Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы «Особенности преподавания истории и обществознания по ФГОС»»
МКОУ«СОШ№6 им. А.А.Тамбиевас.Первомайское»
Презентация опыта работы
«Особенности преподавания истории и обществознания по ФГОС»
Учитель истории и обществознания
Высшей категории
Кубанова Мариам Хусеевна
11 лет – в школе, из них 11 лет в МКОУ «Гимназия №6 с.Первомайское»
ОБРАЗОВАНИЕ
Карачаевский государственный педагогический государственный университет им. У.Алиева
Факультет истории и обществвознания, 2012 г.
Специальность - история и обществвознание
Квалификация- высшая
С 2013 по2016 год.
3 года
Педагогическое кредо:"Учитель учит других, пока учится сам."
Если ты не можешь быть широкой дорогой,будь узенькой тропинкой.Если ты не можешь быть солнцем,будь звездой на небе.Только найди свое дело истарайся стать самым лучшим.Дуглас Мэллох.
Цели обучения истории:
Развивать историческое мышление учащихся, как основу миропознания, формировать активную гражданскую позицию, воспитывать личность, обладающую высокими нравственными качествами.
Цель включает в себя ряд задач:
-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека;
-формирования навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умение сравнивать факты, версии, оценки, исторические источники, строить свою аргументацию;
-формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе осмысления социального духовного, нравственного опыта людей в прошлом, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому других народов.
ФГОС истории и обществознания направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся; - единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознанию:
Личностные . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные. Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметные. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Предметные результатыИстория России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Из опыта работы: формирование всех видов универсальных действий.
Необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование УУД
Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке обществознания по теме «Правовое государство» в 9 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и презентации, составление схемы «Признаки правового государства». Такие виды деятельности направлены на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.
Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках истории при изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля», для написания эссе в 11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.
Активные формы и методы обученияна уроках
На уроках истории и обществознаниявозрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты. Задача учителя — воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется углубленное изучение тех или иных предметов. Но здесь нужно учитывать, что предметы по выбору учащиеся сдают различные. Так как наша школа имеет физико- математический профиль, а ученики сдают обществознание в большом количестве, то необходимо вынести подготовку к ЕГЭ наэлективные курсы или дополнительные занятия.
В школе успешно работает музей, который является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Внеурочная деятельность
Внеурочной деятельности по своим предметам уделяю особое внимание, так как во внеурочное время повышается интерес к предмету, а это в свою очередь является непременным условием для улучшения качества обучения. Ежегодно провожу занятия по подготовке учащихся 10-11 классов к олимпиадам и конкурсам.Именно на таких занятиях развиваются познавательные способности, интеллектуальные умения и ценностные ориентации школьников, учащиеся вовлекаются в активную деятельность.
Внеклассная работа
Правильно поставленнаявнеклассная работав школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.
Учащиеся готовят проектные работы и защищают их на школьном уровне на конференции «Старт в науку», затем и на районной Научно-практической конференции школьных научных сообществ «Грани творчества». Так же ученики принимают участие в республиканских мероприятиях таких, какРеспубликанская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» - призер Алботова Альбина, с работой «Моя малая Родина- Малокарачаевский район». НаXIV Карачаево - Черкесской республиканской открытой научно-краеведческой конференции научного объединения учащихся «ДАР» - 2 место.
Учащиеся гимназии участвуют и во всероссийских научно-практических конференциях, где занимают призовые места и становятся призерами и лауреатами(На конкурсе «Гордость России» - 2 место).
Проектная и исследовательская деятельность Где господствует дух науки,там творится великое малыми средствами.(Н.И. Пирогов)
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся гимназии занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
Итогом исследовательской деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на общешкольной научно-практической конференции «Старт в науку», который проходит в конце апреля. В гимназии работает научное общество гимназистов, в которое входят учащиеся VIII-XI классов.
Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника гимназии. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
Хочется сказать, что научно-исследовательская работа в гимназии - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая стала неотъемлемой частью содержания гимназического образования и является устойчивой формой образовательного процесса.
1. Подготовка к проекту.
( выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками)
2. Организация участников проекта.
(формировать группы учащихся, где перед каждым поставить свою задачу)
3. Выполнение проекта.
(поиск новой, дополнительной
информации, обсуждение этой
информации, и ее документирование,
выбор способов реализации проекта)
4. Презентация проекта.
(защитить свой проект)
5. Подведение итогов проектной работы.
(анализ работы, выставление оценок)
в изучении иностранного языка
Конструктивно-практические проекты
Информативно–исследовательские проекты
Игровые проекты
Сценарные проекты
Творческие работы
Издательские
проекты
Выполнение проектов по предмету с каждым годом совершенствуется:
число учащихся, создающихпроекты с использованием ИКТ технологий и Интернет ресурсовстановится все больше. Учащиеся осознают, что выполнение проектов на компьютере имеет ряд преимуществ:
исправление ошибок учителем в проекте не испортит его вида;
проекты содержат богатый информационный и иллюстративный материал;
сохранение проекта на дисках или флешках намного удобнее, чем сохранение плакатных вариантов работы.
А главное,некоторые проекты совершенствуются и развиваются в научно-исследовательские работы.
Активизация
научно –
исследовательской
деятельности
учащихся
Положительная
динамика
учебных достижений
–повышение качества
обучения
Помощь
впрофессиональном
самоопределении
выпускников
Повышение
у учащихся
мотивации
обучения и
познавательного
интереса
Рост
творческого
потенциала
педагога
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА
Я использую проектную методику на уроках практически при изучении любой темы. В качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации.
За время работы в этом направлении мной собраны комплекты презентаций учащихся.
о
о
о
о
о
о представленном инновационном педагогическом опыте
о представленном инновационном педагогическом опыте
о представленном инновационном педагогическом опыте
о представленном инновационном педагогическом опыте
о представленном инновационном педагогическом опыте
Всероссийский
Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый урок»
«Педразвитие.ру»
Всероссийский
Фестивали, конкурсы
исследовательских
и творческих
работ учащихся
«Гордость России»
«Портфолио»
ЖурналИстория в школе:
(Методическая мозаика)
Всероссийский конкурсы
Исследовательских и творческих
работ учащихся
«Гордость России»
«Твори! Участвуй! Побеждай!»
Проект
« Мое родное село »
Проект
« Символика КЧР »
ПРОЕКТ
«Семь чудес Карачаево -Черкессии»
Научно – исследовательская конференция «ПОЧЕМУЧКА» «Старт в науку»
Научно – исследовательская деятельность начинается в начальной школе и не прерывается в среднем и старшем звеньях. Мои учащиеся участвуют в республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, где занимают призовые места и становятся призерами и лауреатами.
Стало традицией в нашей гимназии проводить в конце апреля научно-практическую конференции «Почемучка» и «Старт в науку»
Исследовательские работы, с которыми мои ученики выступали на школьной научной конференции;
2014 год - «Мои земляки во время ВОВ» - 6, 8 класс.
2015 год – «Малокарачаевский район» - 5 класс.
2016 год - «Семь чудес Карачаево - Черкессии», 6 класс.
Научно – исследовательская конференция «Старт в науку», «Почемучка»
Использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий позволит достичь ожидаемых результатов:
Повысить качество обучения за счет новизны деятельности, интереса работы с новыми источниками информации;
Перейти с вербальных методов обучения истории на методы поисковой, творческой, проектной деятельности;
Повысить уровень мотивации учебной деятельности ;
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории позволяет разработать и организовать проведение таких форм урока как: урок – презентация, который готовится не только учителем, но и учащимися, которые представляют свои творческие находки; урок – защита проекта, где сами обучающиеся представляют результаты исследовательской деятельности.
Такая форма урока дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, в алгоритмическом порядке, создает большие возможности по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приводит к полному и качественному усвоению знаний.
В наш информационный век особенно актуальным и востребованным являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор её содержания, структурирование, красочное и привлекательное представление результатов своей работы.
Основные принципы педагогической деятельности.
При реализации своей методической темы опираюсь на такие принципы педагогической деятельности, как:
Принцип ИКТ – технологий, т.е. совокупность информационных, телекоммуникационных, коммуникативных и Интернет – технологий;
2. Принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность обучающегося;
3. Принцип гуманизма: ученик – главная ценность для педагога;
4. Принцип познавательной деятельности: через самостоятельную, творческую деятельность к получению нового знания.
Достижения, успехи
На Всероссийском конкурсе «Твори, участвуй, побеждай!» Каппушев Мухаммад занял первое место в номинации «Детские исследовательские работы».На Всероссийском конкурсе «Гордость России» Алботова Альбина заняла первое место в номинации «Краеведениеы» с работой «Мое родное село».На Международном творческом конкурсе «Победилкин» - второе место.На заочной олимпиаде «Олимпус» 5 уч- ся стали победителями и призерами.
Результаты предметных олимпиад
Результаты районной олиммпиады 2015 -2016 учебный год;
1) Сулейманова Мариям Саидовна – 7 класс, история – победитель;
2) Каппушева Камила Расуловна, 8 к 2015 -2016 учебный год, история - призёр
3) Каппушева Мекка Смагиловна, 8 класс, история - победитель.
За время моей работы в школе дети принимают активное участие в школьных, районных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах. Есть победители и призеры:
2014 – 2015 учебный год - 1 место на втором этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории ( 6 класс);
2 место (7 класс); 3 место ( 7класс)
2012 – 2013 учебный год - два лауреата во Всероссийской заочной олимпиаде «Познание и творчество» в номинации «Эрудит» (6 класс, (5 класс)
2013 – 2014 учебный год -IIместо на 2научно-практической конференции «Старт в науку» (Каппушев Мухаммат, 5 «Б» класс);
2014 - 2015 учебный годIIместо на 3научно-практической конференции «Почемучка» (Алботова Альбина, 5 «Б» класс);
2014 - 2015 учебный год – шесть призера и три лауреата во Всероссийской заочной олимпиаде «Олимпус»
2014 - 2015 учебный год – 2 место на Всероссийском конкурсе «Гордость России» - 3 место, с проектом «Моя малая Родина».
2015 – 2016 учебном году – 2 место на Всероссийском конкурсе «Гордость России» в номинации «Краеведение. Презентация».
2015 – 2016 учебном году – 2 место и 3 место на Международном конкурсе «Победилкин».
Публикация на сайте «Педразвитие», работа «70 лет Победы над милитаристской Японией!»
2015 – 2016 учебный год - 1 место на втором этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории (Сулейманова Мариам – 7 класс);
2015 – 2016 учебный год – 1 место на втором этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (Узденова Тамара – 7 класс);
2015 – 2016 учебный год На Всероссийском конкурсе «Твори, участвуй, побеждай!» Каппушев Мухаммад занял первое место в номинации «Детские исследовательские работы».
2015 – 2016 учебный год На Всероссийском конкурсе «Гордость России» Алботова Альбина заняла первое место в номинации «Краеведениеы» с работой «Мое родное село».
2015 – 2016 учебный год На Международном творческом конкурсе «Победилкин» - второе место.
2015 – 2016 учебный годНа заочной олимпиаде «Олимпус» 5 уч- ся стали победителями и призерами.