kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода: известная и неизвестная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний и актуализации ранее изученного материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель

Зубарева Любовь Адамовна

Класс

8 б класс

Предмет

Химия

Тема урока

«Вода: известная и неизвестная»

Форма работы учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Тип урока и его структура

1.Комбинированный (урок получения новых знаний и актуализации ранее изученного материала) 2. Структура урока:

  1. Эмоциональное погружение в тему (2 мин)

  2. Актуализация знаний (8 мин)

  3. Изучение нового темы (20 мин)

  4. Закрепление изученного материала (10 мин)

  5. Подведение итогов ( 3 мин)

  6. Домашнее задание (1 мин)

7. Рефлексия (1 мин)


Цели и задачи урока

Цель: Показать, что вода – уникальное природное соединение.

Задачи:

  • Образовательные:

Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

  • Развивающие:

Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

  • Воспитательные:

Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.


Каково место данного урока в теме?

Урок «Вода: известная и неизвестная» является 1 уроком в теме «Растворы. Вода»

Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Ход урока опирается на уже полученные детьми знания о воде на уроках географии, биологии и физики. В дальнейшем, при изучении темы «Вода. Растворы» учащиеся будут углублять свои знания об этом веществе, изучая химические свойства, способы получения.

Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Количество детей в классе – 19 (на уроке присутствовало 17; отсутствовали -2 человека по уважительной причине)

Уровень успеваемости детей – средний.

Дети в основной своей массе активные, но творческий подход к изучаемому материалу проявляют 6 обучающихся которые и подготовили индивидуальные сообщения. Учащиеся, имеющие достаточный уровень РУВ, но хорошо владеющие компьютерной грамотностью, подбирали материал и оформляли стенд к уроку «Вода – сама жизнь».

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

На проведённом уроке использовались различные методические приёмы:

1. словесные (чтение стиха, прослушивание музыки, эвристическая беседа, ответы на вопросы, индивидуальные сообщения);

2. наглядные (слайды презентации, необходимые для подготовки собственного высказывания физическая карта мира, опорный конспект);

3. практические (выполнение лабораторного опыта);

4. метод стимулирования интереса (познавательные игры);

5. методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех школьников с учетом их способностей. С целью здоровьесбережения чередовались различные формы работы: устные задания - с письменными, коллективные – с самостоятельными, физкультминутка.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?

Время на уроке было распределено эффективно, работа велась в посильном темпе для учащихся, каждый был активно задействован в учебной деятельности. Нагрузка в течение урока также соответствовала индивидуальным особенностям и подготовленности учащихся.

Учитель выстраивает тему урока в воспитывающем ключе. Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые детям для успешной социализации в обществе.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Дети проявляли свой учебный потенциал. Могли самостоятельно оценить свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

На занятии применялась информационно-коммуникационная технология. Активно использовались возможности презентации, что позволило обеспечить наглядность на уроке, достигнуть поставленных целей, заинтересовать учащихся. Компьютерная презентация была выполнена наглядно, грамотно, что позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, и создала эффективные образы в виде иллюстраций. Данная презентация позволила воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На протяжении всего урока проводилась актуализация знаний. При изучении нового материала (заполнение таблицы с опорой на ОК «Вода») проверка осуществлялась методом самоконтроля. Этап закрепления(познавательные игры)- самоконтроль, взаимоконтроль.

В конце урока проведена рефлексия. Дети комментируют свою деятельность и выявляют ошибки.

Контроль и коррекция знаний ненавязчиво осуществляется на всех этапах урока в зависимости от ситуации.

Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

Во время урока сложилась комфортная атмосфера, доверительные, дружелюбные отношения с классом. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь, критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся.

Проведение физкультминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

Как вы оцениваете результаты урока?

В целом урок прошёл успешно. Все ребята за урок получили положительные оценки.

Удалось:

  • решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия;

  • обучающиеся успешно справились со всеми заданиями.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


3


Просмотр содержимого документа
«Урок Вода»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Агириш

Советского района ХМАО-Югры Тюменской области













Конспект урока по химии

в 8 классе



тема «Вода: известная и неизвестная»











Автор: учитель биологии и химии первой квалификационной категории

Зубарева Любовь Адамовна















п. Агириш, 2013г.

