СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА - 2017»
НОМИНАЦИЯ «ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Граница частного и публичного …»
(мастер-класс)
Составитель:
Кропанева Н. В.
социальный педагог
МАГНИТОГОРСК
2017
Методическая разработка мастер-класса
«Граница частного и публичного….»
Авторский коллектив разработчиков:
Кропанева Наталья Владимировна – социальный педагог I категории МОУ «СОШ № 61» г. Магнитогорска.
Смертина Светлана Викторовна – заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 61» г. Магнитогорска.
Цель: презентация опыта работы, представление приемов ситуационно-ролевой игры с обучающимися, родителями и педагогами по выходу из проблемной ситуации.
Задачи:
Развитие у педагогов навыков в разрешении проблемных ситуаций, посредством ролевой игры.
Определение факторов, влияющих на выбор действий при разрешении проблемных ситуаций.
Приобщение педагогов к самоанализу и самодиагностике.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Каждое поколение отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.
Интернет - это среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культуру. Сегодня Интернет охватывает важную часть жизни подростков, открывает новые реалии, и нам всем необходимо научиться с этим жить.
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в разговоре, во время которого обменяемся мнениями в форме ситуационно-ролевой игры. Для этого я распределю роли (таблички с названиями: родители, администрация школы, классный руководитель и психолог), с позиции которых вы будете обсуждать предложенную Вам ситуацию.
Предлагаю вам послушать историю, которая произошла в одной из школ.
Ситуация:
Девочка Оля учится в 7 классе. Летом она отдыхала у бабушки в деревне, где познакомилась с совершеннолетним юношей Олегом. Начался учебный год, и Оля уехала в город. Молодые люди продолжали общаться по телефону и в социальных сетях. Олег предложил Оле сфотографировать себя в обнажённом виде, свои половые органы, и выслать ему эти фотографии. Что она и сделала. Спустя некоторое время они расстались, а девочка стала дружить с Никитой из 8 класса. Отвергнутый Олег в ответ на расставание разместил эти фотографии вгруппе одной из социальных сетей, которую он сам и создал. Об этих фотографиях узнали все.
II. Работа в группах.
Мы послушали историю. А теперь я предлагаю вам, быстро и не задумываясь, ответить на вопросы.
Первый вопрос: в одном слове отразите свою первую эмоцию.
(видео-ответы детей).
Второй вопрос: ваше первое действие, которое вызвала первая эмоция?
(видео-ответы детей).
Третий вопрос: предположите, к какому результату приведет ваше первое действие?
(видео-ответы детей).
Спасибо. Вы хорошо поработали. И, будем надеяться, что выбранные вами действия приведут к положительному результату.
Ответы детей обоснованы первым впечатлением, первой эмоцией и, к сожалению, могли иметь печальные последствия для девочки.
Какие? (Изгой в детском коллективе, уход со школы и из дома, суицид).
Анализ ситуации
Рассмотрим причину возникновения этой ситуации.
Почему Ольга и Олег это сделали? Почему поступили именно так?
Взгляд с позиции:
Оли (желание эпатажа, познание новых чувств, стремление угодить).
Олега (желание показать себя, собственное Я, принятие ролей взрослого человека).
События этой истории развивались так, потому что они не задумались о последствиях своих действий.
Рефлексия:
Почему я так быстро задавала вам вопросы? Потому что хотела показать, как наша первая негативная эмоция вызывает первое неправильное действие и приводит к непредсказуемому результату. Одно слово, действие или бездействие может изменить жизнь человека, стать границей между частным и публичным… И это тема нашего разговора: «Граница частного и публичного….»
Что такое Граница?
Как вы понимаете тему в контексте нашей истории?
(По определению, граница - предел, допустимая норма). Есть еще одно значение этого слова - это ограда «собственности», которой владеет наша личность. Ольга и Олег нарушили границу.
Социализация
Работа в группах
(Лист бумаги, маркеры для участников).
Коллеги, воспитанием в обществе занимаются все.И я предлагаю вам создать Кодекс участников образовательных отношений – «Не навреди!» Вы должны придумать 3 правила, которые будут начинаться со слова «Нельзя…». Не забудьте о своей роли!
Комментарий
Я работаю социальным педагогом школы. В своей педагогической деятельности при решении разных проблем я использую такие педагогические технологии, как: ситуационно-ролевые игры, деловые игры, кейсы. Они способствуют формированию коммуникативных умений у обучающихся, родителей, педагогов. Интерес у них вызывает погружение, «проживание» чьей – то роли.
В разрешении проблемных ситуаций я чаще всего использую метод - прогнозирование результата, который даёт возможность предвидеть (мысленно представить) варианты развития ситуации и результат, с целью не допустить негативных последствий.
Именно эти технологии использую в работе родительского клуба для опекаемых семей «Мы - вместе». Они эффективно действуют в разрешении конфликтных ситуаций с обучающимися, родителями и педагогами. Метод прогнозирования результата применяю в процессе работы Комиссии по урегулированию конфликтов и споров между участниками образовательных отношений. Нам всем нужно учиться искусству трудного разговора.
Уважаемые участники, зачитайте, пожалуйста, правила, которые вы написали.
(На доске выкладываем схему из листочков).
Посмотрите, сейчас мы вместе построили эту границу. Теперь представьте, что кто-то нарушит хотя бы одно звено этой границы. Что произойдет?
В своей педагогической деятельности, в решении трудных жизненных ситуацийя тоже руководствуюсь правилами такого Кодекса, на основе которого разработала алгоритм действий по решению трудных жизненных ситуаций:
Не принимать никаких решений, основанных на первой эмоции, реакции.
Установить доверительный контакт.
Выстроить диалог.
Анализ ситуации. Пытаться понять и принять ситуацию для того, чтобы предупредить….
Спрогнозировать результат.
Поиск решений, по выходу из сложившейся ситуации, проблемы.
Поиск партнеров в решении проблемы.
Такой алгоритм вы можете использовать в своей работе.
Рефлексия
А как вы думаете, если бы не было Интернета, эта ситуация могла бы возникнуть?
Спасибо, уважаемые коллеги.
А наша история закончилась так….
Благодаря совместным, спланированным, стремительным действиям эта ситуация разрешилась для девочки положительно.
Оля:
спокойно обучается в школе;
с детьми общается доброжелательно;
с мальчиками не встречается.
Олег:
находится под следствием (родители девочки написали заявление в прокуратуру);
потерял работу;
А что же мальчик Никита?..
В прошлые времена мужчины защищали честь и достоинство своих дам на дуэлях. Но и в наши дни встречаются такие люди. Никита взял на себя роль защитника. Встретился со всеми участниками этой истории, пытался оправдать действия девочки и призывал её пожалеть и не наказывать за совершённую ошибку. А вот с детьми он решал эту проблему с позиции силы: вступал в драки со всеми, ктонелестно отзывался о девочке и пытался сделать эту историю публичной. Результат его необдуманных действий несложно спрогнозировать.
Через два месяца он перестал встречаться с девочкой и вступил в группу в социальной сети «За моральную чистоту». Но это уже совсем другая история….
Интернет – это пространство без границ и без правил. И наша задача научиться самим и научить наших детей строить границы своего личного пространства, чтобы частное не стало публичным.
Спасибо за участие. Желаю всем здоровья и благополучия!