kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Поэзия XXвека о Великой отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Федянина Ирина Гавриловна

ГУ «Владимировская средняя школа» акимата Костанайского  района, Костанайской области.

Класс: 7

Общественно-гуманитарное направление

Предмет: Русская литература

Тема урока : «Поэты XX века о Великой Отечественной войне»

Цели урока:

 - познакомить учащихся с историей создания военных  песен;

- развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;

- воспитывать чувство патриотизма, толерантности.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, средства ИКТ, портреты писателей, листы для презентации, краски, клей.

Вводимые модули: «Обучение по-новому», «Оценивание для обучения, оценивание обучения», «Использование ИКТ», «Развитие критического мышления», «Лидерство в образовании»

 Методы и технологии: РКМЧЧП, диалоговое мышление, проектная деятельность

               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Поэзия XXвека о Великой отечественной войне"»

Учитель: Федянина Ирина Гавриловна

ГУ «Владимировская средняя школа» акимата Костанайского района, Костанайской области.

Класс: 7

Общественно-гуманитарное направление

Предмет: Русская литература

Тема урока : «Поэты XX века о Великой Отечественной войне»

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей создания военных песен;

- развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;

- воспитывать чувство патриотизма, толерантности.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, средства ИКТ, портреты писателей, листы для презентации, краски, клей.

Вводимые модули: «Обучение по-новому», «Оценивание для обучения, оценивание обучения», «Использование ИКТ», «Развитие критического мышления», «Лидерство в образовании»

Методы и технологии: РКМЧЧП, диалоговое мышление, проектная деятельность

Ход урока.

1. Создание каллобаротивной среды. (Разделить ребят на группы, путем случайного выбора жетона с буквами МИР)

2. Введение в тему.

На доске надписи «Война», «Мир» .

Используя прием «Виноградная гроздь», заполнить ассоциативный ряд со словом «война»

(примерная схема)

3.Вступительное слово учителя.

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

4. Определение темы и целей урока

- Ребята, назовите тему урока и определите для него цели

5. Работа над лирическим произведением

  • (ребятам предлагалось выучить любое стихотворение о ВОВ наизусть)

  • Анализ стихотворений по предложенному плану (у каждой группы на столе)


План анализа стихотворения:


1. Автор и название стихотворения.

2 Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение)

         Тема стихотворения:

         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная; 
3. Поэтическая лексика. (выбрать)

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

4. Стилистические фигуры: 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;  
- повторы
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

5. Образ лирического героя, авторское "Я". 
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль.



(возможные стихи)







Санитарка. Ю. Друнина.

На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

 

И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...

 

Через много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.

 

Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.

 

Там, где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

К.Симонов. Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.




  Пусть голосуют дети.

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.


Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.


Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!


Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,

и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.



О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.


И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.


Пусть ветеран, которому от роду

двенадцать лет,

когда замрут вокруг,

за прочный мир,

за счастие народов

подымет ввысь обрубки детских рук.


Пусть уличит истерзанное детство

тех, кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.

1949

Ольга Берггольц.



6. Осмысление темы

Война.. Как много жизней она унесла с собой, как много русских солдат погибло в те годы, а ведь многим из них тогда было только по семнадцать. Но они, не думая о себе, бросались с гранатами и взрывчаткой под танки и вражеские эшелоны, закрывали собой поток огня.

Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...

Работа в творческих группах «Презентация одной военной песни» (Использование ИКТ)

1 группа – «Катюша» Песня «Катюша».

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поёт,
Пусть он землю бережёт родную,
А любовь Катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

1938

( интернет ресурсы1) Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа за­стопорилась...

Исаковский, по его собственному признанию, вскоре забыл об этом разговоре, не веря, что из незаконченных стихов может что-то получить­ся.

Композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского. «„Катюша” без остатка заняла мое воображение,— рассказывает М. И. Блан­тер.— Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И, в частности, вот это: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений!»

Исаковский так объяснял рождение этих строк: «Мы как бы уже пред­чувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прий­ти. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в извест­ной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах.

