string(6) "488688"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1543835471"
}
}