Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа Компьютерная грамотность»
Департамент образования Администрации г.о.Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Центр технического творчества "Интеграл" городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО "ЦТТ "Интеграл" г.о. Самара
_____________Г.П. Железников
«30» августа 2019г.
Программа принята на заседании методического совета
Протокол №1 от «30» августа 2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Компьютерная грамотность»
Возраст учащихся 10 - 12 лет
Срок реализации - 3 года
Разработчик: Семенова Г.П.
Педагог дополнительного образования
Год разработки программы - 1999
Самара, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Цели и задачи программы
Целевая аудитория
Сроки реализации, формы и режимы занятий
Ожидаемые результаты
Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
Формы подведения итогов реализации программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1. Календарно-тематические планы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Общие положения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьютерная грамотность» реализуется в учреждении с 1999 года.
Актуальность
Обучение компьютерной грамотности на сегодняшний день является ведущей не только в подготовке специалистов высокого уровня, но и в подготовке человека к реальной жизни. Умение работать с компьютером выдвигается на первый план еще и потому, что в настоящее время практикуются совершенно новые подходы к организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Надо понимать, что излишняя увлеченность детей компьютером и, как следствие, подмена реальной жизни виртуальным миром могут нанести непоправимый вред психике ребенка, да и взрослого. Дети должны гармонично развиваться, они должны уметь чувствовать прекрасное, уметь обращаться со сверстниками в реальном мире, а не через компьютер. При этом надо помнить, что компьютер - это средство, а не цель, и надо научить ребенка правильно работать с этим средством.
Новизна программы заключается в модульной форме организации образовательного
процесса на первом году обучения, что дает обучающимся возможность выбора модулей и нелинейной последовательности их обучения, а также в дистанционном обучении..
Собственные наработки, основанные на практических занятиях, учет интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, а также увеличение продолжительности занятий, расширение и углубление содержания отдельных тем являются отличительными особенностями данной программы. В программе обучение компьютерной грамотности в узком смысле понимается, как умение работать с техникой и знание основ информатики. Эта дисциплина содержит два компонента - теоретический и практический, к которому и относится формирование навыков работы с компьютером и программным обеспечением.
Школа на уроках информатики дает хорошие фундаментальные знания, возможности дополнительного образования позволяют готовить учащихся к практической деятельности. Дополнительное образование в нашем объединении дает более широкие возможности для изучения и закрепления основных навыков владения компьютером по сравнению со школой.
Педагогическая целесообразность
Развитие вычислительной техники настолько стремительно и разнообразно, что даже в рамках технического объединения невозможно угнаться за ее достижениями, и то, что было передовым сегодня в области вычислительной техники, через 5-6 лет становится безнадежно устаревшим. Поэтому, главной задачей объединения считается не только освоение каких-то навыков работы с современной вычислительной техникой, но и выработка потребности у ребенка самостоятельно работать с книгой, самим интересоваться новыми достижениями, быть в курсе последних разработок. Только в этом случае они смогут идти в ногу с развитием вычислительной техники. И навыки, полученные на занятиях, не пропадут даром, а приумножатся, и для многих ребят станут начальной ступенькой на жизненном пути.
Изучение устройства и работы компьютера следует проводить постепенно на протяжении всего периода обучения. Делать это нужно постепенно с возрастающей глубиной. Изучать устройство компьютера следует, по возможности, привязывая материал к изучению пользовательских пакетов или определенных элементов программирования.
Обучение на уровне пользователя - это подготовка обучающегося к жизни и работе в будущем информационном обществе. Для этого он должен обладать необходимыми навыками работы на компьютере в основных программных оболочках и программных пакетах, таких, как графические и текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы и др. Ребята должны уметь грамотно пользоваться такими аппаратными средствами, как, принтер, сканер, сеть.
Действительно, создание алгоритма решения задачи, разбиение его на процедуры,
Программа рассчитана на творческий подход к изучаемым темам, как со стороны педагога, так и ученика. Одной из задач данного этапа обучения является знакомство учащихся с последними достижениями в области вычислительной техники, приобщение к самостоятельной работе с литературой.
Программа строится с учетом требований российских, областных и городских программ, отражающих правовые основы деятельности и основные направления в области образования и воспитания подрастающего поколения:
Федеральный Закон №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
«Концепция развития дополнительного образования детей в РФ» (распоряжение Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
«Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики, развитие творческих способностей через проектную деятельность.