По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств вра­га была самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».

Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осе­нью 1938 года. Ее исполнила Валентина Батищева .«Катюша» сразу же покорила сердца слушателей. Ее пели чуть ли не все профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армей­ские ансамбли песни и пляски, солисты филармонии и эстрады, ее пели на демонстрациях, собраниях, да и просто в домашнем кругу.

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала и на фрон­те, и в партизанском краю. Вот несколько эпизодов.

... В июле 1942 года гитлеровцы зверски расправились с жителями села Каспля Смоленской области за то, что они помогали партизанам. Когда приговоренных к расстрелу повели к вырытой на берегу озера яме, в наступившей тишине неожиданно раздалось:

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...

Так мужественно патриоты встретили смерть.

«Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы — грозное для врагов оружие того времени. Откуда пошло это название, вероят­но, никогда не удастся узнать. Возможно, что ласковое русское имя «Ка­тюша» дали своим боевым машинам сами бойцы батареи реактивной ар­тиллерии. Может быть, это сделали создавшие его конструкторы, инже­неры, рабочие. Не исключено, что родилось крылатое слово «Катюша» у пехотинцев, а может, у танкистов...

В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном.

В Болгарии, например, «Катюшу» долгое время считали партизанским гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопро­тивления.

«Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего вре­мени,— говорит Тихон Николаевич Хренников.— Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того, интернациональной.


2 группа – «Священная война»

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА


Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

 

                         

Вставай, страна огромная,

Вставай на   смертный бой

С фашистской   силой тёмною,

С проклятою ордой! 

ПРИПЕВ:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война.
 

Как два различных полюса

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

ПРИПЕВ
 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

ПРИПЕВ
 

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

ПРИПЕВ
 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

ПРИПЕВ

 

Пойдём ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

ПРИПЕВ
 

Встает, страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

ПРИПЕВ


1941

 

 

История создания песни "Священная война" 2

Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:

Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?

Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни ( первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

С того памятного дня и началась ее большая жизнь.

3 группа – «В землянке»

Музыка К. Листова, слова А. Суркова

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

1942

История создания песни "В землянке"3

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию компо­зитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.

Через неделю он вновь появился в редакции, попросил у фо­тографа Миши Савина гитару и запел:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

И сразу стало очевидно, что песня «пойдет

Песня действительно «пошла». По всем фронтам — от Се­вастополя до Ленинграда и Полярного.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь...

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятся слез. 

7. Итог урока

Составьте ассоциативный ряд со словом «мир» (прием «Виноградная гроздь)

Наверное, ни одна военная песня не осталась не услышанной. Наиболее популярные из них сохранились до сих пор, и все также напоминают о том нелегком для русского народа времени.

 Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа.

8. Рефлексия

Предлагаю вернуться к нашим записям на доске и заполнить ассоциативный ряд «Мир»

Напишите синквейн на тему Война или Мир

Война

Жестокая, беспощадная

Убивает, разоряет, разрушает.

Она приносит только горе.

Смерть.


Мир

Добрый, надежный

Творит, любит, строит

Мир нужен людям Земли

Жизнь


9. Оценивание

Заполните лист –самооценивания

Я выразительно читаю стихи


Я умею анализировать лирические произведения по плану


Я участвовал в создании презентации/находил материал, оформлял


Я защищал презентацию


Я составил синквейн.


Общая оценка





























Приложение 1

План анализа стихотворения:


1. Автор и название стихотворения.

2 Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение)

         Тема стихотворения:

         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная; 
3. Поэтическая лексика. (выбрать)

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

4. Стилистические фигуры: 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;  
- повторы
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

5. Образ лирического героя, авторское "Я". 
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль.
























1 История создания песни “Катюша ...muzruk.info/?p=905



2 «Священная война» - история ...fb.ru/…icle/87502/svyaschennaya-voyna---istoriya...



3 История создания песни «В ...muzruk.info/?p=1140



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы "Поэзия XXвека о Великой отечественной войне"

Автор: Федянина Ирина Гавриловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства