5. Последствия загрязнения воздуха (работа в группах) – 5 мин.
Сообщения учащихся – 8 мин.
6. Рассказ учителя – 1 мин.
7. Составление проекта «Меры по защите воздуха от загрязнений» (работа в группах) – 5 мин.
Вынос результатов на доску – 5 мин.
8. Подведение итогов работы в группах, обсуждение, выставление оценок – 4 мин.
Домашнее задание.
История открытия воздуха.
(рассказ учителя с демонстрацией опыта).
С древних времён многих учёных интересовал вопрос: что представляет собой воздух? Каков его состав? И ответы на эти вопросы наука получила не сразу.
В 1750 г. М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. (Кислород в то время ещё не был открыт).
В 1771 г. это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
Но только в 1774 г. сложность состава воздуха была установлена французским учёным Антуаном Лавуазье. Исследуя процессы горения и окисления веществ, он доказал, что воздух представляет собой смесь двух газов – кислорода и азота.
(Демонстрационный опыт)
После сгорания свечи уровень воды поднимается примерно на 1/5 части купола. Так как при горении свечи расходуется только кислород воздуха, занимающий 1/5 часть его объёма, то газ, оставшийся под куполом, не поддерживает горение, и сам не горит. В нём не живут живые организмы, поэтому этот газ называется азотом ( с греч. – не поддерживаю), значит , 4/5 части объёма воздуха под куполом занимает азот.
Спустя 120 лет исследования английских учёных Дж.Рэлея и У.Рамзая привели к открытию аргона и других инертных газов: гелия, неона, криптона, ксенона. Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ и водяные пары.
Заполнение диаграммы «Состав воздуха».
(Учащиеся получают карточки-диаграммы, которые им нужно заполнить после самостоятельной работы с учебником. Один ученик заполняет диаграмму у доски.)
(Учащиеся работают в группах и составляют схему «Источники загрязнения воздуха». После обсуждения один ученик от каждой группы называет источники загрязнения воздуха и составляется схема на доске).
Источники загрязнения воздуха.
Извержение вулканов,
землетрясения
Пыльные бури Лесные пожары
В
Бытовой, О Тепловые
промышленный З электростанции
мусор Д
У
Работа двигателей Х Курение
самолётов,
космических Промышленные
ракет предприятия
Автомобильный транспорт
Последствия загрязнения воздуха.
(Каждой группе раздаётся дополнительная информация о последствиях загрязнения воздуха. Ребята знакомятся с дополнительным материалом, кратко конспектируют в рабочей тетради. Представитель от каждой группы знакомит с информацией весь класс).
Парниковый эффект. (1 группа)
Накопление в атмосфере Земли углекислого газа приводит не просто к загрязнению. Углекислый газ поглощает инфрокрасные лучи и мешает отведению тепла от поверхности Земли, в результате чего происходит потепление климата. Это явление называют «парниковым эффектом». В этом процессе СО2 имеет «сообщников» - это водяные пары, органические фторсодержащие вещества и др.
Возможные последствия парникового эффекта таковы:
1. Начнётся таяние ледников и вечной мерзлоты. На Земле ледники занимают 27 млн км3.
2. Уровень Мирового океана поднимется на 50 м, и почти вся поверхность суши окажется под водой. Сейчас ежегодный подъём Мирового океана составляет 0,8 мм.
3. Рухнут города, построенные на вечной мерзлоте. Всё это означает мировую катастрофу.
Воздействие H2S (сероводорода)
на человека. (2 группа)
Сероводород блокирует дыхательные ферменты, раздражающе действует на слизистую оболочку органов дыхания и глаз. У человека появляются судороги, может остановиться дыхание и наступить паралич сердца. При хроническом воздействии сероводорода на организм человека в малых концентрациях ухудшается состояние сердечно-сосудистой и нервной систем.
Воздействие SO2 (сернистого газа)
на человека. (3 группа)
Ежегодно выбрасывается в атмосферу до 60 млн . т. сернистого газа. Он считается одной из основных составных частей токсичных туманов и одним из активных компонентов смога. Его хроническое воздействие на органы дыхания способствует возникновению бронхитов. SO2 может нарушать углеводный и белковый обмен, способствует снижению иммунитета.
Воздействие СО (угарного газа)
на человека. (4 группа)
При действии угарного газа на организм человека резко снижается обеспеченность тканей кислородом. Он соединяется также с миоглобином мышц, при этом нарушается углеводный обмен, повышается уровень сахара в крови, моче и в спинно-мозговой жидкости, нарушается водно-солевой обмен.
Кислотные дожди. (5 группа)
Состояние и развитие земной коры определяют геологические процессы, происходящие под ней, в верхней мантии. Один из таких процессов – извержение вулканов. Вырывающиеся из кратеров вулканические газы – это смесь различных газов и паров: H2O, CO2, H2S, SO2, HCl и др. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу значительное количество газов: СО, SO2, SO3, NO, NO2. Эти кислотные оксиды, растворяясь в дождевой воде, снеге, могут превращаться в кислоты (например, в азотную или серную). Капельки такого «кислотного» дождя наносят больной вред здоровью людей и состоянию материальных средств – металлов, красок и каменных построек. Так, во Флоренции (Италия) с XVI в. под открытым небом стояла знаменитая мраморная статуя Давида, созданная великим Микеланджело, но в последнее время заметили, что мрамор стал разрушаться от кислот, содержащихся во влажном воздухе. Теперь оригинал стоит в музее, а на площади поставлена копия.
Меры по защите воздуха от загрязнений.
(Рассказ учителя).
Воздух – один из самых нужных компонентов для жизни человека (недаром о чём-то очень жизненно важном говорят: «необходимо как воздух»). В сутки человеку необходимо не менее 12 кг. воздуха (это в 8 раз больше , чем воды, и в 12 раз больше, чем пищи). Без пищи человек может прожить 30, без воды – 10 дней, а без воздуха – лишь считанные минуты.
В результате хозяйственной деятельности человека в атмосферу ежегодно выбрасываются сотни млн. тонн различных веществ, многие из которых токсичны и влияют на здоровье людей, животный и растительный миры и другие компоненты биосферы.
Объёмы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу сейчас настолько велики, что несмотря на способность атмосферы к самоочищению, содержание многих вредных выбросов в ней превышает ПДК. Поэтому защита воздушного океана от загрязнений – главная обязанность всех людей.
(Учащиеся обсуждают в группах меры по защите воздуха от загрязнений. После обсуждения один ученик от каждой группы записывает предложенные ими меры по охране воздуха на доске или ватмане).
Меры борьбы с загрязнениями:
1. Высокие дымовые трубы.
2. Установка пылеулавливающего и газоочистного оборудования.
3. Улучшение качества топлива.
4. Разработка эффективного очистного оборудования.
5. Использование двигателей, работающих на электричестве, водородном топливе.
6. Строительство предприятий за чертой города.
7. Создание зелёных зон.
8. Создание малоотходных технологий.
9. Повысить контроль и взимать штрафы при горении городских свалок и мусорных контейнеров.
10. Ужесточить контроль за промышленными выбросами газов.
Подведение итогов работы в группах.
(Каждая группа подводит общий итог деятельности, выделяеет наиболее активных участников, группа совместно ставит оценку каждому ученику).
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "126475"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415184909"
}
}