Применение метода проектов при изучении темы «представление информации в компьютере»
Применение метода проектов при изучении темы «представление информации в компьютере»
В первой главе рассмотрены понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, приведены различные типы проектов, их классификация в условиях интегрированной информационной-коммуникационной среды, их использование в учебном процессе.
Во второй главе представлена методическая разработка внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Представление информации в компьютере».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение метода проектов при изучении темы «представление информации в компьютере»»
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»
Кафедра развития образовательных систем
Выпускная квалификационная работа
Применение метода проектов при изучении ТЕМЫ «представление информации в компьютере»
Работа допущена к защите
«_____»______________2016г.
Подпись зав. кафедрой___________
Исполнитель:
Карнаухова Анна Валерьевна,
Методика преподавания информатики и ИКТ
Научный руководитель:
Башарина О.В., доцент кафедры РОС. к.п.н,
Челябинск, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения 6
1.2 Использовани метода проектов в образовательном процессе 26
Глава 2 ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ учебной дисциплине «информатика» 31
2.1 Нормативная документация, используемая в преподавании учебной дисциплины «Информатика» 31
2.2 Место темы «Представление информации в компьютере» в рамках учебной дисциплины «Информатика» 33
2.3 Технология реализации проекта «Создание студенческой газеты» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список литературы: 41
Приложение А 44
Приложение Б 45
Приложение В 46
Приложение Г 48
Приложение Д 49
Приложение Е 50
Приложение Ж 53
Приложение З 54
Введение
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала формированию такой личности. Следовательно, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
В профессиональном образовании этот метод принципиально новым феноменом не является. Различные аспекты его зарождения, становления и развития в зарубежном и отечественном опыте рассматривались в ряде исследований. Это работы П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Л.Левина, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого и др.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Традиционная связь «преподаватель — студент» меняется на связь «студент — преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Цель выпускной квалификационной работы: внедрение проектной деятельности в процессе обучения учебной дисциплине «информатика».
Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:
Рассмотреть понятийный аппарат, функции и возможности метода проектов.
Анализ различных типов проектов и требования, которые к ним предъявляются.
Провести классификацию проектов в условиях интегрированной информационно-коммуникационной среды.
Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов во внеаудиторной самостоятельной работе.
Провести анализ результатов проектной деятельности во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, на примере изучения темы «Представление информации в компьютере».
Объект исследования: использование метода проектов в образовательном процессе
Предмет исследования: использование метода проектов в рамках изучения темы «Представление информации в компьютере».
При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы,
- педагогическая апробация.
В первой главе рассмотрены понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, приведены различные типы проектов, их классификация в условиях интегрированной информационной-коммуникационной среды, их использование в учебном процессе.
Во второй главе представлена методическая разработка внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Представление информации в компьютере».
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
Сегодня часто употребляемыми являются слова «проект», «проектирование». Проектирование рассматривается как деятельность или процесс разработки и создания проекта (предполагаемого или возможного объекта, или состояния).
Существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них:
1. Проект (от лат. Projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
2. Проект – это предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией [1];
3. Проект – это уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения [1].
4. Проект – это временное предприятие (усилие), осуществляемое (предпринятое) для создания уникального продукта или услуги [2].
5. Проект – это уникальная совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения [3].
Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкий в работе «Педагогика и логика». На философском уровне проект рассматривается М.С. Каган как итог духовно-преобразовательной деятельности, проект представляется П.И. Балабановым как идеальная инструкция, в которой отражены социокультурные нормы теоретико-познавательной деятельности проектировщика.
Итак, проект – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении, В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Неразрывно с понятием «проект» связано понятие «проектирование». Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала 18 века и восходящего к латинскому projectus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в греческом означает «проблема».
Проектирование - процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период
Историческая хронология развития проектной деятельности представлена в таблице 1
Таблица 1 Историческая хронология развития проектной деятельности
XV в.
Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались рrоgetti, то есть проект. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте.
Конец XIX - начало XX веков
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи
1904 г.
С.Т.Шацкий использовал метод проектов при построении планов работы с детьми.
1908 г.
Д.Снедзен (США) впервые употребил термин «проект» относительно сферы образования.
1911 г.
Бюро воспитания США узаконило термин «проект» как обучающий метод.
1919 г.
Елена Паркхерст начинает разрабатывать метод проектов в городе Дальтон, данный метод известен также под названием «Дальтон-план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика.
20-30-ые гг. XX в.
Детально разработал метод проектов, предложенный Дж. Дьюи, его ученик - Ульям Килпатрик, который осуществил данный метод в США в школе Е. Коллингса. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Особое внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Материалы для обучения брались из повседневной жизни. Ученики сами выбирали то, что должно было стать содержанием учебной работы; учитель лишь оказывал им помощь в исполнении задуманного.
20-30-е годы XX в.
Заложен ряд важных теоретических идей в отечественной педагогике к решению проблем проектирования в сфере образования (А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др.)
30-ые гг. XX в.
Политические изменения в СССР привели к реформированию всей системы образования. Постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. подвергло критике метод проектов и идеи Дж. Дьюи, положило конец применению в практике советской школы. В последующие годы, несмотря на осуждение метода проектов, в советской педагогике изучались и использовались в практике обучения отдельные его элементы: организация исследовательской работы, самостоятельной, в том числе творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, игровые формы обучения и др.
60-е годы XX в.
прозвучала мысль о необходимости формирования новой научной дисциплины - педагогического проектирования и появления особой специальности педагога-проектировщика (Г.П.Щедровицкий)
60-70гг. ХХ в.
В США развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.
Нач. 70-х годы XX в.
Ученые стали более широко трактовать статус педагогики: «...Она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания».
По словам В.В.Краевского, вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов.
Продолжение таблицы 1
Конец 80-х годы XX в.
Появился первый труд по педагогическому проектированию В.П.Беспалько. Он символизировал признание проектирования как самостоятельного вида педагогической деятельности. Формирование новых направлений педагогической науки, переход от административных к проектно-программным методам управления обусловили возросший интерес к исследованию проектирования в качестве самостоятельного предмета педагогической науки и специально организованной практической деятельности. Фактически с этого периода начинают формироваться различные подходы к изучению проектирования как особого механизма управления в образовании, в качестве категории дидактики, разновидности социальной технологии, позволяющей установить обобщенный алгоритм проектирования педагогических систем и т. д.
90-е гг. XX в.
Новый всплеск интереса к проектной деятельности в обучении. Были переосмыслены психолого-педагогические основы метода учебных проектов, накоплен значительный практический опыт обучения производственным технологиям, информатике, математике, изобразительному искусству, физике, химии, русскому языку, литературе, биологии, географии, иностранному языку, граждановедению, основам безопасности жизнедеятельности посредством организации проектной деятельности школьников. Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Начало XXI в.
Метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом специальных исследований. В работах Т. Е. Веденеевой, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, Н. И. Прокопьевой, В. Д. Симоненко, И. Д. Чечель раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; изучены психологические аспекты проектной деятельности школьников Г. А. Зимней, Н. В. Матяш; охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них В. В. Гузеевым, И. С. Сергеевым, Н. И. Пак, Л. Б. Хегай; предложены различные подходы в оценивании проектной деятельности Н. П. Капустиным, Т. Г. Новиковой, П. И. Третьяковым, М. В. Чановой, Т. И. Шамовой; рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках истории А. В. Клименко, Г. А. Кропаневой, М. Кушнеревой, В. Н. Мачехиной, О. А. Подколзиной.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), а как целостная «педагогическая технология», обладающая педагогическим потенциалом, подразумевающая обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов проектной деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся студент) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Помимо основных понятий, связанных с данной проблемой, можно обозначить еще целый ряд понятий, так или иначе имеющих отношение к проблеме проектной деятельности. Ю. А. Малахов употребляет понятие "проектная ситуация", не давая его точного определения, но неявное описание этого понятия позволяет предположить, что под ним понимаются проектировочная деятельность, связанная с разрешением проблемных ситуаций в процессе творческого проектирования. Как полагает Н. В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы, способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между студентом и преподавателем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции студента и определяется принципом педагогической поддержки развития студента в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для студента проблеме, завершающихся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося».
