Теоретическая часть. Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.
Попробуйте ответить на простой, казалось бы, вопрос: что такое информация? Вы пользуетесь этим термином постоянно: работаете с информацией, ищете информацию, воспринимаете информацию, действуете под управлением информации. Задумайтесь на минуту и попытайтесь ответить: Информация – это… (Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “Это что-то новое”, “Это сообщения, сведения”, “Это знания”, …
Слово “information” действительно переводится с латинского языка, как “изложение”, “разъяснение”, “набор сведений”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века.
Этим термином пользовались для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.
Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.
Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.
Датой рождения “Теории информации” также считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения.
Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.
“Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.
Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “от друзей, родных”, “из телевиденья, радио”, “Это в школе”, …
Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.
Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, культурологическая и т.д.
Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.
Органы зрения – визуальная информация.
Органы слуха – аудиальная информация.
Органы обоняния – запахи.
Органы вкуса – вкусовая информация.
Органы осязания – тактильная информация.
Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».
Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:
Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны
Рядом с вами раздается громкий хлопок
Прямо перед вами с крыши падает сосулька
Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами
Вам объявили, что уроков не будет
Вашим рукам очень горячо
Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:
Полезная
Понятная
Актуальная
Полная
Достоверная
По ходу урока учащиеся делают записи в тетради:
Информация – «изложение», «разъяснение», «набор сведений».
Виды информации:
Научная
Эстетическая
Общественно-политическая
Научно-популярная
Культурологическая
и т.д.
Восприятие информации:
Органы зрения – визуальная информация.
Органы слуха – аудиальная информация.
Органы обоняния – запахи.
Органы вкуса – вкусовая информация.
Органы осязания– тактильная информация.
Органолептическая информация - это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.
3.Физкультминутка.
Свойства информации:
Полезная
Понятная
Актуальная
Полная
Достоверная
Закрепление.
Продолжи предложения:
Информация – это … .
Основными видами информации являются: … .
К основным свойствам информации относятся: … .
Человек воспринимает информацию с помощью … .
Информация, получаемая человеком с помощью органов чувств, называется … .
Рефлексия.
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок, содержащий информацию, которая обладает определенными свойствами.
Итог урока. Выставление оценок самым активным ученикам.