«Все хорошо в природе,

но вода - красота всей природы! » С.Т. Аксаков

Тема: Вода: известная и неизвестная



Тип урока: урок получения новых знаний и актуализации ранее изученного материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами игровой деятельности.

Место урока в программе: урок №1 в теме « Растворы. Вода ».

Цель урока: Показать, что вода – уникальное природное соединение (слайд №2).

Задачи урока:

  • Образовательные:

Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

  • Развивающие:

Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

  • Воспитательные:

Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.

Формы и методы: (слайд №2)

1. Словесный (эвристическая беседа)

2. Наглядный (ОК, схемы, рисунки, физическая карта мира, мультимедийная презентация)

3. Практический (лабораторные опыты)

4. Метод стимулирования интереса (познавательные игры)

5. Методы контроля (самоконтроль и взаимоконтроль)

Необходимое оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  2. На столах учащихся: штатив с пробирками; растворы: сульфата меди (II), перманганата калия, дихромата калия и вода

Карточки – задания: ОК «Вода», схема «Круговорот воды в природе», «Содержание воды в организме человека»

Межпредметные связи: химия, биология, физика, география, экология, литература, краеведение.

Подготовительная работа: оформление стенда «Вода – сама жизнь», подбор стихов, песен, загадок о воде.

Структура урока:

  1. Эмоциональное погружение в тему (2 мин)

  2. Актуализация знаний (на протяжении всего урока)

  3. Изучение нового темы (20 мин)

  4. Закрепление изученного материала (10 мин)

  5. Подведение итогов (3 мин)

  6. Домашнее задание (1 мин)

7. Рефлексия (1 мин)

Ход урока:

1. Эмоциональное погружение в тему: (слайд №3)

Звучит музыка, фотографии с видом воды, чтение стихотворения:

Учитель: В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А, в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это только вода.

В природе все взаимосвязано. Однако отдельные явления и вещества более существенны при равновесии живой и неживой природы, а другие менее важны.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Вода!!! (слайд №4) Попробуем сформулировать тему и цели нашего урока (слайд №4).

Сегодня мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, узнав

План урока (слайд №4)

  1. Нахождение воды в природе

  2. Значение воды в жизнедеятельности растений, животных и человека

  3. Физические свойства воды

  4. Круговорот воды в природе

  5. Охрана водных ресурсов


Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле. Почему нашу планету называют голубой? (ответы учащихся)

Сообщение №1. «Распространение воды в природе»

(сообщение учащегося, используется слайд №5)

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете; ¾ территории земного шара – воды океанов, морей, озер, ледников и болот. Основное количество воды содержится в океанах – до 95,7 %, в виде льда – до 2,14%, вода рек и озер составляет – 2,14% и атмосферная вода составляет-0,0005%. В связанном состоянии вода находится в литосфере: она входит в состав минералов и горных пород. Важным регулятором воды на суше являются ледники. Ледники – главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. км3 пресной воды. Крупным резервуаром пресной воды - почками Земли – являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1,4 млрд. км3. По территории нашего округа протекают такие крупные реки как Обь, Иртыш, Тобол и около 25 тысяч мелких рек.

Данные диаграммы учащиеся записывают в тетради.

Учитель: Но, оказывается, вода есть и в космосе (сообщение учащегося, используется слайд №5)

Сообщение № 2. « Вода в космосе»

Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. В хронике Венгрии за 1802 год указано падение ледяных глыб массой 0,5 т и в Голландии массой 6 кг.

При помощи телескопа РАТАН – 600 было обнаружено излучение с длиной волны 1,35 см. Такое излучение дают молекулы воды. Космические путешественники – кометы, приближаясь к Солнцу из глубин космоса, украшаются длинным шлейфом. Этот хвост состоит их газов, одним из которых является водяной пар. Исследование Венеры в шестидесятых годах космическими аппаратами показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.

8 декабря 1900 года в телеграмме В. Пикеринг сообщил о яркой вспышке, наблюдаемой на Марсе в течение 70 минут. В атмосфере Марса обнаружен водяной шар в виде льда. Яркие вспышки объясняются отражением солнечных лучей от ледяных поверхностей. А есть ли водоемы на Марсе? Телекамеры не передали ничего похожего на площади, покрытые водой. Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны. О воде на Сатурне можно судить только по наличию снежных колец.

Учитель: Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле (сообщение учащегося, используется слайд №5)

Сообщение 3. «Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек. Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль - всего лишь 0,2%. Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь, хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом. У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

Данные диаграммы учащиеся записывают в тетради.

Физические свойства воды.

Учитель: Говорят, что вода – «оборотень». Почему ее так называют? (ответы учащихся)

Учитель: Используя опорный конспект «Вода», определите качественный и количественный состав данного вещества и заполните таблицу (работа учащихся в индивидуальном листе) слайд №6

Признаки сравнения

Характеристика

  1. Агрегатное состояние

а) жидкость (вода), б) газообразное (пар) в) твердое (лед, снег)

  1. Цвет

Без цвета

  1. Вкус

Без вкуса

  1. Запах

Без запаха

  1. Температура кипения

+100°С

  1. Температура замерзания

0°С

  1. Плотность воды при t+4°С

1 г/см3


Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность заполнения таблицы (взаимоконтроль слайд №7)

Вода является универсальным растворителем

Давайте попробуем опытным путем убедиться, какие вещества растворяются в воде.

Опыт №1. Растворение в воде кристаллов перманганата калия (образуется фиолетовый раствор), дихромата калия (оранжевый раствор) и медного купороса (голубой раствор).

(видеосюжет о растворимости твердых веществ; слайд №8)

Вывод: в воде растворяются некоторые твердые вещества.


Опыт №2. Растворение в воде серной кислоты (демонстрационный опыт) (слайд №9)

Вывод: в воде растворяются жидкие вещества


Опыт №3. Демонстрация получения газированной воды с помощью сифона.

Вывод: в воде растворяются газообразные вещества.

Следовательно, любая природная вода это раствор.

Физкультминутка (слайд №10)

Учитель: Почему лед не тонет в воде, а плавает на поверхности? Попробуем разобраться в этом вопросе (сообщение учащегося, используется слайд №11)


Сообщение № 4. «Аномалии воды»

В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее, корабль окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.

Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.

Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба - атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.

Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С. Лосева, у абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.

Данные слайда №11 «Аномалии воды» учащиеся записывают в тетради

Учитель: Почему вода на планете не исчезает? (предполагаемые ответы учащихся) Круговорот воды в природе (слайд №12)

(Схему на слайде комментирует ученик)

Дополнение учителя: Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод бытовыми отходами (слайд №13). Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты (слайд №13). Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит и на нас с вами.

Учитель: Для чего же нужна вода человеку?

Предполагаемые ответы учащихся

(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности) (слайд№ 14)

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ВОДЕ: Около 2,5-5 л. воды необходимо человеку в сутки.

Городской житель в среднем расходует 150 л воды, а сельский - около 55 л воды.

Москвич расходует – до 350 л /сутки,

Австралиец – 317 л/сутки,

Англичанин – 160 л/сутки.

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ:

В Древнем Риме 1 человек обходился 5 л воды в сутки,

москвичу в 20 веке хватало около 30 л воды в сутки.

ЕСТЬ СТРАНЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СЕГОДНЯ ДО 800 л/сутки НА ЧЕЛОВЕКА!

Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.

Всегда ли у вас вода из крана течет с пользой?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
(слайд№ 14)
из плохо закрытого крана течёт тонкая струйка. Если подставить под неё 200 г стакан, то он наполнится самое большое за минуту.
Значит, за 1 час вытечет из крана 12 л воды,
за сутки – почти 300 л питьевой воды пропадёт зря!

Сообщение 5. «Берегите воду!» (сообщение учащегося)

В конце ΧΙΧ века горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека. «Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона. Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л. Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.

Закрепление

Учитель: А теперь для закрепления знаний проведем дидактические игры. Учащиеся выполняют данный вид работы в индивидуальных листах.


Первая игра «Вставь пропущенное слово» (фронтальная работа)

1. Природная вода – это _(раствор)___

2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде __(снега) _ или__( льда)__

3. Вода состоит из двух атомов _(водорода)_ и одного атома (кислорода)__

4. Ледники являются резервуаром (пресной воды)

5. Вода является __(средой обитания)___ рыб.

6. Без воды человек может прожить __(три дня)__

7. Водяные пары – это __(газообразное состояние) воды.

8. Вода образует __(гидросферу)__ нашей планеты.