Современные открытия в области информационных и телекоммуникационных технологий послужили толчком для широкого внедрения проектного обучения в образование. Очевидно, что телекоммуникации проникли во все сферы современной жизни, и мы, хотим того или нет, должны учитывать и использовать их возможности в своей работе.
Применение такого метода обучения позволяет по-новому организовать работу по разработке урока, заинтересовать студента. По мнению Н. В. Матяш учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний и умений. Именно это положение даёт возможность при обсуждении методических аспектов урока по организации работы учащихся, позволяет студенту самостоятельно подойти к составлению простого плана, который позже становится развернутым Студентом определяются планируемые результаты и способы их решения, предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами в процессе обсуждения и анализа образца конструкции и технологии выполнения изделия детьми
Таким образом, проектный метод дает возможность не только закреплять знания студентов на практике, полученные в лекционной форме, но и способствует творческому развитию и воспитанию личности будущих специалистов, формированию их профессиональной компетентности. Под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. А метод проектов позволяет формировать компетенции, которые мы можем проверить с помощью следующих критериев:
Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых студентом решений.
Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
Рассмотрим метод проектов, как одну из форм образовательного процесса:
В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности. При этом педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой 1:
Схема 1. Педагогическая эффективность метода проектов
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности студента, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность студента в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других учебных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у учащихся таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой учащийся производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.
Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе даются различные определения. Рассмотрим их подробнее.
В своих работах И.Д. Чечель определяет метод проектов как педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
В статье «История метода проектов» С.И. Горлицкая приводит определение метода проектов из Российской педагогической энциклопедии. Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
По мнению Л. Ивановой, метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения (познания) действительности.
Доктор психологических наук, профессор Н.В. Матяш определяет метод проектов, как систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Все это происходит в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
В Интернете дается следующее определение метод проектов — это совокупность приёмов, действий, учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В методической литературе существует две точки зрения на то, что лежит в основе метода проектов.
Первая точка зрения.
В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - достояние учащегося, соединяющий знания и умения, компетенции и ценности.
Вторая точка зрения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говорится именно о решении какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных приемов, с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Сущность метода проектов тоже неоднозначна.
Как отмечает В.В. Гузеев, технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Преподаватель ставит перед студентами учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность.
Руководитель «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:
вариант технологии проблемного обучения;
комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
способ группового обучения;
альтернативная технология свободного труда;
технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
технология саморазвивающего обучения.
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у учащихся:
коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с преподавателем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
личностных,а именносамобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
социальных:способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
литературно-лингвистических:описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;
математических:расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;
художественно-соматических:разработка изделий, их дизайн;
манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями,координация движений;
Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.
Метод проектов следует применять на различных этапах становления личности учащегося, начиная с младшего школьного возраста.
По мнению О.В. Швецова, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность в младшей школе должна осуществляется поэтапно. На каждом этапе следует использовать определенные методы обучения. Автор говорит о сущности метода демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метода информационной поддержки, метода мозговой атаки, метода мини-маркетингового исследования, метода мини-маркетингового сравнения, метода информационной поддержки, метода дизайна, метода морфологического анализа, метода фокальных объектов, алгоритмического метода исследования проектируемого объекта, метода упражнений и других.
Метод проектов отличается от традиционных методов обучения. Выделим категории, по которым можно отличить метод проектов от других методов обучения:
Прогрессивная роль учителя, который руководит деятельностью учеников, оказывает им помощь и вмешивается лишь только в том случае, если в этом есть необходимость;
Субъективность учащегося. В проектах, над которыми он работает, важен не его результат (конечный продукт), а сам процесс работы над проектом, когда ученики осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству;
Сведение на нет границы между школьной и внешкольной жизнью. Проекты, которые учащиеся решают в социальной среде, учат целостному видению мира, поскольку ученики в процессе выполнения проекта должны самостоятельно овладеть содержанием различных областей знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций;
Отсутствие традиционной оценки. Само участие в осуществлении проекта свидетельствует о прогрессе учащегося, и оценка становится лишней. Мы считаем, что метод проектов по ряду признаков превосходит традиционные методы обучения. Он позволяет показать школьникам не только теоретические аспекты изучаемого предмета, но и научить их применять свои знания на практике, в жизни.
