Демонстрация решения задачи, связанной с переводом десятичного числа в двоичную систему счисления пальцевым методом. Смысл перевода прост: нумеруем на одной руке (левой, ладонь к себе)от мизинца до большого пальца разряды от 0 до 4, что соответствует числам в десятичной системе 1,2, 4, 8,16. Считая, что 0- это согнутый палец, а 1 – оттопыренный, при решении задач, связанных с переводом целых чисел в двоичную из десятичной системы счисления требуется лишь сложить эти цифры, соответствующие загнутым пальцам. Данное упражнение, основанное на самом древнем способе- счете на пальцах, подразумевает развёрнутую форму записи числа в двоичной системе счисления. (Две руки можно использовать для перевода целых чисел до 512, так и для перевода дробных конечных чисел, где левая рука – целая часть числа, а правая – дробная). Учитель говорит число в десятичной системе (до 31 или 62), а школьники устно переводят число на пальцах в двоичную систему и записывают ответ. Для больших чисел приводится сам развёрнутый способ перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную с примером. Затем учитель говорит, что существует и обратный способ перевода, предлагая алгоритм перевода десятичного целого числа в двоичную систему счисления. Приводятся примеры. Сложность перевода для детей в том, что правило деления отличается от математического тем, что при делении чисел требуется определить частное сразу, а не поразрядно. Каждый этап комментируется учителем Например. Перевести 2310 в двоичную систему. Решение. (Слайд 7) Ответ: 101112 Решение упражнений (Самостоятельно) Перевести числа 18; 36; 47; 235 и 1024 из десятичной системы счисления в двоичную систему с помощью алгоритма (с записью в тетрадях). Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям: 5 заданий - оценка 5 4 задания - оценка 4 3 задания - оценка 3 При наличии времени для учащихся, которые быстрее всех выполнили задание можно предложить задание с автоматической проверкой (Приложение 4). | Самостоятельно выполняют задания. Затем обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П) Оценивание усваемого содержания (Л) Рефлексия способов и условий действия (П) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) | |