Цель 1 модуля: знакомство с устройством и работой на персональном компьютере.
Цель 2 модуля: Знакомство с графическим редактором.
Цель 3 модуля: Знакомство с текстовым процессором
Цель 4 модуляРазвитие творческих и познавательных способностей обучающихся через проектную деятельность.
Задачи программы
Обучающие:
практическое закрепление ЗУН по информатике, полученных на уроках в школе и объединении;
знакомство с современными информационными технологиями;
Модуль 1
познакомить с устройством и работой на персональном компьютере
Модуль 2
познакомить с программой WORD;
Модуль 3
познакомить с программой презентаций POWER POINT.
Модуль 4
познакомить с программой PAINT.
Развивающие:
развитие алгоритмического мышления учащихся;
приобщение учащихся к самостоятельной творческой работе при создании индивидуальных программ (проектов);
Воспитательные:
воспитание культуры речи и общения;
вовлечение учащихся в организационно-массовую работу, проводимую внутри объединения и в Центре.
1.3. Целевая аудитория
В объединении занимаются обучающиеся среднего школьного возраста (10-12 лет).
1.4. Сроки реализации, формы и режимы занятий
Программа рассчитана на три года обучения, из которых 1 год и третий года обучения – 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; второй год обучения – 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся в группах не менее 12 человек.
Обучение на первом году обучения строится по модульному принципу представления содержания программы, а обучение второго и третьего года - по линейному принципу представления содержания программы.
Группа разбивается на две подгруппы. Каждая из подгрупп работает за компьютером с небольшими переменами, что соответствует гигиеническим требованиям работы. Первые 35 мин отводятся на самостоятельную работу первой подгруппы. Затем – общий перерыв. Следующий академический час вся группа работает над закреплением пройденного и освоением нового теоретического материала. Затем после перерыва, вторая подгруппа приступает к самостоятельной работе. Такой график обучения позволяет каждому учащемуся самостоятельно поработать за компьютером в течение каждого урока.
В данной программе рассматриваются два направления изучения компьютерной грамотности:
1) изучение устройства и работы компьютера;
2) обучение на уровне пользователя/
1.5. Ожидаемые результаты
Предметные результаты
Ожидаемый результат: по итогам обучения учащиеся должны уметь работать на персональном компьютере в операционной системе WINDOWS.хх в качестве пользователя.
Обучающиеся должны знать:
Правила техники безопасности при работе с компьютером.
Названия и назначения основных устройств компьютера.
Основные возможности операционной системы WINDOWS.хх.
Файловую структуру хранения информации на дисках.
Назначение и возможности буфера обмена.
Назначение и возможности основных видов программного обеспечения (текстовых и графических редакторов, пакетов прикладных программ)
Содержание понятия алгоритма и его основных свойств.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться клавиатурой ПК, принтером. Исполнять в режиме диалога простую программу, применяя меню, запросы о помощи.
Выполнять команды: создания и переименования ярлыков и папок, сохранения и удаления документов в ОС WINDOWS.хх.
Определять объем информации.
Пользоваться буфером обмена для перемещения объектов из одного приложения в другое.
Набирать и корректировать простой текст.
Создавать изображение (рисунки) с помощью графического редактора..
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД обучающегося:
выполняет инструкции, алгоритмы при решении учебных задач;
выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
умеет воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
умеет проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
умеет сравнивать различные объекты;
умеет выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
умеет высказывать предположения,
умеет обсуждать проблемные вопросы.
Регулятивные УУД обучающегося:
самостоятельно планирует последовательность практических действий для реализации поставленных задач;
контролирует и несет ответственность за свои поступки;
принимает и выполняет самостоятельно поставленную задачу;
умеет корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения);
умеет анализировать свое эмоциональное состояние;
умеет осуществлять итоговый контроль своей деятельности.
Коммуникативные УУД обучающегося:
умеет грамотно строить речевые высказывания;
умеет договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
умеет грамотно задавать интересующие его вопросы;
допускает возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его собственной;
умеет формулировать собственное мнение и позицию.
1.6. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся в данной программе могут быть:
- уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
- степень самостоятельности в работе.
