1. Вспомните, что знаете о науке химии? Какие вопросы у вас возникают из наблюдений?
Почему соль соленая?
Почему трава зеленая?
Почему мыло мылится?
Почему вода пузырится?
2. Оказывается, на все эти вопросы и еще на тысячи вопросов знает ответы наука химия.
3. Ребята, есть ли у вас предположения о происхождении слова «химия»? Вспомните, что вы читали об этом
* Слово «химия» знакомо всем людям Земли. На разных языках оно звучит почти одинаково. Но откуда пошло это слово никто не знает.
* Может быть от греческого «химевсис», что означает «смешивание».
* Или от другого греческого слова «хюма»-сок.
* Может быть от арабского «кеми». Никто не знает.
* И когда появилась химия, тоже точно не известно. Но уже среди первобытных людей были химики. Они научились разводить костер и готовить горячую еду.
* А костер, горячая еда и даже камни относятся к химии.
* С древних времен жизнь делала людей наблюдательными. Например, люди узнавали, что камни бывают разные. Из них высекаются искры, из других нет, одни разваливаются от удара, а другие мнутся словно глина.
4. Что вы об этом читали?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с наукой химией" »
Селиверстова Т.Г.
МОУ СОШ № 106
г. Волгоград
Урок по теме: «Знакомство с наукой химией»
Цели урока:
Формирование у обучающихся начальной школы интереса, желания изучать предмет, стремление познавать и объяснять удивительные явления, развитие мыслительной активности.
Продолжение работы по развитию у обучающихся представлений целостной широкой картины мира с ее различными взаимосвязями между различными областями наук.
Воспитание самостоятельности, умения принимать правильные решения в жизни.
Оборудование и оснащение:
На доске запись: «Химия — наука о веществах и превращениях», Эпиграф « Химия — это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевание разума будут сделаны именно в этой области». (М. Горький)
а) Выставка книг: М. Курячая «Химия в картинках», О. Тихомиров «Михайло Ломоносов» и другие занимательные книги по химии;
б) Выставка изделий из пластмасс, стекла и других материалов, а также коллекции по химии «Нефть и продукты ее переработки», «Уголь и продукты его переработки» и другие коллекции;
в) Индивидуальные пакетики с жетонами;
а) На столах учащихся: лоток с химической посудой — химический стакан, колба с водой, стеклянная палочка, лабораторный штатив с кольцом, химический стакан с загрязненной солью.
б) На демонстрационном столе:
- лоток с химической посудой (химический стакан, колба с водой, стеклянная палочка, фарфоровая чашка для выпаривания, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, носовой платок, штатив с кольцом, воронка, спиртовка, фарфоровая чашка, макет вулкана, скальпель, салфетка;
1. Получение газированной воды (взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой)
2. Несгораемый носовой платочек (горение платочка, смоченного водой и спиртом)
3. Получение молока (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой)
4. Газированная вода с сюрпризом (взаимодействие воды с натрием в присутствии фенолфталеина)
5. Хирургическая операция (взаимодействие хлорида железа (III)с роданидом калия
6. Вулкан (горение бихромата аммония)
Лабораторный опыт по теме: «Очистка поваренной загрязненной соли»
I.Целеполагание.
1. Вспомните, что вы изучаете на уроках окружающего мира?
2. Какая перед нами учебная задача?
* Развитие науки - это учебная задача
3. Какими вы должны быть, чтобы осознать учебную задачу?
* Мы должны быть внимательными, старательными, наблюдательными, ответственными
4. Что для этого будете делать?
* Думать, сравнивать, анализировать
Вывод: Вы поставили нужные цели, будем их выполнять.
II.Актуализация знаний обучающихся.
1. Вспомните, что знаете о науке химии? Какие вопросы у вас возникают из наблюдений?
Почему соль соленая?
Почему трава зеленая?
Почему мыло мылится?
Почему вода пузырится?
2. Оказывается, на все эти вопросы и еще на тысячи вопросов знает ответы наука химия.
3. Ребята, есть ли у вас предположения о происхождении слова «химия»? Вспомните, что вы читали об этом
* Слово «химия» знакомо всем людям Земли. На разных языках оно звучит почти одинаково. Но откуда пошло это слово никто не знает.
* Может быть от греческого «химевсис», что означает «смешивание».
* Или от другого греческого слова «хюма»-сок.
* Может быть от арабского «кеми». Никто не знает.
* И когда появилась химия, тоже точно не известно. Но уже среди первобытных людей были химики. Они научились разводить костер и готовить горячую еду.
* А костер, горячая еда и даже камни относятся к химии.
* С древних времен жизнь делала людей наблюдательными. Например, люди узнавали, что камни бывают разные. Из них высекаются искры, из других нет, одни разваливаются от удара, а другие мнутся словно глина.
4. Что вы об этом читали?
* Мы читали, что в камнях, из которых высекаются искры, есть кремний и сера.
* В тех камнях, что мнутся от удара — медь и алюминий. Кремний, сера, алюминий,золото — это химические элементы.
5. Что такое химические элементы?
* Химические элементы — это то, из чего состоит окружающий нас мир: книжка, одежда, мебель, краски — все-все, даже мы сами.
* Химические элементы есть и в воде, и в воздухе, и в земле, и в деревьях, и в организме человека.
6. Вспомните, что вы читали, и скажите какая наука-химия?
* Химия — наука строгая и точная.
7. Как живут в природе химические элементы?
