Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Агириш
Советского района ХМАО-Югры Тюменской области
Конспект урока по химии
в 8 классе
тема «Вода: известная и неизвестная»
Автор: учитель биологии и химии первой квалификационной категории
Зубарева Любовь Адамовна
п. Агириш, 2013г.
«Все хорошо в природе,
но вода - красота всей природы! » С.Т. Аксаков
Тема: Вода: известная и неизвестная
Тип урока: урок получения новых знаний и актуализации ранее изученного материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами игровой деятельности.
Место урока в программе: урок №1 в теме « Растворы. Вода ».
Цель урока: Показать, что вода – уникальное природное соединение (слайд №2).
Задачи урока:
Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.
Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.
Формы и методы: (слайд №2)
1. Словесный (эвристическая беседа)
2. Наглядный (ОК, схемы, рисунки, физическая карта мира, мультимедийная презентация)
3. Практический (лабораторные опыты)
4. Метод стимулирования интереса (познавательные игры)
5. Методы контроля (самоконтроль и взаимоконтроль)
Необходимое оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
На столах учащихся: штатив с пробирками; растворы: сульфата меди (II), перманганата калия, дихромата калия и вода
Карточки – задания: ОК «Вода», схема «Круговорот воды в природе», «Содержание воды в организме человека»
Межпредметные связи: химия, биология, физика, география, экология, литература, краеведение.
Подготовительная работа: оформление стенда «Вода – сама жизнь», подбор стихов, песен, загадок о воде.
Структура урока:
Эмоциональное погружение в тему (2 мин)
Актуализация знаний (на протяжении всего урока)
Изучение нового темы (20 мин)
Закрепление изученного материала (10 мин)
Подведение итогов (3 мин)
Домашнее задание (1 мин)
7. Рефлексия (1 мин)
Ход урока:
1. Эмоциональное погружение в тему: (слайд №3)
Звучит музыка, фотографии с видом воды, чтение стихотворения:
Учитель: В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только вода.
В природе все взаимосвязано. Однако отдельные явления и вещества более существенны при равновесии живой и неживой природы, а другие менее важны.
Проблемный вопрос: Как вы считаете, какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Вода!!! (слайд №4) Попробуем сформулировать тему и цели нашего урока (слайд №4).
Сегодня мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, узнав
План урока (слайд №4)
Нахождение воды в природе
Значение воды в жизнедеятельности растений, животных и человека
Физические свойства воды
Круговорот воды в природе
Охрана водных ресурсов
Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле. Почему нашу планету называют голубой? (ответы учащихся)
Сообщение №1. «Распространение воды в природе»
(сообщение учащегося, используется слайд №5)
Вода – самое распространенное вещество на нашей планете; ¾ территории земного шара – воды океанов, морей, озер, ледников и болот. Основное количество воды содержится в океанах – до 95,7 %, в виде льда – до 2,14%, вода рек и озер составляет – 2,14% и атмосферная вода составляет-0,0005%. В связанном состоянии вода находится в литосфере: она входит в состав минералов и горных пород. Важным регулятором воды на суше являются ледники. Ледники – главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. км3 пресной воды. Крупным резервуаром пресной воды - почками Земли – являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1,4 млрд. км3. По территории нашего округа протекают такие крупные реки как Обь, Иртыш, Тобол и около 25 тысяч мелких рек.
Данные диаграммы учащиеся записывают в тетради.
Учитель: Но, оказывается, вода есть и в космосе (сообщение учащегося, используется слайд №5)
Сообщение № 2. « Вода в космосе»
Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. В хронике Венгрии за 1802 год указано падение ледяных глыб массой 0,5 т и в Голландии массой 6 кг.
При помощи телескопа РАТАН – 600 было обнаружено излучение с длиной волны 1,35 см. Такое излучение дают молекулы воды. Космические путешественники – кометы, приближаясь к Солнцу из глубин космоса, украшаются длинным шлейфом. Этот хвост состоит их газов, одним из которых является водяной пар. Исследование Венеры в шестидесятых годах космическими аппаратами показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.