Правильность выполнения задания осуществляется методом самоконтроля (слайд №15)



Вторая игра «Удивительная цифра» (для 1-го варианта). На парте у вас индивидуальный лист -задание. В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком. (Приложение 1)

Карточка-задание:

1. Формула воды – Н2О.

2. Мr (Н2О) = 18 а.е.м.

3. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.

4. Вода имеет вкус и запах.

5. Вода – хороший растворитель.

6. В воде растворяется железный гвоздь.

7. Вода не имеет вкуса и запаха.

8. Вода – летучая жидкость.

9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

10. процесс растворения – это физическое явление.

11. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.

12. Вода при температуре +4°С 1г/см3.


Третья игра «Крестики-нолики»

На парте у вас индивидуальный лист - задание. В игровом поле необходимо отметить «крестиком» вещества, хорошо растворимые в воде, а «ноликом» – малорастворимые или нерастворимые вещества. (Приложение 1) .

А теперь поменяйтесь карточками с соседом и проверьте правильность выполнения задания, используя критерии оценивания работы (слайд №16) (взаимоконтроль).


Итог урока. В завершение нашего урока давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Почему вода - самое главное вещество в окружающем мире? (слайд №17). Выскажите свою точку зрения. (Ответы учащихся). Заполненные индивидуальные листы сдайте на проверку учителю.

Домашнее задание. §28 изучить, ОК («Вода»). Творческое задание: составить кроссворд по теме «Вода» не менее, чем из 10 слов или составить рассказ «Путешествие капельки воды».

Рефлексия. Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок (слайд №17).

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

С каким настроением вы уходите с урока?



Литература:


  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8.-М.: Просвещение, 2008.

  2. Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П.Суровцева. Химия 8.-М.: Дрофа, 2003.

  3. Приложение к газете 1 сентября «Химия» №4 - 2003, №8- 2007, №1- 2008.

  4. Фото и видео с сайтов сети интернет (слайд №29).






































Приложение№1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ЛИСТ Фамилия Имя уч-ся _________________

Задание 1. Используя опорный конспект «Вода», определите качественный и количественный состав данного вещества и заполните таблицу.


Признаки сравнения

Характеристика

  1. Агрегатное состояние



  1. Цвет


  1. Вкус


  1. Запах


  1. Температура кипения


  1. Температура замерзания


  1. Плотность воды при t+4°С



Задание 2. Проведите опыт №1. Растворите в воде кристаллы перманганата калия (образуется раствор __________________ ), дихромата калия (образуется раствор _____________________) и медного купороса (образуется раствор ___________________).

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Первая игра «Вставь пропущенное слово».

1. Природная вода – это_______________.

2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде ________ или__________ .

3. Вода состоит из двух атомов ________________ и одного атома ______________.

4. Ледники являются резервуаром _________________________

5. Вода является ______________________рыб.

6. Без воды человек может прожить __________________________воды.

8. Вода образует ____________________ нашей планеты.


Вторая игра «Удивительная цифра» (для 1-го варианта). В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Формула воды – Н2О.

2. Мr (Н2О) = 18 а.е.м.

3. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.

4. Вода имеет вкус и запах.

5. Вода – хороший растворитель.

6. В воде растворяется железный гвоздь.

7. Вода не имеет вкуса и запаха.

8. Вода – летучая жидкость.

9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

10. процесс растворения – это физическое явление.

11. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.

12. Вода при температуре +4°С 1г/см3.


Третья игра «Крестики-нолики». В игровом поле необходимо отметить «крестиком» вещества, хорошо растворимые в воде, а «ноликом» – малорастворимые или нерастворимые вещества

кислород

стекло

соляная кислота

азот

медный купорос

песок

сахар

серебро

гипс

Критерии оценивания работы:

  • нет ошибок –«5»,

  • 1-2 ошибки –«4»

  • до 5 ошибок – «3»

  • более 5 ошибок – «2»

Просмотр содержимого презентации
«Вода урок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Агириш Советского района ХМАО-Югры Тюменской области Урок химии в 8 классе «Вода: известная и неизвестная» Учитель биологии и химии МБОУ СОШ п.Агириш: Зубарева Любовь Адамовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Агириш

Советского района ХМАО-Югры Тюменской области

Урок химии в 8 классе

«Вода:

известная и неизвестная»

