kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водород - урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе

Водород, его общая характеристика и

нахождение в природе, получение, физические свойства.

Цель урока: создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала  по теме «Водород», а также для развития навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Планируемые результаты: 

Предметные: создать условия для развития мотивации учащихся к изучению физических  свойств  и способов получения водорода; описывать и различать изученные  газообразные вещества по физическим свойствам.

Метапредметные: создать условия для развития умений наблюдать, работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, обобщать знания, работать в группах, уметь логически мыслить.

Личностные: создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью,  подготовиться к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Водород», мультимедийный проектор и компьютер,  учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия»,  8 класс, М., «Просвещение», 2008, рабочие тетради,  материалы  для демонстрационного опыта (гранулы цинка, соляная кислота, магний, серная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, фенолфталеин, вода дистиллированная, аппарат Киппа, аппарат Кирюшкина, лабораторный штатив, кристаллизатор с водой, держатель для пробирок, предметное стекло, пипетка, ПСХЭ.

УМК

1.  Гара Н.Н., «Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы, -   

     М., «Просвещение», 2009.

2.  Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия». 8 кл. – М., «Просвещение»,  2008.

3.  Гара Н. Н. «Химия». Уроки в 8 кл. (пособие для учителя) – М., «Просвещение»,  

     2008.

4.  Радецкий А. М. «Дидактический материал. Химия». 8 - 9. – М., «Просвещение», 

    2014.

Структура урока

I.  Изучение нового материала.

1 слайд. Приветствую ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!»

В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснет солнце, не станет воды. Вещество, без которого жизнь невозможна, «сидит» в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда «мигрирует» наружу. Этот газ — начало всех начал.

Определите, о каком веществе мы поговорим сегодня:

Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. (Водород)

2 слайд. Тема нашего урока – «Водород».

- Что вы знаете на данный момент о водороде?

- А что хотели бы ещё узнать? (Если учащиеся затрудняются ответить, прочитываю стих.)  

Первый я на белом свете:

Во вселенной, на планете.

Превращаюсь в лёгкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

Гость из космоса пришёл.

В воде приют себе нашёл!

3 слайд.                                  План урока (Записываю на доске).

1. История открытия.

2. Водород – химический  элемент.

3. Водород в природе.

4. Водород – простое вещество.

5. Получение и собирание водорода.

6. Химические свойства.

7. Применение.

4 слайд.

- Какие средства мы будем использовать? (Отвечают: учебник, компьютер, лабораторное оборудование и реактивы).

- Что необходимо сделать? (Отвечают: почитать учебник, посмотреть презентацию, посмотреть демонстрационный опыт).

5 слайд. - К какому результату придем? (Отвечают: мы узнаем, где можно встретить водород в природе, кто открыл его,  как можно получить и собрать, а также физические свойства водорода).

6 слайд. Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указанием станций.

7-8 слайд. 1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника об открытии водорода.

- Что мы узнали в этой части урока? (Обобщают: в 1766 г. английский ученый Генри Кавендиш получил водород действием металлов на кислоты. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались капельки воды. Француз  А. Лавуазье в 1787 году дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду»).

8 слайд. 2. Станция  «Менделеевская».

Предлагаю по группам приготовить ответы на вопросы.

(Задание делается на время - 2 мин.).

Задание для первой группы: охарактеризовать  положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер.

Задание для второй группы: вычислите относительную атомную массу, относительную молекулярную массу, молярную массу, определить металлом или неметаллом является, валентность.

По одному учащемуся от группы выходят к доске и ответы на вопросы записываются на доске, все остальные пишут в тетрадях. (Приложение № 3.)

Приложение № 3.

Химический знак – Н

Химическая формула – Н2

I А (VII А) – группа

1 период

Атомный номер - 1

В соединениях одновалентен

Ar (H) = 1

Mr (Н2) = 2

M (Н2) = 2 г/моль.

Приложение № 2.

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по-французски («аш») Дж. Дальтон рассматривал водород, как самый легкий газ.  В начале 19 века Дальтон создал первую  шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

- Что мы узнали в этой части урока? (Обобщают: мы дали характеристику элементу водороду по его положению в периодической таблице Д. И. Менделеева).

9 слайд.

10 слайд.

11 слайд.

12 слайд.

13 слайд.

Приложение № 4.

Рассказ учащегося: Водород - один из наиболее распространенных  элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры (9 место среди всех элементов). Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет – 17 %, это второе место после кислорода (52 %). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место, на его долю приходится

92 % всех атомов.

Приложение № 5.  Алгоритм опыта (на слайде):

• собрать прибор (рис. 43, стр. 73), проверить на герметичность;

• поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка;

• прилить немного соляной кислоты;

• закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой;

• собирать водород, держа пробирку, отверстием вниз;

• проверить на чистоту водород, если чистый водород, то он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах»;

• после прекращения реакции перенести несколько капель раствора на стеклянную пластинку и выпарьте его.

Приложение № 6. 

1) Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

2) В реакциях, как правило, окислитель.

3) В промышленности получают из воздуха.

4) Легче воздуха.

5) Получают при разложении воды.

6) Самый распространенный элемент космоса.

7) Входит в состав воздуха.

8) Собирают методом вытеснения воды и воздуха.

 9) Самый распространенный элемент на Земле.

10) В лаборатории получают в аппарате Киппа.

 Ответ:  I вариант:  О2 – 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9;

              II вариант: Н2 – 1, 4, 5, 6, 8, 10.

Домашнее задание: § 25, 26, с. 76 № 1 – 5.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Водород - урок. »

Урок химии в 8 классе

Водород, его общая характеристика и

нахождение в природе, получение, физические свойства.


Цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», а также для развития навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Планируемые результаты:

Предметные: создать условия для развития мотивации учащихся к изучению физических свойств и способов получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам.

Метапредметные: создать условия для развития умений наблюдать, работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, обобщать знания, работать в группах, уметь логически мыслить.

Личностные: создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, подготовиться к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Водород», мультимедийный проектор и компьютер, учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия», 8 класс, М., «Просвещение», 2008, рабочие тетради, материалы для демонстрационного опыта (гранулы цинка, соляная кислота, магний, серная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, фенолфталеин, вода дистиллированная, аппарат Киппа, аппарат Кирюшкина, лабораторный штатив, кристаллизатор с водой, держатель для пробирок, предметное стекло, пипетка, ПСХЭ.


УМК:

1. Гара Н.Н., «Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы, -

М., «Просвещение», 2009 .

2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия». 8 кл. – М., «Просвещение», 2008.

3. Гара Н. Н. «Химия». Уроки в 8 кл. (пособие для учителя) – М., «Просвещение»,

2008.

4. Радецкий А. М. «Дидактический материал. Химия». 8 - 9. – М., «Просвещение»,

2014 .

Структура урока


I. Изучение нового материала.

1 слайд. Приветствую ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!»

В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснет солнце, не станет воды... Вещество, без которого жизнь невозможна, «сидит» в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда «мигрирует» наружу. Этот газ — начало всех начал.


Определите, о каком веществе мы поговорим сегодня:


Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. (Водород)


2 слайд. Тема нашего урока – «Водород».

- Что вы знаете на данный момент о водороде?

- А что хотели бы ещё узнать? (Если учащиеся затрудняются ответить, прочитываю стих.)

Первый я на белом свете:

Во вселенной, на планете.

Превращаюсь в лёгкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

Гость из космоса пришёл.

В воде приют себе нашёл!

3 слайд. План урока (Записываю на доске).

1. История открытия.

2. Водород – химический элемент.

3. Водород в природе.

4. Водород – простое вещество.

5. Получение и собирание водорода.

6. Химические свойства.

7. Применение.


4 слайд.

- Какие средства мы будем использовать? (Отвечают: учебник, компьютер, лабораторное оборудование и реактивы).


- Что необходимо сделать? (Отвечают: почитать учебник, посмотреть презентацию, посмотреть демонстрационный опыт).


5 слайд. - К какому результату придем? (Отвечают: мы узнаем, где можно встретить водород в природе, кто открыл его, как можно получить и собрать, а также физические свойства водорода).


6 слайд. Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указанием станций.

7-8 слайд. 1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника об открытии водорода.


- Что мы узнали в этой части урока? (Обобщают: в 1766 г. английский ученый Генри Кавендиш получил водород действием металлов на кислоты. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались капельки воды. Француз А. Лавуазье в 1787 году дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду»).


8 слайд. 2. Станция «Менделеевская».

Предлагаю по группам приготовить ответы на вопросы.

(Задание делается на время - 2 мин.).

Задание для первой группы: охарактеризовать положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер.

Задание для второй группы: вычислите относительную атомную массу, относительную молекулярную массу, молярную массу, определить металлом или неметаллом является, валентность.


По одному учащемуся от группы выходят к доске и ответы на вопросы записываются на доске, все остальные пишут в тетрадях. (Приложение № 3.)


Приложение № 3.

Химический знак – Н

Химическая формула – Н2

I А (VII А) – группа

1 период

Атомный номер - 1

В соединениях одновалентен

Ar (H) = 1

Mr (Н2) = 2

M (Н2) = 2 г/моль.


Приложение № 2.

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по-французски («аш») Дж. Дальтон рассматривал водород, как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.


- Что мы узнали в этой части урока? (Обобщают: мы дали характеристику элементу водороду по его положению в периодической таблице Д. И. Менделеева).


9 слайд.

10 слайд.

11 слайд.

12 слайд.

13 слайд.

Приложение № 4.

Рассказ учащегося: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры (9 место среди всех элементов). Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет – 17 %, это второе место после кислорода (52 %). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место, на его долю приходится

92 % всех атомов.

Приложение № 5. Алгоритм опыта (на слайде):

• собрать прибор (рис. 43, стр. 73), проверить на герметичность;

• поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка;

• прилить немного соляной кислоты;

• закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой;

• собирать водород, держа пробирку, отверстием вниз;

• проверить на чистоту водород, если чистый водород, то он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах»;

• после прекращения реакции перенести несколько капель раствора на стеклянную пластинку и выпарьте его.


Приложение № 6.

1) Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

2) В реакциях, как правило, окислитель.

3) В промышленности получают из воздуха.

4) Легче воздуха.

5) Получают при разложении воды.

6) Самый распространенный элемент космоса.

7) Входит в состав воздуха.

8) Собирают методом вытеснения воды и воздуха.

9) Самый распространенный элемент на Земле.

10) В лаборатории получают в аппарате Киппа.

Ответ: I вариант: О2 – 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9;

II вариант: Н2 – 1, 4, 5, 6, 8, 10.


Домашнее задание: § 25, 26, с. 76 № 1 – 5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Водород - урок.

Автор: Гутарева Наталья Петровна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. "
    ["seo_title"] => string(73) "vodorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo-izotopy-vodoroda"
    ["file_id"] => string(6) "231733"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442601432"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по теме «Водород»  8 класс  Презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-vodorod-8-klass-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "210360"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431428915"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока на тему "Водород" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vodorod"
    ["file_id"] => string(6) "231700"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442595621"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок по теме «Водород»  8 класс "
    ["seo_title"] => string(30) "urok-po-tiemie-vodorod-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210357"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431428778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Физические и химические свойства водорода. Применение" "
    ["seo_title"] => string(62) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-vodoroda-primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "134516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416756907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства