Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. изучить физические свойства и способы получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи,(метапредметный результат);
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер, учебник ХИМИЯ 8 класс, рабочие тетради, материалы для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, вода дистиллированная).
Этап1. Организационный.
Этап 2 Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.)
Урок сегодня начнем не совсем традиционно.
Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами.Но сначала мы подберем шифр к сейфу «оксиды»Мы подобрали шифр, но есть одно,но и о нем узнаем в конце урока-----
Что общего у веществ,формулы которых перед вами остались?( а том водорода в молекуле)Тема нашего урока?
Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
- Значит тема нашего урока - Водород.
Что вы уже знаете о водороде? А что хотели бы узнать? Мы расширим свои знания о физических свойствах, о положении в ПС, о способах получения в лаборатории, применении.
Этап3. Этап изучения нового материала (20 мин.)
Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций.
1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Водород» 8 класс »
Урок по теме «Водород»
8 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. изучить физические свойства и способы получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи,(метапредметный результат);
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер, учебник ХИМИЯ 8 класс , рабочие тетради, материалы для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, вода дистиллированная).
Этап1. Организационный.
Этап 2 Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.)
Урок сегодня начнем не совсем традиционно.
Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами.Но сначала мы подберем шифр к сейфу «оксиды»Мы подобрали шифр , но есть одно ,но и о нем узнаем в конце урока----------------------------
Что общего у веществ ,формулы которых перед вами остались?( а том водорода в молекуле)Тема нашего урока?
Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
- Значит тема нашего урока - Водород.
Что вы уже знаете о водороде? А что хотели бы узнать? Мы расширим свои знания о физических свойствах , о положении в ПС, о способах получения в лаборатории, применении.
Этап3. Этап изучения нового материала (20 мин.)
Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций.
1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.
Открытие водорода:
В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз .Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род
В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш») Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
2. Станция «Менделеевская»
Предлагаю по вариантам приготовить ответы на вопросы. Задание делается на время.
Задание для первого варианта: указать положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.
Задание для второго варианта: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.
обратимся к периодической системе, где водород как химический элемент нашёл себе приют . плану на слайде характеристика химического элемента водорода.
Разберём водород – как простое вещество.
Свойства
затем, самоконтроль по карточкам.
Внимательно выслушайте предложения и определите, в каком из них речь идёт о химическом элементе, а в каком о простом веществе.
1. Водород входит в состав воды и нефти. 2. Водородом наполняют воздушные шары. 3 . Водород – самый лёгкий из всех газов. 4. Водород в земной коре в % по массе занимает 9-е место.5.водород входит в состав всех кислот.
Учащиеся работают устно, отвечают на вопрос и делают выводы, чем отличается простое вещество и химический элемент.
3. Станция «Природная» На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
В гости с космоса пришел,
В воде приют себе нашел. (водород) (Объясните смысл стихотворения, изучив материал учебника нахождение водорода в природе стр. 71)
Учащиеся работают с материалом учебника и рассказывают о нахождении водорода в природе. Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд состоит из водорода. В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства это элемент существует в виде отдельных атомов. Водород входит в состав основного компонента Земли – вода. Хоть доля водорода в земной коре около 1% от массы, однако, его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых 17%. Многие органические вещества представляют собой соединения С,О, Н,: нефть, природный газ, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины. В теле человека 10% атомов водорода.
ученика: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.
4. Мы приближаемся к следующей станции «Получение водорода», на которой вам будет необходимо побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.
Показ учителем демонстрационного опыта: «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой»
Составление уравнения реакции.
Алгоритм опыта: (на слайде презентации)
• Подготовить пробку с газоотводной трубкой.
• Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.
• Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.
• Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.
• Проверить на частоту водорода.
Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.
Составляем уравнение реакции:
1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Обсуждение эксперимента по вопросам:
1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном?
2. Во сколько раз водород легче воздуха?
3. Можно ли таким образом собирать кислород?
Одна ученица выступает в качестве помощника учителя. Все записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях
Вывод формулирует ученица по вопросам.
1. Газ б/ц, б/з, б/в.
2. Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.
3. Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.
4. Tкип = - 253 С
5. Малорастворим в воде. (вывод есть на слайде)
Этап 5. Первичное закрепление (5 мин.)
Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус. Учитель зачитывает утверждения.
Водород – самый распространённый элемент во Вселенной.
Водород – самый распространённый газ на Земле.
Основным соединением водорода на нашей планете является вода.
Большое количество атомов водорода входит в состав веществ, образующих живые организмы.
Валентность водорода равна 2.
Формула простого вещества водорода равна Н2.
Газ водород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.
Газообразный водород хорошо растворим в воде.
Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.
Чтобы собрать водород, пробирку надо держать отверстием вверх.
Водород можно собрать методом вытеснения воды.
Соединения водорода с металлами называются гидридами.
Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – неудовлетворительно.
Этап 7. Домашнее задание (1 мин.)
Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме:
• Название темы – одно существительное
• Описание темы - два прилагательных
• Отношение к теме – четыре слова
• Суть темы – одно слово
Водород
Бесцветный, легкий.
В смеси с кислородом взрывоопасен.
Осторожно!!!
Этап 8. Подведение итогов.(1 мин.)
Оценивает работу учеников (18-20б-«5»,14-17 «4»,10-13 «3»
Этап 9. Рефлексия (1 мин.)
Можно открыть сейф если в классе за урок не менее 4 «4»