По мере взросления учащихся контроль педагога должен постепенно заменяться взаимоконтролем и самоконтролем, для чего при изучении каждого действия следует указывать способы его контроля.
Различная степень подготовки и способность учащихся усваивать достаточно новый материал вносят определенные трудности в реализацию программы в полном объеме. Итоговые занятия по отдельным темам позволяют не только оценить уровень знаний учащихся, но и вовремя скорректировать программу, как в целом для объединения, так и индивидуально для группы учащихся.
По времени проведения педагогический контроль делится на входной, текущий и итоговый.
Входной контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки учащихся и скорректировать учебно-методический план и программу обучения.
Текущий контроль позволяет определить степень усвоения учащимися материала, уровень их подготовленности к занятиям, повысить ответственность и заинтересованность в усвоении материала. Практика доказала эффективность давно и успешно применяемых форм текущего контроля – опрос, зачет, тестирование. Опрос проводится ежеурочно для повторения, закрепления пройденной темы. А также дает возможность наверстать пропущенный материал учащимся, нерегулярно посещающим занятия. Зачет позволяет отслеживать уровень ЗУН на разных этапах. Он проводится по завершению изучения целого блока вопросов и носит, как теоретический, так и практический характер и проводится, как правило, в письменной форме. Иногда зачет проводится в игровой конкурсной форме, что вызывает значительно больший интерес у учащихся.
Итоговый контроль проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Формой итогового контроля в объединении является самостоятельный творческой проект. Опираясь на полученные знания, приобретенные навыки и собственную фантазию каждый учащийся или группа учащихся реализуют свой проект в виде программного продукта. Это могут быть:
несколько анимационных картинок, оформленные музыкой и объединенные общей идеей;
презентация на тему: «Мир моих увлечений»;
реферативная работа и т. д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения
№№
Наименование модуля
Количество часов
всего
теоретич
практич.
Модуль 1. Компьютерный мир
36
10
26
Вводное занятие. Техника безопасности
2
2
Устройство ПК
6
2
4
Понятие информации. Кодирование
6
4
2
Основы работы на персональном компьютере
6
2
4
Основы работы с ОС WINDOWS.хх
14
6
8
Участие в конкурсах компьютерного творчества.
2
2
Модуль 2. Юный художник
36
10
26
Вводное занятие. Техника безопасности
2
2
Графический редактор – PAINT
22
6
16
Логические компьютерные игры
10
2
8
Участие в конкурсах компьютерного творчества.
2
2
Модуль 3. Юный оператор
36
13
23
Вводное занятие. Техника безопасности
2
2
Текстовый процессор WORD
30
10
20
Оформление проектов. Защита проектов
4
1
3
Модуль 4. Мир презентаций
36
12
24
Вводное занятие. Техника безопасности
2
2
Создание презентаций в среде POWER POINT
28
8
20
Оформление проектов. Участие в конкурсах компьютерного творчества. Подготовка творческих работ. Защита проектов
6
2
4
Итого
144
40
104
2.2.Учебно-тематический план второго года обучения
№
пп
Тема
Количество часов
Всего
Теор.
Прак
1
Вводное занятие. Техника безопасности и ППБ. Область применения ПК.
4
3
1
2
Информация и информационные процессы
20
6
14
3
Основные компоненты ПК и их назначение
20
7
13
4
Операционная система Windows.xx
18
6
12
5
Графический редактор PAINT
26
4
22
6
Текстовый процессор Word
28
5
23
7
Технология работы с таблицами
20
5
15
8
Создание презентаций в среде POWER POINT
26
6
20
9
Участие в смотрах–конкурсах компьютерного творчества. Подготовка творческих работ. Защита проектов
24
6
18
10
Участие в мероприятиях ОУ
6
6
11
Экскурсии, выставки
3
3
12
Развивающие компьютерные игры
15
15
13
Диагностика, тестирование и анкетирование
3
1
2
14
Итоговое занятие
3
3
Итого:
216
53
163
2.3.Учебно-тематический план 3 года обучения
№№
Тема
Количество часов
всего
Теор
Практ.
