Цель урока: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, географии, физики, химии, экологии, математики).
Задачи урока: Образовательная - интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе из курсов химии, биологии, географии и литературы; раскрыть роль воды в зарождении и развитии живых организмов на Земле
Развивающая- развивать познавательную активность учащихся, активизировать все знания учащихся о воде; обсудить значимость воды в природе и жизни человека, а также экологические вопросы.
Воспитательная– продолжить воспитание уверенности в себе, интереса к естественным наукам; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание аккуратности, дисциплинированности на уроке.
расширить кругозор учащихся
Тип урока – интегрированный по химии и биологии, географии и литературе
Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая работа и индивидуальная
Методы и приёмы обучения - проблемный, частично исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, рассказ, беседа
Оборудование – компьютер, мультимедийная презентация, мензурка водой, предметное стекло, стеклянная палочка, высказывания на доске, глобус.
Ход урока:
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи
1.Организационный момент – приветствие
Филолог. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по биологии, химии, географии и литературе. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о необычном по свойствам веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого.
Учитель русского языка: Послушайте загадку:
"А ну, скорей снимите шляпу! Я дочь космического папы! Я вездесуща и легка, - я лёд, я пот, я – облака. Я иней, чай, бульон, туман, река, ручей и океан. Когда я злюсь - я закипаю, когда мороз - я застываю".
О каком веществе идёт речь? (это вещество вода.)
2. Погружение в тему
Тема нашего урока «Вода известная и неизвестная».
Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи:
А. «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Порассуждаем, почему воду называют соком жизни?
Вот что нам известно о воде – аукцион знаний
А что предстоит нам узнать сегодня на уроке – целеполагание.
Учитель географии
Действительно, наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится 1/4 её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода! Давайте посмотрим на глобус.
Представим распределение воды в природе на схеме, которую вам предстоит составить.(1 группа закрасить круг - абрис глобуса. 2 группа – частями разрезанного яблока собрать обхем воды на планете)
Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки, озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.
Найдите и покажите на карте водоемы (реки, моря, озера). (Желающие выходят по очереди к доске и на время показывают 5 объектов, которые им называют остальные учащиеся.)
Филолог. Физминутка
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это – кроль. Все плывем мы как дельфины. Вышли на берег крутой И отправились домой.
Работа с фразеологизмами, работа в группах
Угадать по иллюстрации фразеологизм, объяснить значение
Биолог. Содержание воды в организме человека. Работа с рисунками.
1 группа. Вода в живых организмах – в организме человека. Работа с текстом
Математик. Вычисление объема воды в организме, количества необходимого объема – решение задачи.
Работа со слайдом - озвучивание. 1 группа - для чего нужно пить воду. 2 группа - А в вас достаточно воды
Физик, химик. Эксперимент в группах.
1 группа. Дружба воды с солью
Если смешать стакан сахара и полстакана соли, получится полтора стакана смеси этих веществ. А какой объем раствора получится, если растворить полстакана соли в стакане воды? Выполните опыт, чтобы это узнать.
Для опыта нам понадобится:
вода;
стакан;
поваренная соль.
Ход опыта
Наполнить стакан водой до краев.
Аккуратно помешивая содержимое стакана тонкой проволочкой или зубочисткой, начнем всыпать в него соль.
Что выявили?
2 группа. Вода с горкой
Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? Выполните опыт, чтобы убедиться в этом!
Для опыта нам понадобится:
стеклянный стакан
горсть монет
вода холодная
растительное масло
Ход опыта
Возьмите хорошо вымытый сухой стакан, немного смажьте края растительным маслом
Наполните водой до отказа.
Очень аккуратно опускайте в него по одной монете
Что выявили?
Филолог.
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими.
Царь Дхатусена, правивший на острове Шри –Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».
Биолог. Выводы.
Рефлексия.
Синквейн
Впечатление об уроке
- Тише воды, ниже травы
- Плыть по течению
- Как рыба в воде
Пожелания друг другу.
Семь футов под килем – удачной беспрепятственной дороги
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Девятый вал — суровое испытание (высокая волна)
Держаться на плаву— уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела
Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся
Как не знаешь брода,то не лезь и в воду — предупреждение не принимать поспешных действий
Купаться в золоте — быть очень богатым
На гребне волны — находится в выгодных условиях
Перебиваться с хлеба на воду — бедствовать, голодать
Пройти огонь, воду и медные трубы — пережить жизненные испытания, тяжелые ситуации