Учитель биологии и химии МБОУ СОШ п.Агириш: Зубарева Любовь Адамовна

«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы»

С. Т. Аксаков

Тип урока: урок получения новых знаний и актуализации ранее изученного материала

Форма урока : комбинированный урок с элементами игровой деятельности

Методы: словесный, наглядный, практический (лабораторный опыт) , частично-поисковый (самостоятельная работа с ОК), метод стимулирования интереса (познавательные игры), методы контроля (самоконтроль и взаимоконтроль)

Формы работы : индивидуальная, парная,

Средства :

Предметные: презентация «Вода: известная и неизвестная», анимированная схема «Круговорот воды в природе»

Практические: заполнение таблицы, выполнение самостоятельной работы, лабораторный опыт.

Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Эмоциональные: интерес

Оборудование : ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point,

Цель урока:

Показать, что вода – уникальное природное соединение.

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

Развивающие :

Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитательные :

Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу

В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А, в сущности – только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда. Струя водопада и брызги фонтана И все это только вода.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А, в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это только вода.

План урока Нахождение воды в природе Значение воды в жизнедеятельности растений, животных и человека Физические свойства воды Круговорот воды в природе Охрана водных ресурсов ? Какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Тема урока: Вода: известная и неизвестная Определение собственных целей урока: «Я пришел(ла) на урок, для того чтобы…» «Мне интересна тема данного урока, так как…» «Я уверен(на), что мне нужна данная тема…» Цели урока:

План урока

  • Нахождение воды в природе
  • Значение воды в жизнедеятельности растений, животных и человека
  • Физические свойства воды
  • Круговорот воды в природе
  • Охрана водных ресурсов

?

Какое вещество самое главное для нас в окружающем мире?

Тема урока:

Вода: известная и неизвестная

Определение собственных целей урока:

  • «Я пришел(ла) на урок, для того чтобы…»
  • «Мне интересна тема данного урока, так как…»
  • «Я уверен(на), что мне нужна данная тема…»

Цели урока:

  • изучить физические свойства воды и значение воды для живых организмов,
  • выявить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды
медузы – на 90%; растения – на 75%-93%; рыбы – на 70% животные – более чем на 60%; вода составляет 2/3 массы человека, а серое вещество человеческого мозга содержит 84% воды; вода входит в состав многих минералов и горных пород, даже сухие семена содержат 10-12% воды. Вода связывает между собой все оболочки Земли, благодаря Мировому круговороту воды.
  • медузы – на 90%;
  • растения – на 75%-93%;
  • рыбы – на 70%
  • животные – более чем на 60%;
  • вода составляет 2/3 массы человека, а серое вещество человеческого мозга содержит 84% воды;
  • вода входит в состав многих минералов и горных пород, даже сухие семена содержат 10-12% воды.
  • Вода связывает между собой все оболочки Земли, благодаря Мировому круговороту воды.

Все организмы на Земле более чем на 60% состоят из воды:

Содержание воды

в организме человека

Используя опорный конспект «Вода», определите качественный и количественный состав данного вещества и заполните таблицу.

Признаки сравнения Характеристика Агрегатное состояние а) жидкость (вода), б) газообразное (пар) в) твердое (лед, снег) Цвет Без цвета Вкус Без вкуса Запах Без запаха Температура кипения +100°С Температура замерзания 0°С Плотность воды при t+4°С 1 г/см 3

Признаки сравнения

Характеристика

  • Агрегатное состояние

а) жидкость (вода), б) газообразное (пар) в) твердое (лед, снег)

  • Цвет

Без цвета

  • Вкус

Без вкуса

  • Запах

Без запаха

  • Температура кипения

+100°С

  • Температура замерзания

0°С

  • Плотность воды при t+4°С

1 г/см 3

Вода является универсальным растворителем . Давайте попробуем опытным путем убедиться, какие вещества растворяются в воде. Опыт №1.  Растворите в воде кристаллы перманганата калия, дихромата калия и медного купороса . Что изменилось? Какой вывод можно сделать? Опыт №2.  Растворим в воде серную кислоту (демонстрационный опыт). Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Опыт №3 . Демонстрация получения газированной воды с помощью сифона. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Вода является универсальным растворителем .

Давайте попробуем опытным путем убедиться, какие вещества растворяются в воде.

