Конспект внеклассного мероприятия "Поэты Великой Отечественной войны"
Конспект внеклассного мероприятия "Поэты Великой Отечественной войны"
Урок – мужества «Писатели Великой Отечественной Войны»,
посвященный 70 – летию Великой Победы.
Учитель русского языка и литературы
Тазовской средней общеобразовательной школы
Устюгова Светлана Михайловна
Тема урока: «Поэты Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)»
Цель - познакомить учащихся с творчеством поэтов русской литературы ХХ века и их произведениями о ВОВ.
Задачи:
обучающие:
познакомить с значением поэзии, в годы Великой Отечественной войны;
развивающие: способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений;
стимулировать познавательный интерес учащихся к литературе с помощью использования знаний, полученных при изучении темы о ВОВ,
продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе;
воспитательные - пробудить интерес к поэзии, воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование:
компьютеры; проектор; видео - и фотоматериалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Поэты Великой Отечественной войны" »
Урок – мужества «Писатели Великой Отечественной Войны»,
посвященный 70 – летию Великой Победы.
Учитель русского языка и литературы
Тазовской средней общеобразовательной школы
Устюгова Светлана Михайловна
Тема урока: «Поэты Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)»
Цель - познакомить учащихся с творчеством поэтов русской литературы ХХ века и их произведениями о ВОВ.
Задачи:
обучающие:
познакомить с значением поэзии, в годы Великой Отечественной войны;
развивающие: способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений;
стимулировать познавательный интерес учащихся к литературе с помощью использования знаний, полученных при изучении темы о ВОВ,
продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе;
воспитательные -пробудить интерес к поэзии, воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование:
компьютеры; проектор; видео - и фотоматериалы.
Ход урока:
Учитель: У нас необычный день – мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией.
О Великой Отечественной Войне знают все люди на нашей планете. Нет деревни, нет города, нет республики которые не знают о ВОВ. (слайд 1)
А что вы знаете о войне, что вы можете рассказать?
Вопросы:
Назовите дату начало ВОВ? Когда она началась? (22 июня 1941 года.) (слайд 2)
Назовите, какое звание, получили города после ВОВ? (Города-герои).
Назовите, какой город выдержал блокаду? (Ленинград). (слайд 4)
Сколько дней продолжалась ВОВ (1418 дней). (слайд 5)
Сколько, людей погибло в годы войны (27 млн. человек).
«Гимном советского народа в годы войны стала песня В. Лебедева - Кумача» (прослушивание песни Священная война).
Назовите дату окончания войны (9 мая 1945г). (слайд 6)
Наш урок «Писатели Великой Отечественной Войны», посвящен в этом учебном году 70 – летию Великой Победы.
Прошло уже 70 лет с тех пор, как завершилась самая страшная в истории война. Зарубцевала свои глубокие раны земля. Там, где когда – то были окопы и воронки колосится пшеница. За всё это мы благодарны солдатам Победы! 70 лет прошло с того памятного дня, когда вдруг смокли орудия и в наступившую тишину буквально ворвалось слово «Победа», но это будет потом…..
Ученик 1.
Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг тревожный голос Левитана:
«Внимание, товарищи война…»
(фонограмма «Начало войны»)
Столб пламени стоял до неба,
И степь была, как огненная пасть.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду. (слайд 7)
Учитель: Великая Отечественная война оставила глубокий след в русской поэзии. Лирику тех лет отличала теснейшая связь с народом, активность, патриотизм, гуманистическая направленность. О чем бы ни писали поэты, за каждым словом неотступно стояла дума о Родине.
Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
Военная тема звучит в литературе, живописи, кино. Говоря о войне, мы вспоминаем строки Константина Симонова и Александра Твардовского, Анны Ахматовой и Ольги Берггольц, Михаила Исаковского и Мусы Джалиля, Юлии Друниной и Семена Гудзенко, Юрия Кузнецова и Владимира Высоцкого.
Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана.
Бьётся в тесной печурке огонь…»
Софье Крево
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.
(прослушивается фонограмма)
Ученик 2.: Среди поэтов прошедших через войну, был Константин Михайлович Симонов.Родился 15 ноября в Петрограде, воспитан был отчимом — преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. В 1940 написал свою первую пьесу "История одной любви", поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 — вторую — "Парень из нашего города".
С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война"; широчайшую известность получило его лирическое стихотворение "Жди меня...".
Ученик 3.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Ученик 2.: Умер К.Симонов в 1979 в Москве.
Учитель: Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Сегодня мы познакомимся биографией и творчеством Александра Трифоновича Твардовского.
Ученик 4.
Родился 8 июня в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.
Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма "Василий Теркин" (1941 — 1945) — яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, ""Теркин" был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".
Ученик 5. «Две строчки»
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Ученик 4. 18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.
Учитель: Великая Отечественная война оставила огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у станков, на полях. Матери, жёны, сёстры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл.
Друнина Юлия Владимировна - поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне. Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт: ...ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ученик 6.: Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.
Она была человеком очень последовательным и отважным. Выросшая в городе, в интеллигентной семье, она вопреки воле родителей девчонкой в 1942 году ушла на фронт.
Была избрана в Верховный Совет СССР, но, разочаровавшись в полезности этой деятельности, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года бросилась защищать "Белый дом". Некоторое время спустя она напишет такие строки: "Безумно страшно за Россию".
Ученик 7.: Судный час
Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час...
А у вас глаза как у инока -
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, - за избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Ученик 6.:Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. Произошло это 20 ноября 1991 года.
Учитель: Поэты-фронтовики принесли в литературу пронзительную искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, отказ от изображения парадной стороны войны и утверждение самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственности за весь мир.
Многие поэты не вернулись с войны. На фронтах Великой Отечественной погибли Павел Коган (1918-1942), Николай Майоров (1919-1942), Михаил Кульчицкий (1919-1943)
Ученик 8.:
…Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте…
Учитель: Всё дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил горечь отступления, и радость наших великих побед.
Прошу всех встать. Склоним головы перед подвигом русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания)
Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Отечеству. Минувшая война унесла 27 миллионов жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, котрой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Руины оставались там, где хозяйничали захватчики. Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили 70 тысяч сёл и деревень, оставив без жилья 25 тысяч человек.
9 мая 1945 года в городе Потсдарме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.
Ученик 9.:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Учитель: Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.