Химические элементы живут в природе не как попало, а по очень строгим правилам
8. Кто это открыл закон о химических элементах?
* Дмитрий Иванович Менделеев.
9. И так с тех пор в нашу жизнь пришли удивительные перемены. Кто скажет, благодаря чему?
* Благодаря науке химии.
III Работа над новым.
Химия — это очень серьезная и умная наука. Об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Не надо их страшиться. Познавшему ее основы химия дает возможность получать очень нужные для человека вещества. Посмотрите, в этой колбе газ. Из него можно — получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарства... из угля, вот этого куска, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. Из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта.
Итак, ребята, химия — наука, умеющая творить чудеса.
Химия требует самого серьезного, самого ответственного к себе отношения. Это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что не посвященным они кажутся чудом. Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превратить различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты.
Конечно же, вы хотите увидеть чудеса? Пожалуйста! Любители химии покажут вам их:
Вам хочется газированной водички? Пожалуйста! Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат калия) и прильем прозрачный раствор (раствор соляной кислоты). Вот газированная водичка готова. Но мы вас не угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.
От удивления вы вспотели? Вам нужен платочек? Мы можем дать вам волшебный несгораемый платочек. Не верите? Смотрите поджигаем... Горит, но не сгорает. Разве не волшебство. (платочек смочить ацетоном или спиртом и поджечь)
А кто любит молоко? Мы, химики, можем получить его из простой воды. (слить растворы хлорида бария и серной кислоты)
А для тех, кто не любит молока, мы можем предложить малинового сиропа (в стакан с кислотой налить фенолфталеина, затем налить щелочи, происходит малиновое окрашивание).
А можно и с сюрпризом (в стакан с водой капнуть фенолфталеина и опустить кусочек натрия).
А сейчас проведем операцию
« Оперируя без боли, правда, будет много крови
При каждой операции нужна стерилизация
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно
Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент
Посмотрите — прямо струйкой кровь течет, а не вода
Но сейчас я вытру руку — от пореза нет следа
(смочить участок кожи раствором хлорида железа (III)., затем смоченным в растворе KCNS ножом (тупой стороной) провести по участку кожи. После чего провести ваткой смоченной в растворе NaF,происходит обесцвечивание раствора)
Вот какие чудеса может творить химия
А как эти чудеса называются в химии?
* Эти чудеса в химии называются химическими превращениями, или химическими реакциями.
Кто скажет, о чем наука химия?
* Наука химия о веществах и превращениях.
Молодцы!
Поднимите руку, кому очень хочется «похимичить» самому.
Дети поднимают руки.
Попробуем совершить чудо со знакомой вам поваренной солью. Это вещество необходимо людям и животным. Знаете ли вы, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли? Некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. В китае в XIII веке, как говорят путешественники, из соли изготавливали монеты. И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец — мелкие. Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17 миллионов тон соли. У всех народов соль — символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом — солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов. Соль добывают со дна испарившихся соляных озер. Мы знаем — озеро Эльтон и Баскунчак.
Случилась беда. Соль перемешалась с песком и глиной. Что же делать?
Ничего страшного. В очистке нам поможет химическое оборудование, оно у нас на столе. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, штатив с кольцом.
Дети показывают химическое оборудование за словами учителя.
Проверим, как вы запомнили названия оборудования. Я буду называть предмет, а вы показывайте мне его... Молодцы!
А теперь возьмите химический стакан и высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой с резиновым кончиком мешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Все растворилось? Возьмите фильтровальную бумагу, сверните ее, так как это делаю я: сначала пополам, потом еще раз пополам и отогните один край так, чтобы получилась воронка. Вы получили фильтр. Вставьте его в воронку, а воронку поставьте в колбу. Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Важное условие: не перелить через край.
Дети повторяют действия учителя с фильтровальной бумагой и фильтруют раствор.
Какой получается вода?
Вода получается прозрачной, чистой... А что остается на фильтре?
На фильтре остается песок.
А где же соль?
Соль растворилась в воде.
Предложите, как можно выделить соль из воды?
Я думаю, что надо выпарить.
Для этого учитель наливает фильтрат в чашку для выпаривания, и поместив ее в кольцо штатива, затем зажигает спиртовку и начинает выпаривание соли.
Что вы видите?
Мы видим пар. Это испаряется вода.
А на стенках чашки осталась белая, чистая соль
Вот вы и научились делать чудеса своими руками.
IV Итог урока
1. Итак, какое чудо вы сейчас сделали своими руками?
* Из грязной соли получать чистую.
2. А как вы это делали?
* Мы растворяли, фильтровали, выпаривали, думали, анализировали.
3. Пригодится ли вам это в жизни?
* Да, это может пригодиться в походе, дома. Если у вас будет грязная соль, мы ее
очистим.
4. Самооценка через игру. Внимание!
У вас есть конвертик с жетонами-красными, зелеными, желтыми.
* если наука химия вам понравилась и вы с удовольствием будете ее изучать,
покажите зеленую звездочку.
* если сомневаетесь — желтую
* если ничего не поняли — красную.
Дети показывают цветную звездочку.
Ребята у меня к вам последний вопрос: « Вы видели когда нибудь настоящий
вулкан? А хотите увидеть? Ну что же смотрите.»
Учитель показывает опыт «Вулкан» (бихромат аммония поместить в ступку (макет
вулкана), смочить спиртом, поднести спичку и поджечь)