1
Техника безопасности и ПБ. Область применения ПК
4
2
2
2
Основные устройства ПК
10
2
8
3
Информационные процессы
10
2
8
4
Информационные технологии
10
2
8
5
Технология обработки текста и графики
10
2
8
6
Практические работы в текстовом процессоре Word
10
2
8
7
Технология обработки числовой информации. Электронная таблица EXCEL
10
2
8
8
Проигрыватель Windows Media
10
2
8
9
Этапы создания презентации в среде Power Point
10
2
8
10
Проектная деятельность
10
2
8
11
Алгоритмы, виды, свойства
10
2
8
12
Подготовка к конкурсам компьютерной графики. Создание индивидуальных проектов
10
2
8
13
Организационно-массовые мероприятия. Участие в смотрах – конкурсах ОУ, района, города
4
1
3
14
Экскурсии. Выставки
4
1
3
15
Тестирование и анкетирование обучающихся
4
1
3
16
Итоговое занятие
4
1
3
17
Развивающие логические игры
14
4
10
Итого
144
34
112
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
3.1. Содержание 1 года обучения
Модуль 1
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория
Задачи объединения. Знакомство с правилами поведения в компьютерном классе и техникой безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Устройство ПК.
Теория
Состав ПК. Клавиатура и мышь. Назначение клавиш. Кнопка «Пуск». Использование ПК в практической деятельности человека.
Практика
Практические работы.
Включение, выключение компьютера, работа с мышкой.
Клавиатурный тренажёр. Знакомство с клавиатурой.
Запуск программ. Основные элементы окна программы.
3. Понятие информации. Кодирование.
Теория
Понятие и виды информации. Способы кодирования информации. Примеры кодирования.
Практика
Практическая работа.
Кодирование и расшифровка фраз с помощью простейшего шифра.
4. Основы работы на персональном компьютере.
Теория
Организация хранения информации на компьютере. Понятия: диски, папки, каталоги, файлы. Путь к файлу, полное и краткое имя файла. Группы клавиш.
Практика
Практические работы.
Клавиатурный тренажёр.
Создание папок и файлов.
Нахождение пути к файлу.
Описание полного имени файла.
Тест на знание клавиш.
5. Основы работы с операционной системой WINDOWS.хх.
Теория
Рабочий стол. Панель задач. Главное меню. Окна папок и приложений. Проводник.
Понятие ярлыка. Создание и перемещение папок и ярлыков.
Справочная система WINDOWS.
Практика
Практическая работа.
Управление окнами с помощью кнопок.
Управление окнами с помощью команд системного меню.
Создание и переименование ярлыков и папок, файлов.
Поиск файлов и папок.
6. Участие в конкурсах компьютерного творчества. Защита проектов.
Теория
Постановка задачи на конкретном примере. Подготовка творческих работ. Защита проектов
Практика
Практическая работа. Подготовка творческих работ.
Модуль 2. Юный художник
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория
Задачи объединения. Знакомство с правилами поведения в компьютерном классе и техникой безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Графический редактор PAINT
Теория
Окно программы. Меню. Панель инструментов. Создание и редактирование рисунков. Сохранение графических файлов. Сборка рисунка из деталей. Вывод на печать графических файлов.
Практика
Практические работы.
Инструменты графического редактора. Создание рисунка по образцу.
Создание индивидуальных рисунков.
Работаем с графическими фрагментами.
Создание открыток к Конкурсу новогодних открыток.
3. Логические компьютерные игры
Практика.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Для снятия напряжения и знакомства с возможностями персонального компьютера обучающиеся осваивают различные игровые программы.
4. Участие в конкурсах компьютерного творчества.
Теория
Подготовка творческих работ. Защита проектов
Практика
Практическая работа. Самостоятельные проекты с использованием графики.
Модуль 3
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория
Задачи объединения. Знакомство с правилами поведения в компьютерном классе и техникой безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Текстовый процессор WORD.
Теория
Окно текстового редактора. Панели инструментов: «Главная» и «Вставка». Технология форматирование шрифта и абзацев. Таблица. Вставка объектов WORD ART и рисунков в документ. Нумерация страниц. Проверка правописания.
Практика
Практические работы.
Ввод и редактирование текста.
Форматирование введенного текста.
Создание нумерованного, маркированного списка.
Построение простой таблицы: «Расписание уроков».
Оформление текста с помощью рисунков и объектов WORD ART.
Рисование в WORD. Создание визиток.
3. Оформление проектов. Защита проектов.
Теория
Подготовка творческих работ. Защита проектов
Практика
Практическая работа. Самостоятельные проекты с использованием графики и текста
Модуль 4
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория
Задачи объединения. Знакомство с правилами поведения в компьютерном классе и техникой безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Создание презентаций в среде POWER POINT.
Теория
Группы инструментов среды Рower Point. Запуск и настройка приложения Рower Point. Назначение панелей инструментов. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации. Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с
Сортировщиком слайдов. Практика
Практические работы.
Создание презентации «Птичий двор».
Создание эффекта анимации объектов на экране.
3. Оформление проектов. Участие в смотрах–конкурсах компьютерного творчества. Подготовка творческих работ. Защита проектов.
Теория
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов. Подготовка творческих работ. Защита проектов
Практика
Практическая работа. Самостоятельные проекты с использованием графики, анимации.
3.2. Содержание 2 года обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности, ППБ. История вычислительной техники.
Теория
Правила поведения в компьютерном классе. Санитарные и гигиенические нормы. Общее представление о компьютере и его возможностях. История развития вычислительных средств.
Практика
Инструктаж по ТБ.
2. Информация и информационные процессы.
Теория
Понятие информатики. Определение информации. Виды информации, кодирование информации, запись и хранение информации. Единицы измерения информации. Системы счисления. Двоичное кодирование цифровой информации. Информационные процессы.
Практика
Практические работы.
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную.
Клавиатурный тренажёр. Кодирование информации.
3. Основные устройства ПК и их функции.
Теория
Компьютер как вычислительное устройство, инструмент моделирования, средство хранения информации и управляющее устройство.
Состав ПК. Монитор, клавиатура и мышь, системный блок ПК. Процессор, память, ёмкость памяти, внешние устройства ПК. Носители информации на жёстких и гибких дисках. Виды памяти. Постоянная память, оперативная память. Ёмкость памяти. Кто управляет работой компьютера?
Практика
Практическая работа.
Клавиатурный тренажёр.
Определение размеров памяти на отдельных носителях.
Работа с флеш - памятью и лазерными дисками CD-ROM.
4. Операционная система WINDOWS.хх
Теория
Понятие операционной системы. Основные функции ОС WINDOWS-xx. Взаимодействие человека с ОС. Создание, копирование, перемещение, восстановление удаленных папок, файлов и ярлыков. Работа с папками файлами при помощи проводника WINDOWS. Определение файла, каталога. Полное имя файла. Копирование файлов, перемещение, переименование файлов, удаление. Создание нового каталога, восстановление удаленного файла, поиск файлов. Расширение файла. Определение ярлыка, создание ярлыка, переименование ярлыка. Настройка рабочего стола. Панель задач.
Практика
Практические работы.
Создание, копирование, перемещение, восстановление удаленных папок, файлов и ярлыков.
Оформление рабочего стола, заставки, работа с окнами.
5. Графический редактор PAINT.
Теория
Окно программы, меню. Панель инструментов. Палитра. Корректировка и видоизменение рисунка. Работа с фрагментами.
Окно программы, меню. Создание границ текста с помощью линейки. Оформление текста в виде колонок газетного типа. Задание линий, рамок, фона. Создание колонтитулов, сносок и гиперссылок. Команды: автозамена, автоформат. оформление заголовка WordArt. Использование панели «Рисование» для построения графических объектов и различных схем. Вставка иллюстраций.
Практика
Практические работы.
Форматирование текста. Создание визитной карточки, поздравительной открытки.
формление титульного листа к итоговой работе. Представление текстовой информации в табличном виде.
Создание нового документа, открытие существующего, сохранение документа. Форматирование текста, Вставка рисунка, фигур, заливка, тени, объём.
Построение генеалогического дерева семьи.
7.Технология работы с таблицами.
Теория
Создание простых и сложных таблиц, вставка готового рисунка, текста, объектов WordArt. в таблицы Сортировка табличных данных.
Практика
Практические работы.
Создание сложных табличных моделей «Погода»
Табличные модели логических задач.
8. Создание презентаций в среде POWER POINT.
Теория
Окно программы. Меню. Технология создания слайдов. Анимация. Демонстрация слайдов. Технология создания проектов. Этапы создания проекта. Создание нового проекта: подбор литературы, дизайн, подбор фото и картинок, набор текста, вставка рисунков. Анимация и музыка в проекте. Проектная деятельность.. Создание индивидуального проекта. Защита проекта.
