Использование мультимедийных технологий на уроках информатики.
Использование мультимедийных технологий на уроках информатики.
Современный уровень промышленности ориентирован на информационные технологии и, соответственно требует от образовательных учреждений подготовки компетентных в этой области специалистов.
Важную роль в формировании профессиональных компетенций в области информационных технологий специалиста играет предмет “Информатика”. Для того чтобы учащиеся были способны к интеграции полученных в процессе обучения знаний, умений, опыта с социально - профессиональной ситуацией, перед ними необходимо ставить задачи, решение которых имеет практическое применение в будущей профессиональной деятельности. Решать задачи, используя приёмы педагогики сотрудничества. Самыми востребованными на сегодня образовательными технологиями являются мультимедиа технологии, деловые игры, профессиональный тренинг, метод проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных технологий на уроках информатики.»
Использование мультимедийных технологий на уроках информатики.
Современный уровень промышленности ориентирован на информационные технологии и, соответственно требует от образовательных учреждений подготовки компетентных в этой области специалистов.
Важную роль в формировании профессиональных компетенций в области информационных технологий специалиста играет предмет “Информатика”. Для того чтобы учащиеся были способны к интеграции полученных в процессе обучения знаний, умений, опыта с социально - профессиональной ситуацией, перед ними необходимо ставить задачи, решение которых имеет практическое применение в будущей профессиональной деятельности. Решать задачи, используя приёмы педагогики сотрудничества. Самыми востребованными на сегодня образовательными технологиями являются мультимедиа технологии, деловые игры, профессиональный тренинг, метод проектов.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель НПО по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать учащемуся в своем темпе, позволяет преподавателю работать дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
В принципе, учащиеся сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для анонсирования темы
Как сопровождение объяснения учителя
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля знаний
Можно выделить следующие особенности данной технологии
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
7. Повышение производительности урока.
8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
10.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
11.Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
Психологические особенности учащихся данного класса
Цели и результаты обучения
Структуру познавательного пространства
Местоположение учащихся
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока
Цветовую гамму оформления учебного материала
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана.
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой учащиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учащихся пропадает страх перед компьютером.
Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.