8 декабря 1900 года в телеграмме В. Пикеринг сообщил о яркой вспышке, наблюдаемой на Марсе в течение 70 минут. В атмосфере Марса обнаружен водяной шар в виде льда. Яркие вспышки объясняются отражением солнечных лучей от ледяных поверхностей. А есть ли водоемы на Марсе? Телекамеры не передали ничего похожего на площади, покрытые водой. Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны. О воде на Сатурне можно судить только по наличию снежных колец.
Учитель: Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле (сообщение учащегося, используется слайд №5)
Сообщение 3. «Вода в живом организме»
Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек. Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль - всего лишь 0,2%. Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь, хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом. У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.
Данные диаграммы учащиеся записывают в тетради.
Физические свойства воды.
Учитель: Говорят, что вода – «оборотень». Почему ее так называют? (ответы учащихся)
Учитель: Используя опорный конспект «Вода», определите качественный и количественный состав данного вещества и заполните таблицу (работа учащихся в индивидуальном листе) слайд №6
Признаки сравнения | Характеристика |
Агрегатное состояние | а) жидкость (вода), б) газообразное (пар) в) твердое (лед, снег) |
Цвет | Без цвета |
Вкус | Без вкуса |
Запах | Без запаха |
Температура кипения | +100°С |
Температура замерзания | 0°С |
Плотность воды при t+4°С | 1 г/см3 |
Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность заполнения таблицы (взаимоконтроль слайд №7)
Вода является универсальным растворителем
Давайте попробуем опытным путем убедиться, какие вещества растворяются в воде.
Опыт №1. Растворение в воде кристаллов перманганата калия (образуется фиолетовый раствор), дихромата калия (оранжевый раствор) и медного купороса (голубой раствор).
(видеосюжет о растворимости твердых веществ; слайд №8)
Вывод: в воде растворяются некоторые твердые вещества.
Опыт №2. Растворение в воде серной кислоты (демонстрационный опыт) (слайд №9)
Вывод: в воде растворяются жидкие вещества
Опыт №3. Демонстрация получения газированной воды с помощью сифона.
Вывод: в воде растворяются газообразные вещества.
Следовательно, любая природная вода это раствор.
Физкультминутка (слайд №10)
Учитель: Почему лед не тонет в воде, а плавает на поверхности? Попробуем разобраться в этом вопросе (сообщение учащегося, используется слайд №11)
Сообщение № 4. «Аномалии воды»
В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее, корабль окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.
Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.
Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба - атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.
Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С. Лосева, у абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.
Данные слайда №11 «Аномалии воды» учащиеся записывают в тетради
Учитель: Почему вода на планете не исчезает? (предполагаемые ответы учащихся) Круговорот воды в природе (слайд №12)
(Схему на слайде комментирует ученик)
Дополнение учителя: Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод бытовыми отходами (слайд №13). Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты (слайд №13). Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит и на нас с вами.
Учитель: Для чего же нужна вода человеку?
Предполагаемые ответы учащихся
(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности) (слайд№ 14)
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ВОДЕ: Около 2,5-5 л. воды необходимо человеку в сутки.
Городской житель в среднем расходует 150 л воды, а сельский - около 55 л воды.
Москвич расходует – до 350 л /сутки,
Австралиец – 317 л/сутки,
Англичанин – 160 л/сутки.
ДАВАЙТЕ СРАВНИМ:
В Древнем Риме 1 человек обходился 5 л воды в сутки,
москвичу в 20 веке хватало около 30 л воды в сутки.
ЕСТЬ СТРАНЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СЕГОДНЯ ДО 800 л/сутки НА ЧЕЛОВЕКА!
Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.
Всегда ли у вас вода из крана течет с пользой?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: (слайд№ 14)
из плохо закрытого крана течёт тонкая струйка. Если подставить под неё 200 г стакан, то он наполнится самое большое за минуту.
Значит, за 1 час вытечет из крана 12 л воды,
за сутки – почти 300 л питьевой воды пропадёт зря!
Сообщение 5. «Берегите воду!» (сообщение учащегося)
В конце ΧΙΧ века горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека. «Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона. Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л. Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.
Закрепление
Учитель: А теперь для закрепления знаний проведем дидактические игры. Учащиеся выполняют данный вид работы в индивидуальных листах.
Первая игра «Вставь пропущенное слово» (фронтальная работа)
1. Природная вода – это _(раствор)___
2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде __(снега) _ или__( льда)__
3. Вода состоит из двух атомов _(водорода)_ и одного атома (кислорода)__
4. Ледники являются резервуаром (пресной воды)
5. Вода является __(средой обитания)___ рыб.