Практика
Практические работы.
Создание презентации «Птичий двор».
Создание эффекта анимации объектов.
Создание презентации: «Мир животных» или «Карикатуры».
Создание авторской презентации на тему: «Мир твоих увлечений».
9. Участие в смотрах – конкурсах компьютерного творчества. Подготовка творческих работ. Защита проектов.
Теория
Этапы создания проекта. Спецэффекты, приемы. Правила защиты.
Практика
Участие в учрежденческих конкурсах компьютерной графики, в районных и городских конкурсах.
Работа с развивающими и обучающими программами (развитие у детей быстроты реакции, развитие умственных способностей, умение управлять игрой с создающимися ситуациями).
13. Диагностика. Тестирование и анкетирование.
Теория
Практика
Зачётные работы. Диагностика и оценочная деятельность обучающихся:
периодический контроль;
контрольные работы по проведённым темам;
творческие работы по итогам года;
рефераты;
районные праздники-конкурсы и конференции.
14. Итоговое занятие
Проверка качества знаний, полученных в течение года. Подведение итогов работы за год, награждение особо отличившихся обучающихся.
Обучающиеся защищают свои работы, сопровождая показ пояснением. Важным моментом является сравнение своих работ с другими работами.
Программа II года обучения включает самостоятельную работу. Отдельные небольшие вопросы по темам могут быть предложены обучающимся для самостоятельной проработки. В качестве исходных документов используются обучающие программы и соответствующая литература. Наиболее интересные доклады заслушиваются на занятиях объединения.
3.3.Содержание программы 3 года обучения
1. Техника безопасности и ПБ. Область применения ПК.
Теория
Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности, ПБ и правила поведения в компьютерном классе. Санитарные и гигиенические нормы. Общее представление о компьютере и его возможностях.
2. Основные устройства ПК.
Теория
Основные устройства ПК, их функции и взаимосвязь в процессе работы. Взаимодействие Практика
Практическая работа.
Придумать задание для проверки знаний по теме.
3. Информационные процессы.
Теория
Информационные процессы: передача, хранение, обработка, поиск информации. Кодирование текстовой, графической и музыкальной информации. Системы счисления: двоичная, 8-ая. Правила двоичной арифметики. Перевод чисел из одной системы в другую.
Практика
Решение задач по информатике.
4. Информационные технологии.
Теория
Представление об информационной технологии решения задач. Постановка задачи. Анализ условий и возможностей применения ПК для её решения. Назначение и особенности инструментальных программных средств. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Практика
Практические работы:
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из сети Интернет и ссылок на них.
5. Технология обработки текста и графики.
Теория
Операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование, вставка готового рисунка, подготовка к печати.
Практика
Практические работы.
Набор текста различными шрифтами, отступы, абзац, форматирование, проверка правописания.
Создание рисунка в графическом редакторе.
Преобразование.
Сохранение, масштабирование, заливка, поворот, вставка готового рисунка и преобразование его.
6. Практические работы в текстовом процессоре Word.
Теория
Окна программы Верхнее меню. Использование справки Word:
выбор команд из меню. Использование панелей инструментов для быстрого выбора команд. Контекстно-зависимое меню. Работа с диалоговыми окнами;
набор текста. Форматирование различными шрифтами. Вставка даты и времени, нумерация страниц, колонтитулы, отступы;
графика в текстовом редакторе. Панель инструментов для рисования объекта. Вставка готовых рисунков;
различные режимы просмотра документов. Вывод на печать.
Практика
Контрольные работы
Набор и форматирование текста.
Сделать рисунок в Worde, вставка готового рисунка и форматирование его, вставить автофигуры, повернуть, изменить, перекрасить, сделать тень, объём.
Оформление рефератов, различной документации, гиперссылка в Word, построение таблиц и диаграмм.
7. Технология обработки числовой информации. Электронная таблица EXCEL.
Теория
Создание таблиц. Относительные и абсолютные ссылки. Формулы в электронных таблицах, структура таблиц. Ввод чисел, формул и текста в ячейки таблицы. Оформление таблиц различными шрифтами. Сортировка данных по возрастанию, убыванию. Решение расчётных задач. Мастер функций. Вставка логотипов и рисунка. Построение диаграмм. Вывод на принтер.
Практика
Практические работы.
Создать таблицу, ввести информацию, вставить строку, столбец, сделать обрамление. Пример на относительную ссылку: распространение формулы на другие ячейки. Использование маркера заполнения.
Теорема Пифагора и таблица умножения с использованием абсолютной ссылки. Сортировка данных по возрастанию, убыванию.
Приёмы создания и оформления электронных таблиц.
Использование формул в таблицах. Построение диаграммы.
Начисление зарплаты. Вывод на печать. Защита проекта.
8. Проигрыватель Windows Media.
Теория
Возможности проигрывателя Windows Media.
Практика
Воспроизведение музыкальных произведений.
9.Этапы создания презентации в среде Power Point.
Теория
Приемы создания новой презентации. Подбор литературы. Дизайн. Подбор фото и картинок. Правило 3-х объектов. Набор текста. Вставка рисунков. Анимация и музыка в презентации. Правила демонстрации презентации.
Практика
Практические работы:
Создание новой презентации на определенную тему.
Вставка анимации и музыки в презентацию.
10. Проектная деятельность.
Теория
Технология создания проектов. Этапы создания мультимедийного проекта: подбор литературы, дизайн, подбор фото и картинок, набор текста, вставка рисунков. Анимация и музыка в проекте. Демонстрация проекта.
Практика
Практическая работа. Создание индивидуального проекта. Защита проекта.
11. Алгоритмы, виды, свойства.
Теория
Алгоритмизация. Алгоритм, определение. Исходные условия и результат выполнения. Виды алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы. Свойство алгоритмов. Составление алгоритмов к различным задачам. Элементы математического моделирования.
Практика
Практическая работа.
Составление различных алгоритмов.
Составление математических моделей.
12. Подготовка к конкурсам компьютерной графики. Создание индивидуальных проектов.
Теория
Правила проведения конкурса, тема конкурса. Этапы подготовки к традиционному районному конкурсу.
Практика
Практическая работа. Создание индивидуальных работ для районного конкурса компьютерного творчества.
13. Организационно-массовые мероприятия. Участие в смотрах – конкурсах ОУ.
Практика
Участие в городских мероприятиях. Подготовка индивидуальных проектов для участия в городских мероприятиях компьютерного творчества.
Тестирование и анкетирование обучающихся по пройденной теме. Собеседование по итогам года для оценки знаний, контрольные работы:
по пройденной теме;
творческие работы по итогам года для оценки знаний;
рефераты;
районные праздники и конференции;
компьютерный тренажёр.
16. Итоговое занятие.
Практика
Итоговое занятие проводиться с целью проверки качества знаний, полученных в течение года. Обучающиеся защищают свои работы, сопровождая показ пояснением. Важным моментом является сравнение своих работ с другими работами.
17. Развивающие логические игры.
Практика
Проведение логических игр на развитие у детей быстроты реакции, развитие умственных способностей, умение управлять игрой с создающимися ситуациями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для получения ожидаемого результата и достижения поставленной цели, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, в программе используются разнообразные методы, формы и средства обучения. Работа объединения организуется на базе компьютеров IBM PC, технически объединенных в локальную сеть, и внешними устройствами: принтер, сканер.
Программное обеспечение:
операционная система - WINDOWS.xx;
программы - PAINT, WORD, PAINT.NET, POWER POINT и др.
Методическое обеспечение
Тема раздела
Форма занятия
Приемы и методы организации занятий
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма контроля
Вводное занятие. Техника безопасности
Беседа с элементами дискуссии
Объяснительно-иллюстративный, словесный
Инструкция по ТБ 001-2009, 020-2009, ПБ 009-2009. Презентации «Дорога и пешеход», «Правила безопасного поведения на улицах». Анкеты
Персональные компьютеры, принтер
Опрос, анкетирование
Устройство ПК
Беседа, практическое занятие
Словесный, наглядный (демонстрация презентации)
Презентация «Компьюша», памятка для детей и их родителей о безопасной работе на ПК и в сети Интернет, тест
Персональные компьютеры, принтер
Опрос,
тестирование
Понятие информации. Кодирование
Практическое занятие, беседа
Частично-поисковый, эвристический, практический
Практические задания на ПК, карточки – задание повышенного уровня «Информация вокруг нас»