Исходя из природы проектирования, следует осознавать факт отсутствия однозначных решений в педагогических проектах, т.е. содержательную и технологическую вариативность проектной деятельности. При внедрении метода проектов в образовательную практику следует учитывать некоторые принципы.
Е.С. Полат под принципами проектной деятельности подразумевает общие регулятивы, которые нормируют проектную деятельность. Она формулирует и раскрывает их следующим образом.
Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию по ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами, на «продуктную оформленность» результатов процесса проектирования.
Принцип культурной аналогииуказывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного поля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Исходя из приведенных выше принципов Е.С. Полат выделяет и требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез и их решение; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Существует множество классификаций проектов. Приведем некоторые из них.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности, выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два типа проектов:
1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По характеру контактов проекты могут быть:
внутриклассными
внутриучрежденческими
региональными (в пределах одной страны)
международными
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
1. Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.
3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание аудиторных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеаудиторными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
4. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде образовательных организаций эта работа традиционно проводится в рамках студенческих научных обществ. Весь" цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Этапы создания проекта:
1. Планирование начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
2. Аналитический этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый студент может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет преподавателю (да и самому студенту) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль.
3. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
1.2 Использование метода проектов в образовательном процессе
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например, студенты техникума посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа студентов как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект - это "пять П":
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".
Преимущества персональных поектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью
у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики. Обязательное требование: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Решение задачи по распределению учащихся по проектным группам требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть такой. Определяется минимальный и максимальный размер проектной группы. Оптимальное число членов группы - от 7 до 10 человек. Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.
Подведение итогов в проектных группах проводится в последний день работы. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.
Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
Достигнута ли цель проекта?
Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта.
Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея": работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг, изучать важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас, карта
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал
Постановка
Действующая фирма
Законопроект
Игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Праздник
Оформление кабинета
Мультимедийный продукт
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Учебное пособие
Экскурсия
Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием)
Популярное пособие "Право на каждый день" (брошюра с рекомендациями и видеофильм)
Частотный словарь английского молодежного сленга
Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания
Манифест Николая II "О даровании народу России Конституции", каким он мог бы быть
Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояний радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района)
Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса "Как принимали гостей в средневековье"
Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Организация проектной деятельности требует от преподавателя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учащихся. Но в то же время преподаватель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у обучающихся.
Глава 2 ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ учебной дисциплине «информатика» 2.1 Методика использования метода проектов при изучении учебной дисциплины «Информатика»
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала. Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ. При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
Метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
Предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Наиболее эффективным способом актуализации и закрепления полученных на уроках теоретических знаний может служить – метод проектов. При чем использовать его можно как в аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплине; электронной библиотекой, список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины; методические указания по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.
Это особенно важно для организации следующих видов внеаудиторной работы студентов:
Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.
Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
Выполнение курсовых работ.
Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне техникума.
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики.
Подготовка бесед-лекций по актуальным темам.
Подготовка графических диктантов, кроссвордов.
Разработка сценариев деловых игр.
Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов позволяет:
– систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки студентов;
– развивать познавательные способности и активность студентов;
– формировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– стимулировать интерес к исследовательской работе;
– формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества.
Тема «Представление информации в компьютере» является неотъемлемой частью рабочей программы учебной дисциплины «Информатика». В 2015 году ФГАУ «ФИРО» была рекомендована новая примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций авторов М.С. Цветковой и И.Ю. Хлобыстовой. Данная тема входит в состав раздела «Информация и информационные процессы». На изучение данного раздела отводится 31 час аудиторных занятий (для профессий технического и естественно-научного профилей).
Целью выполнения предлагаемого задания является формирование и развитие следующих общих компетенций у студентов:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
2.2 Технология реализации проекта «Создание студенческой газеты» при изучении темы «Представление информации в компьютере»
Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цели и задачи проектной деятельности:
контроль знаний и умений по пройденному материалу;
формирование в сознании школьника информационной картины мира;
возможность работать с компьютером;
развитие умений поиска и обработки информации;
работа по новым технологиям;
развитее самостоятельности;
умение слушать и уважать мнения учащихся;
способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развитие исследовательских умений.
Работа над проектом развивает творческую активность студентов, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.
Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности студентов, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей студента, использование опыта студента и обучении методам исследования.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
Кроме того, проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, распределять обязанности в группах по способностям и интересам.
В ходе проектирования преподаватель должен быть консультантом: давать рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направлять в верное русло.
Трудности, которые могут возникнуть перед студентами в ходе выполнения проекта:
выбор темы;
постановка целей и задач проекта;
пути их решения;
сравнения полученного результат с тем, что они получили.
В ходе выполнения работы над проектом у студентов развиваются следующие способности:
коммуникативная – способность к общению;
проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.
В настоящее время требования ФГОС ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов. Количество часов, определенных учебной нагрузкой, для отработки теоретического материала, очень мало. Поэтому для контроля усвоения учащимися темы «Аппаратное устройство ПК», «Представление информации в компьютере», «Прикладное программное обеспечение» был выбран проект создания студенческой газеты. Выполнение проекта выносится для внеаудиторной самостоятельной работы. На его реализацию студентам отводится 8 часов.
Рассмотрим методику разработки проекта более подробно.
Шаг 1. Выбор темы газеты.
Тема выпуска может быть предложена преподавателем или выбрана студентами самостоятельно, например, при помощи «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится.
Шаг 2. Назначение ролей.
Для выполнения проектного задания студенческий коллектив можно разбить на две группы и внутри каждой из них распределить роли. При чем, группы должны быть составлены таким образом, чтобы в них оказались студенты различной степени компетенции.
Каждому студенту присваивается определенная роль и выдается соответствующее задание. Например, студенческий коллектив можно разбить на 5 условных групп:
отдел дизайна (разрабатывают общую концепцию газеты, ее структуру, придумывают определенные «фишки»);
журналисты (осуществляют поиск, сбор, обработку информации, пишут статьи);
отдел верстки (собранный журналистами материал размещают в газете, подбирают соответствующие фотографии и рисунки);
редколлегия (проверяет собранный материал на предмет грамматики, здесь можно привлечь преподавателя русского языка);
главный редактор (раздает задания всем группам и контролирует их выполнение, на нем лежит ответственность за работу всех групп и итоговый результат).
Распространением полученной газеты могут заниматься все участники проекта.
Шаг 3. Выбор программного продукта.
Для осуществления технической части проекта студентам необходимо определиться с выбором программного обеспечения, которое они будут использовать. Это может быть текстовый процессор MS Word или издательская система MS Publisher. Если есть возможность использовать обе программы, то лучше распределить их между группами.
Шаг 4. Выдача заданий.
Наиболее компетентный студент, которому будет назначена роль главного редактора исходя из выбранной темы должен выдать редакционное задание каждому журналисту. Определить темы статей, их содержание.
Шаг 5. Сбор и обработка информации.
На этом этапе работает группа «журналистов». Ими получено редакционное задание, над которым они начинают работать. Данную работу следует ограничить по времени и установить крайний срок сдачи статей. Все статьи должны быть сданы в электронном виде в формате MS Word. Контроль за выполнением задания лежит на главном редакторе.
Шаг 6. Дизайн газеты.
На этом этапе работает дизайнерская группа. Лучше всего если она будет состоять из 2 человек. Которые могли бы предлагать и обсуждать дизайн и структуру будущей газеты. Утверждает окончательный вариант дизайна газеты – главный редактор.
Шаг 7. Верстка газеты.
После того как работа журналистов будет выполнена и статьи будут сданы главному редактору, он передает их отделу верстки. Ребятам из этой группы предстоит распределить полученный материал на страницах газеты. При этом необходимо учитывать:
в газете не должно быть пустых мест;
все статьи должны быть распределены по рубрикам;
в случае необходимости должны быть подобраны необходимые фотографии и рисунки.
Шаг 8. Редактирование.
На этом этапе свою работу начинает редколлегия. Задачей этой группы будет проверка орфографии, пунктуации, а также стилистики написания статей. Для консультирования студентов следует привлечь преподавателя русского языка.
Шаг 9. Сдача выпуска в печать.
После того как все предыдущие этапы пройдены, газета сдается главному редактору. Который собирает «редакционный совет», в который должны входить все участники данной группы. Они совместно решают вопрос об отправке газеты в печать.
Шаг 10. Печать газеты.
На этом этапе работает главный редактор. Его цель, используя имеющееся оборудование распечатать газету в необходимом количестве.
Шаг 11. Распространение газеты.
Здесь предлагается распространить выпущенную газету среди студенческих групп техникума.
Шаг 12. Оценивание выпущенной газеты.
Для оценивания полученного печатного издания я предлагаю использовать виртуальное голосование на сайте техникума. Каждый участник опроса, зайдя в соответствующий раздел сайта сможет оценить газету выставив оценки. Оценивать газету предлагается по критериям, приведенным в таблице 2:
Таблица 2. Лист оценивания студенческой газеты
Критерий
Оценка
Дизайн газеты
Доступность изложенного в газете материала
На сколько предложенный в газете материал оказался вам интересен?
Качество оформления газеты
Замечания
Предложения
По завершении проекта студентам будет выставлено по две оценки. Первая, - за работу всей команды в целом, вторая - за работу каждого отдела. Оценка команде будет выставлена на основании результатов голосования в Интернет, а оценку отделу будет выставлять главный редактор. В свою очередь оценка самого главного редактора будет зависеть от его коллектива.
Оценка полученных результатов Для того, чтобы оценить эффективность использования метода проектов во внеаудиторной самостоятельной работе на уроках учебной дисциплины «Информатика» была разработана анкета-самоанализ. Целью проведения анкетирования было проследить повышение общих компетенций у студентов, участвующих в проектной деятельности. После изучения темы «Представление информации в компьютере» учебной дисциплины «Информатика», студентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Таблица 3). Таблица 3 Анкета для проверки эффективности проектной деятельности
Выставите свою оценку по изученной теме.
№ п/п
Вопрос
Да
Нет
1
Были ли достигнуты цели и задачи проекта?
2
Удовлетворены ли вы структурой подачи материала?
3
Получили ли вы много новых практических знаний?
4
Получили ли вы много новых теоретических знаний?
5
Смог ли преподаватель эффективно преподать материал?
6
Соблюден ли баланс между разными типами работы (обсуждения, практические задачи, самостоятельное изучение, личные проекты и т.д.)?
7
Побудил ли вас прослушанный курс к более эффективной работе в команде?
Продолжение таблицы 3
8
Какой объем работ вы выполнили?
Небольшой
Сколько требовалось
Больше, чем требовалось
9
Какое участие вы приняли в работе группы?
Очень небольшое
Среднее
Большое и с энтузиазмом
10
Какая из учебных задач была для вас наиболее полезна? Почему?
Результаты проведенного анкетирования на вопросы 1-7 приведены в следующей таблице:
№ п/п
Вопрос
Да
Нет
1
Были ли достигнуты цели и задачи проекта?
18
2
Удовлетворены ли вы структурой подачи материала?
16
2
3
Получили ли вы много новых практических знаний?
17
1
4
Получили ли вы много новых теоретических знаний?
14
4
5
Смог ли преподаватель эффективно преподать материал?
18
6
Соблюден ли баланс между разными типами работы (обсуждения, практические задачи, самостоятельное изучение, личные проекты и т.д.)?
18
7
Побудил ли вас прослушанный курс к более эффективной работе в команде?
18
В анкетировании приняли участие 18 студентов. Анализ полученных результатов показал, что все студенты усвоили изучаемую тему и данная форма работы для них наиболее интересна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
В результате выполнения дипломной работы все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committee. 2000 Edition, 2000 - p.4.
British Standard BS 6079-1:2000. Project management- Part 1: Guide to Project management- p.2
Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева. Современный экономический словарь
[1] Никитина, Ирина Владимировна. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Никитина Ирина Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. образ.] Москва, 2007
Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
Вострикова, Е. А. Мультимедийный урок в современной школе: интеграция педагогических и информационных технологий: монография / Е. А. Вострикова, Н. Н. Огольцова ; Ком. образования и науки администрации г. Новокузнецка, Муниципальное авт. образовательное учреждение дополнительного проф. образования "Ин-т повышения квалификации". - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009
Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power point//Информатика и образование. 2002. №9. - С. 27-30.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006
Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995.№3.-С. 14-19.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.
Лесникова С. Г. Проектная деятельность как средство развития инициативности подростка в условиях детской общественной организации : дисс. ... канд. пед. н.: Ижевск, 2005
Мигунов В.А., Мельников В.Е., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области “Технология”. Методическое пособие. - Великий Новгород, НРЦРО, 1999
Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист. – 2008.-№9
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя: [в книге впервые в отечественной педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности школьников]/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008
Проектное обучение учащихся на уроках технологии: Уч пос./ Под ред. Петрякова П.А., Гуревича М.И., Дж. Питта В.Новгород – Н. Новгород, НГЦ, 2003
Проектный урок: сб. ст./Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина]. - М.:МИСО,2006
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МинОбр, 2001
Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.
Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007
Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатике // Педагогическая информатика. 1999. №2. - С. 21-27.
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.
Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерным технологиям. - М.: АБФ, 1998. -760с.
Шилова О.Н., Лебедева М.Б., Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы intel. –М.:2006 г. – 150с.
Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. М.: МО РФ, 2001
Приложение А Инструкция по созданию буклета (газеты)
Выбор макета буклета (газеты)
Откройте Microsoft Office
Запустите приложение Publisher (содержит готовые публикации буклетов)
В списке Типы публикаций (Публикации для печати) выберите Буклеты.
В каталоге Буклеты выберите предпочтительный макет.
В группе Цветовая схема выберите нужную цветовую схему.
В группе Шрифтовая схема выберите нужную шрифтовую схему.
В разделе Размер страницы выберите 3-панельный или 4-панельный
В группе Форма выберите тип бланка для ответов или выберите Отсутствует.
Нажмите кнопку Создать.
1
2
Обратите внимание, что внизу на панели имеются и - это стороны буклета внутренняя и внешняя.
Замена текста заполнителя
Щелкните текст заполнителя, а затем введите новый текст.
В большинстве случаев размер текста изменяется автоматически для заполнения поля.
Примечание. В большинстве случаев размер текста будет автоматически установлен таким образом, чтобы полностью заполнять текстовую рамку. Размер текста можно также выбирать вручную.
Щелкните текстовую рамку.
В меню Формат перейдите к пункту Автоподбор ширины текста и выберите команду Без авторазмещения.
Выделите текст и выберите новый размер текста из списка Размер шрифта на панели инструментов Форматирование.
Замена рисунка
Щелкните правой кнопкой рисунок-заполнитель, выберите команду Изменить рисунок, а затем выберите источник нового рисунка.
Найдите изображение, которое требуется вставить в публикацию, и дважды щелкните его.
Повторите эту процедуру при необходимости для остальных рисунков в публикации.
Примечание. Если команда Изменить рисунок не отображается, изображение может быть сгруппировано с другими объектами. Щелкните рисунок правой кнопкой мыши, выберите в контекстном меню команду разгруппировать, снова щелкните рисунок правой кнопкой мыши, чтобы был выделен только рисунок, и выделите пункт Изменить рисунок.
Завершение создания буклета
Когда буклет примет требуемый вид, сохраните файл, выбрав команду Сохранить как в меню Файл.
Приложение Б
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ
Студенческая газета должна содержать информацию следующего характера:
Обязательная информация:
Названия газеты;
Номер выпуска;
Дата сдачи в печать;
Контактная информация (адрес, телефон, e-mail, официальный сайт учреждения, выпускающего газету);
Информация о редакционной группе.
Рекомендуемая информация (в зависимости от темы):
Новости;
Статьи информационного и развлекательного характера;
Объявления;
Информацию о проводимых мероприятиях и т.д.
Приложение В
Правила работы над проектом
Шаг 1. Выбор темы газеты.
Тема выпуска может быть предложена преподавателем или выбрана студентами самостоятельно, например, при помощи «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится.
Шаг 2. Назначение ролей.
Каждому студенту присваивается определенная роль и выдается соответствующее задание. Например, студенческий коллектив можно разбить на 5 условных групп:
отдел дизайна (разрабатывают общую концепцию газеты, ее структуру, придумывают определенные «фишки»);
журналисты (осуществляют поиск, сбор, обработку информации, пишут статьи);
отдел верстки (собранный журналистами материал размещают в газете, подбирают соответствующие фотографии и рисунки);
редколлегия (проверяет собранный материал на предмет грамматики, здесь можно привлечь преподавателя русского языка);
главный редактор (раздает задания всем группам и контролирует их выполнение, на нем лежит ответственность за работу всех групп и итоговый результат).
Шаг 3. Выбор программного продукта.
Для осуществления технической части проекта необходимо выбрать программное средство для выпуска газеты. Это может быть текстовый процессор MS Word или издательская система MS Publisher.
Шаг 4. Выдача заданий.
Главный редактор исходя из выбранной темы выдает редакционное задание каждому журналисту. Определяет темы статей, их содержание.
Шаг 5. Сбор и обработка информации.
Журналисты производят сбор и отбор информации по полученным заданиям, пишут статью и сдают ее главному редактору в указанный срок в электронном виде в формате MS Word/
Шаг 6. Дизайн газеты.
Дизайнеры разрабатывают структуру и дизайн газеты и сдают все главному редактору в установленные сроки.
Шаг 7. Верстка газеты.
Отдел верстки получает от главного редактора готовые статьи и разработанную дизайнерами форму газеты. В ней они размещают информацию, согласно выданным рекомендациям.
Шаг 8. Редактирование.
Редколлегия проверяет статьи на ошибки и корректность написания.
Шаг 9. Сдача выпуска в печать.
На заседании редколлегии газета принимается и сдается в печать.
Шаг 10. Печать газеты.
Главный редактор, используя имеющееся оборудование печатает полученную газету.
Шаг 11. Распространение газеты.
Все участники распространяют выпущенную газету среди студенческих групп техникума.
Приложение Г
Критерии оценивания студенческой газеты
Оценивание выполненного проекта производится при помощи Интернет-опроса, размещенного на сайте образовательной организации. Каждый участник опроса, зайдя в соответствующий раздел сайта сможет оценить газету выставив оценки. Оценивать газету предлагается по критериям, приведенным в таблице 1:
Таблица 1. Лист оценивания студенческой газеты
Критерий
Оценка
Дизайн газеты
Доступность изложенного в газете материала
На сколько предложенный в газете материал оказался вам интересен?
Качество оформления газеты
Замечания
Предложения
По завершении проекта студентам будет выставлено по две оценки. Первая, - за работу всей команды в целом, вторая - за работу каждого отдела. Оценка команде будет выставлена на основании результатов голосования в Интернет, а оценку отделу будет выставлять главный редактор. В свою очередь оценка самого главного редактора будет зависеть от его коллектива.
Приложение Д
Требования к содержанию и офрмлению студенческой газеты
При оформлении газеты важны время, определенный стиль оформления; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.
Все, что помещается на страницах периодического издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление.
Дизайнер-профессионал в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики.
Работа над формой - это всегда работа над формированием содержания.
Автор в газетном сообщении выражает свое отношение к действительности.
Требования, предъявляемые к оформлению газеты, включают в себя:
1) передачу смысла каждой публикации;
2) осознание логической связи между отдельными разделами и установлением границ между ними;
3) удобочитаемость.
Объем информации, потребляемой читателем, стремительно растет, и перед дизайнером встает практическая задача - суметь выделить газету из ряда других, акцентировать внимание на как можно большем количестве материалов.
Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
Принять правильною рабочую позу.
Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
Находиться в классе в верхней одежде;
Класть одежду и сумки на столы;
Находиться в классе с напитками и едой;
Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
Передвигать компьютеры и мониторы;
Открывать системный блок;
Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
Удалять и перемещать чужие файлы;
Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
Соблюдать тишину и порядок;
Выполнять требования преподавателя и лаборанта;
Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);
При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);
Вертикально прямая спина;
Плечи опущены и расслаблены;
Ноги на полу и не скрещены;
Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).