6. Без воды человек может прожить __(три дня)__
7. Водяные пары – это __(газообразное состояние) воды.
8. Вода образует __(гидросферу)__ нашей планеты.
Правильность выполнения задания осуществляется методом самоконтроля (слайд №15)
Вторая игра «Удивительная цифра» (для 1-го варианта). На парте у вас индивидуальный лист -задание. В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком. (Приложение 1)
Карточка-задание:
1. Формула воды – Н2О.
2. Мr (Н2О) = 18 а.е.м.
3. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.
4. Вода имеет вкус и запах.
5. Вода – хороший растворитель.
6. В воде растворяется железный гвоздь.
7. Вода не имеет вкуса и запаха.
8. Вода – летучая жидкость.
9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
10. процесс растворения – это физическое явление.
11. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.
12. Вода при температуре +4°С 1г/см3.
Третья игра «Крестики-нолики»
На парте у вас индивидуальный лист - задание. В игровом поле необходимо отметить «крестиком» вещества, хорошо растворимые в воде, а «ноликом» – малорастворимые или нерастворимые вещества. (Приложение 1) .
А теперь поменяйтесь карточками с соседом и проверьте правильность выполнения задания, используя критерии оценивания работы (слайд №16) (взаимоконтроль).
Итог урока. В завершение нашего урока давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Почему вода - самое главное вещество в окружающем мире? (слайд №17). Выскажите свою точку зрения. (Ответы учащихся). Заполненные индивидуальные листы сдайте на проверку учителю.
Домашнее задание. §28 изучить, ОК («Вода»). Творческое задание: составить кроссворд по теме «Вода» не менее, чем из 10 слов или составить рассказ «Путешествие капельки воды».
Рефлексия. Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок (слайд №17).
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
С каким настроением вы уходите с урока?
Литература:
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8.-М.: Просвещение, 2008.
Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П.Суровцева. Химия 8.-М.: Дрофа, 2003.
Приложение к газете 1 сентября «Химия» №4 - 2003, №8- 2007, №1- 2008.
Фото и видео с сайтов сети интернет (слайд №29).
Приложение№1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ЛИСТ Фамилия Имя уч-ся _________________
Задание 1. Используя опорный конспект «Вода», определите качественный и количественный состав данного вещества и заполните таблицу.
Признаки сравнения | Характеристика |
Агрегатное состояние | |
Цвет | |
Вкус | |
Запах | |
Температура кипения | |
Температура замерзания | |
Плотность воды при t+4°С | |
Задание 2. Проведите опыт №1. Растворите в воде кристаллы перманганата калия (образуется раствор __________________ ), дихромата калия (образуется раствор _____________________) и медного купороса (образуется раствор ___________________).
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первая игра «Вставь пропущенное слово».
1. Природная вода – это_______________.
2. При температуре ниже 0°С вода может находиться в виде ________ или__________ .
3. Вода состоит из двух атомов ________________ и одного атома ______________.
4. Ледники являются резервуаром _________________________
5. Вода является ______________________рыб.
6. Без воды человек может прожить __________________________воды.
8. Вода образует ____________________ нашей планеты.
Вторая игра «Удивительная цифра» (для 1-го варианта). В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком.
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
1. Формула воды – Н2О.
2. Мr (Н2О) = 18 а.е.м.
3. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.
4. Вода имеет вкус и запах.
5. Вода – хороший растворитель.
6. В воде растворяется железный гвоздь.
7. Вода не имеет вкуса и запаха.
8. Вода – летучая жидкость.
9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
10. процесс растворения – это физическое явление.
11. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.
12. Вода при температуре +4°С 1г/см3.
Третья игра «Крестики-нолики». В игровом поле необходимо отметить «крестиком» вещества, хорошо растворимые в воде, а «ноликом» – малорастворимые или нерастворимые вещества
кислород | стекло | соляная кислота |
азот | медный купорос | песок |
сахар | серебро | гипс |
Критерии оценивания работы:
нет ошибок –«5»,
1-2 ошибки –«4»
до 5 ошибок – «3»
более 5 ошибок – «2»