Презентация опыта работы : «Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III уровней обученности"
Презентация опыта работы : «Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III уровней обученности"
Презентация опыта работы : «Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III уровней обучения через использование технологии «проблемного диалога»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы : «Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III уровней обученности"»
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III ступеней обучения через использование технологии «проблемного диалога»
Автор выступления: Кухтин Александр Викторович,
учитель муниципального
образовательного учреждения
Щербаковской средней образовательной школы
Алексеевского района Белгородской области
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах II и III ступеней обучения через использование технологии «проблемного диалога»
Автор выступления: Кухтин Александр Викторович,
учитель муниципального
образовательного учреждения
Щербаковской средней образовательной школы
Алексеевского района Белгородской области
Динамика сформированности уровня коммуникативных компетенций обучающихся 6 класса( по методике Б.А. Федорищена)
Противоречие
Между необходимостью повышения уровня коммуникативных компетенций обучающихся и использованием традиционной методики преподавания на уроках географии
«Двадцать лет моих собственных изысканий оформились в продукт, который сегодня известен как технология проблемного диалога»
Технология «проблемного диалога»
Постановка учебной проблемы
Поиск путей решения проблемы
Методы постановки учебной проблемы(по Е. Мельниковой)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
Подводящий к теме диалог;
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Третий и наиболее простой метод постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приемом
прием «яркое пятно» прием«актуальность »
Пример сообщения темы с мотивирующим приемом(в 8классе)
«Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? – размышлял он. (Как вы думаете?) – Конечно деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Шесть приемов создания проблемной ситуации( поЕ.Мельниковой)
1)Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения;
2)Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием;
3)Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
4)Дать практическое задание, не выполнимое вообще;
5) Дать практическое задание, не сходное с предыдущими;
6)Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущими.Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено.
Факторы, тормозящие диалог
1.Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Динамика сформированности уровня коммуникативных компетенций обучающихся 6-8класса( по методике Б.А. Федорищева)
Одним из критериев результативности опыта является оценка коммуникативных компетенций обучающихся. Для их диагностики использовалась методика Б .Федорищена . Автор выделяет 5 уровней сформированности коммуникативных компетенций : очень высокий , высокий, средний, ниже среднего, низкий. В ходе мониторинга выявлялась динамика развития коммуникативных компетенций обучающихся экспериментального класса. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.