Опыт №1. Растворите в воде кристаллы перманганата калия, дихромата

калия и медного купороса . Что изменилось? Какой вывод можно сделать?

Опыт №2. Растворим в воде серную кислоту (демонстрационный опыт).

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Опыт №3 . Демонстрация получения газированной воды с помощью сифона.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Сначала вода,  Потом кислота.  Иначе будет большая беда!

Сначала вода, Потом кислота. Иначе будет большая беда!

Аномальные свойства воды:  температура кипения воды  максимальная плотность при 4  º С   обладает свойствами твердых тел  высокое поверхностное натяжение  понижение температуры замерзания при  температура кипения воды  максимальная плотность при 4  º С   обладает свойствами твердых тел  высокое поверхностное натяжение  понижение температуры замерзания при  повышении давления и др .

Аномальные свойства воды:

  • температура кипения воды максимальная плотность при 4 º С обладает свойствами твердых тел высокое поверхностное натяжение понижение температуры замерзания при
  • температура кипения воды
  • максимальная плотность при 4 º С
  • обладает свойствами твердых тел
  • высокое поверхностное натяжение
  • понижение температуры замерзания при

повышении давления и др .

Осадки – снег Ветер     Конденсация пара  Ледники            Осадки – дождь                                                                          Реки  Грунтовые воды Родник Суша   Испарение  Подземные воды Океан    Круговорот воды в природе – всемирный процесс

Осадки –

снег

Ветер

Конденсация пара

Ледники

Осадки –

дождь

Реки

Грунтовые воды

Родник

Суша

Испарение

Подземные воды

Океан

Круговорот воды в природе – всемирный процесс

Бытовой мусор Ежегодно в океан попадает от 2-х до 10 млн. тонн нефти ( 1 тонна нефти загрязняет 12 км поверхности воды; 1 млн тонн нефти лишают кислорода 40 тысяч литров воды!)

Бытовой мусор

Ежегодно в океан попадает от 2-х до 10 млн. тонн нефти

( 1 тонна нефти загрязняет 12 км поверхности воды;

1 млн тонн нефти лишают кислорода 40 тысяч литров воды!)

ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ: Около 2,5-5 л. воды необходимо человеку в сутки.  Городской житель в среднем расходует 150 л воды, а сельский- около 55 л воды. Москвич расходует – до 350 л /сутки, Австралиец – 317 л/сутки, Англичанин – 160 л/сутки.  ДАВАЙТЕ СРАВНИМ: В Древнем Риме 1 человек обходился 5 л воды в сутки, москвичу в 20 веке хватало около 30 л воды в сутки.  ЕСТЬ СТРАНЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СЕГОДНЯ ДО 800 л/сутки НА ЧЕЛОВЕКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ!  Шофер вылил у берега «отработку» – 2 л нефтяных продуктов – испорчено 80 тыс л чистой воды! Впору ставить у каждого водоёма табличку : «Вылил 1 л нефтепродуктов в воду – не будешь пить чай 40 тысяч дней!» Если выпивать в день 1 л чая, то запрет продлится более 190 лет! ВСЕГДА ЛИ У НАС ВОДА ТЕЧЁТ ИЗ КРАНА С ПОЛЬЗОЙ?   ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:  из плохо закрытого крана течёт тонкая струйка. Если подставить под неё 200 г стакан, то он наполнится самое большое за минуту.  Значит, за 1 час вытечет из крана 12 л воды,  за сутки – почти 300 л питьевой воды пропадёт зря !

ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ:

Около 2,5-5 л. воды необходимо человеку в сутки.

Городской житель в среднем расходует 150 л воды, а сельский- около 55 л воды.

Москвич расходует – до 350 л /сутки,

Австралиец – 317 л/сутки,

Англичанин – 160 л/сутки.

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ:

В Древнем Риме 1 человек обходился 5 л воды в сутки,

москвичу в 20 веке хватало около 30 л воды в сутки.

ЕСТЬ СТРАНЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СЕГОДНЯ ДО 800 л/сутки НА ЧЕЛОВЕКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ!

Шофер вылил у берега «отработку» – 2 л нефтяных продуктов – испорчено 80 тыс л чистой воды!

Впору ставить у каждого водоёма табличку :

«Вылил 1 л нефтепродуктов в воду – не будешь пить чай 40 тысяч дней!»

Если выпивать в день 1 л чая, то запрет продлится более 190 лет!

ВСЕГДА ЛИ У НАС ВОДА ТЕЧЁТ ИЗ КРАНА С ПОЛЬЗОЙ? ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: из плохо закрытого крана течёт тонкая струйка. Если подставить под неё 200 г стакан, то он наполнится самое большое за минуту. Значит, за 1 час вытечет из крана 12 л воды, за сутки – почти 300 л питьевой воды пропадёт зря !

Первая игра  «Вставь пропущенное слово»  1. Природная вода – это _______________ .  2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде _______ _ или __________ .  3. Вода состоит из двух атомов ________________ и одного атома ______________ .  4. Ледники являются резервуаром _________________________  5. Вода является ______________________ рыб.  6. Без воды человек может прожить______ дня.  7. Водяные пары - это _______________________ воды.  8. Вода образует ____________________ нашей планеты. раствор льда снега водорода кислорода пресной воды средой обитания три газообразное состояние гидросферу

Первая игра «Вставь пропущенное слово»

1. Природная вода – это _______________ .

2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде _______ _ или __________ .

3. Вода состоит из двух атомов ________________ и одного атома ______________ .

4. Ледники являются резервуаром _________________________

5. Вода является ______________________ рыб.

6. Без воды человек может прожить______ дня.

7. Водяные пары - это _______________________ воды.

8. Вода образует ____________________ нашей планеты.

раствор

льда

снега

водорода

кислорода

пресной воды

средой обитания

три

газообразное состояние

гидросферу

Проверяй: 1 2 5 3 6 9 4 10 7 11 8 12 Игра 2 х о Игра 3 о Кислород Стекло Азот   Соляная кислота Медный купорос Серебро Сахар Песок Гипс  х Критерии оценивания работы: нет ошибок –«5», 1-2 ошибки –«4» до 5 ошибок – «3» более 5 ошибок – «2» о о х о о

Проверяй:

1

2

5

3

6

9

4

10

7

11

8

12

Игра 2

х

о

Игра 3

о

Кислород

Стекло

Азот

Соляная кислота

Медный купорос

Серебро

Сахар

Песок

Гипс

х

Критерии оценивания

работы:

  • нет ошибок –«5»,
  • 1-2 ошибки –«4»
  • до 5 ошибок – «3»
  • более 5 ошибок – «2»

о

о

х

о

о

Рефлексия.  Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок.  О чем мы говорили сегодня на уроке?  Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?  С каким настроением вы уходите с урока?   Итог урока: Какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Домашнее задание:  изучить § 28, опорный конспект «Вода». Творческое задание: составить кроссворд по теме «Вода» (не менее 10 слов) или составить рассказ «Путешествие капельки воды»

Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок.

Пора заканчивать урок.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал

себя не совсем уверенно?

С каким настроением вы уходите с урока?

 

Итог урока:

Какое вещество самое главное для нас в окружающем мире?

Домашнее задание:

изучить § 28, опорный конспект «Вода».

Творческое задание:

составить кроссворд по теме «Вода»

(не менее 10 слов) или

составить рассказ «Путешествие капельки воды»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Вода: известная и неизвестная

Автор: Зубарева Любовь Адамовна

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 451160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Интегрированный урок " Вода известная и неизвестная" "
    ["seo_title"] => string(56) "intieghrirovannyi-urok-voda-izviestnaia-i-nieizviestnaia"
    ["file_id"] => string(6) "116131"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412266395"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока  на тему: «Вода и её свойства» "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-i-ieio-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "104242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402678811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Интегрированный урок физики и химии "Вода известная и неизвестная""
    ["seo_title"] => string(72) "intieghrirovannyi-urok-fiziki-i-khimii-voda-izviestnaia-i-nieizviestnaia"
    ["file_id"] => string(6) "311978"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459270343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "«Загадки простой воды.» Кожа воды. «По морям, по волнам». "
    ["seo_title"] => string(52) "zaghadki-prostoi-vody-kozha-vody-po-moriam-po-volnam"
    ["file_id"] => string(6) "182859"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425628988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Вода известная и неизвестная"
    ["seo_title"] => string(35) "voda_izviestnaia_i_nieizviestnaia_1"
    ["file_id"] => string(6) "468479"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525508767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства