Интегрированный урок физики и химии "Вода известная и неизвестная"
Интегрированный урок физики и химии "Вода известная и неизвестная"
Этот урок был проведен в 8 классе. Нами был выбран именно этот возраст, так как, во-первых, ребята имеют некоторые знания о физических свойствах вещества и достаточный для данного урока багаж знаний по химии, например, могут дать характеристику вещества по его формуле. К химии и физике у детей в 8 классе интерес достаточно высокий, что является плюсом.
Темы урока «Вода» нет не в химии и нет в физике, поэтому этот урок является обобщением знаний по многим дисциплинам.
Вид урока: Обобщение и систематизация знаний и комплексного их применения.
Цель урока: обобщение знаний по физике химии биологии, экологии и да же географии по теме вода. Показать какую роль играет вода в нашей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физики и химии "Вода известная и неизвестная"»
Вода известная и неизвестная
Эпиграф: «Воде была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле»
Учитель химии: Здравствуйте. Урок будут проводить: Мешалкина Л.И.- учитель физики и Крохалева В.П.- учитель химии.
В. Тема сегодняшнего урока
СТУК В ДВЕРЬ: «Это 4 школа, 8 класс. Тогда все правильно. Это вам.»
Текст письма
«У меня нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; меня невозможно описать, мною наслаждаются, неведая, что я необходима для жизни! Я и есть сама жизнь! Я наполняю вас радостью, которую не объяснишь вашими пятью чувствами, Со мной возвращаются к вам силы, с которыми вы уже простились, в вас снова начинают бурлить высохшие родники вашего сердца. Я самое большое богатство на свете».
Учитель химии: Что же находится в этом ящике?
Открывается ящик. В нем 4 бутылки дистиллированной воды. Расставляются по столам. В это время второй учитель говорит, что
Учитель физики: эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпнри, чудом избежавшего смерти от жажды в раскаленной пустыне.
СЛАЙД 1
Тема урока: ВОДА: известная и неизвестная.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Этот урок интегрированный, он помогает объединить знания по биологии, химии, физике для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого, – о воде.
Учитель химии: Цель сегодняшнего урока синтезировать наши знания, которые вы получили на уроках физики, химии, биологии и географии. Систематизировать знания о физических и химических свойствах воды, и какую роль играет вода в нашей жизни.
Учитель физики: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода».
Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И все это – только вода.
Учитель химии: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности, – это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий зимой землю, – и это вода.
СЛАЙД 2
Учитель физики: Наша планета названа Землей, однако на сушу приходится только четвертая часть поверхности, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода!
СЛАЙД 3
Учитель химии: Ребята, к сожалению, вода дарует не только жизнь, но и смерть! Достаточно вспомнить трагедию, которая произошла авпвярячр в Японии. Вода, унесла в тот день 15000 жизней.
Сегодня у нас развернется интеллектуальная борьба между лабораториями, изучающими воду нашей планеты. Вам будут даны различные задания, за выполнение, которых вы будете получать капельки живительной воды. Лаборатория, научные сотрудники, которой собрали большее количество капель, получит спец. приз, дополнительные 5 капель к заработанным ими.
Ребята, перед вами форма научного отчета по изучению воды вашей лабораторией. Не забывайте заполнять соответствующие графы этого отчета.
Наконец, мы переходим к первому заданию:
Перед вами на столах лежат модели атомов, вам необходимо собрать модель молекулы воды и показать. У вас 10 секунд.
Я предлагаю посмотреть, как учеными был доказан состав воды.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
Я вызываю к доске по 1 представителю от каждой лаборатории, ваша задача записать формулу воды и вычислить ее относительную молярную и молекулярную массу.
Все остальные в своем отчете запишите формулу молекулы воды и рассчитайте ее молекулярную и молярную массу.
Итак, с первым заданием вы справились успешно!
Учитель физики: Давайте вспомним физические свойства воды. Вода – поразительная жидкость! У нее особые свойства. Для воды, будто законы не писаны! Но именно благодаря этим особым свойствам на нашей планете зародилась и развилась жизнь. Давайте перечислим физические свойства воды. За каждое названное свойство вы вновь получите капельку.
Запишите табличные данные плотность и т.д. Можете пользоваться таблицами (задачники по физики).
РАБОТА С ЗАДАЧНИКАМИ
А сейчас перечислим особенности воды.
Какова температура кипения?
СЛАЙД 7
П е р в а я о с о б е н н о с т ь. Воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды, а был бы один пар. А она кипит при 100 °С.
Щелчок
Температура плавленияи парообразования?
В т о р а я о с о б е н н о с т ь. У воды высокие удельные теплоты замерзания и пароообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли, а зимой промерзли до дна, и вся жизнь в них погибла бы.
Щелчок
Какова плотность воды и льда?
Т р е т ь я о с о б е н н о с т ь. Замерзая, вода расширяется. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.
Щелчок
Какова теплоемкость воды и железа?
Ч е т в е р т а я о с о б е н н о с т ь. Высокая теплоемкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.
Стоит отметь, что вы оперативно с правились с поставленной задачей, молодцы!
Учитель химии: Мы рассмотрели физические свойства воды, а теперь давайте вспомним ее химические свойства. Химические свойства любого вещества проявляются в их взаимодействии с другими веществами.
Все результаты фиксируйте в научном отчете.
Посмотрите реакции и скажите, с чем вода взаимодействует, и что образуется в результате.
Что ж, молодцы. Теперь вы знаете, с чем реагирует вода.
Учитель физики: Первая теоретическая часть нашего урока закончена. Информация, кото закончена, переходим к конкурсным испытаниям.
1 конкурс.
СЛАЙД 8
Блиц – турнир. Стоимость одного ответа 1 талант.
Вопросы команде №1
Содержат ли кости человека воду(20%)
Полезно ли пить абсолютно чистую воду (нет)
Процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое (кристаллизация).
Почему мы не можем сварить мясо высоко в горах (низкое давление, температура кипения ниже 100 градусов).
СЛАЙД 9
Вопросы команде №2
Где находится хранилище пресной воды на нашей планете (в льдинах)
Переход вещества из жидкого в газообразное при любой температуре (испарение)
Почему человек умеющий плавать тонет в холодной воде (переохлаждение)
Какой ожег опаснее стоградусной водой или паром (паром)
СЛАЙД 10
Вопросы команде №3
Где на поверхности океана самая высокая температура воды (на экваторе)
Процесс перехода воды из парообразного в жидкое (конденсация)
Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых примесей (фильтры)
Почему мы чувствуем резкое охлаждение при выходе из водоема в жаркий день (испарение)
СЛАЙД 11
Вопросы команде №4
Почему лекарства запивают водой (чтобы лучше растворились)
Содержание в воздухе водяного пара (влажность)
При взаимодействии основанного оксида и воды образуется
Процесс парообразования по всему объему жидкости при постоянной температуре (кипение).
СЛАЙД 13
Учитель физики:
2. Виодеоконкурс знатоков
Вам будет представлен видеофрагмент, в конце которого прозвучит вопрос, на обдумывание ответа у вас будут 2 минуты. Мы выслушаем версии каждой лаборатории.
(Русская сказка) Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит, невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
- Тепло ли тебе девица?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Вопрос: Почему от мороза ель трещит?
Ответ: Вода в волокнах дерева замерзает, превращаясь в лед, и он разрывает волокна, слышится звук.
Ребята, этот конкурс показал вам, как теоретические знания помогают объяснить явления, происходящие в природе. Давайте обратим внимание, как наполняются капельками стаканчики. Лаборатория №Х приложить побольше усилий.
Учитель химии:
Сейчас самая ответственная часть конкурса исследовательская работа каждой лаборатории. Перевернем ваши отчеты и на обратной стороне вы увидите инструкцию к работе.
ИНСТРУКЦИЯ
Для работы вам предоставлено самое современное цифровое оборудование. Устройство измерения и обработки данных LabQuest App в комплект, которого входит датчик электрической проводимости.
С помощью этого оборудования мы за минуту сможем определить такой показатель воды, как электрическая проводимость.
Ребята, что в растворах является проводником электрического тока?
Мы знаем, что вода - слабый электролит, следовательно, проводником тока в растворе воды будут ионы различных химических соединений, которые играют роль примесей.
Чем выше электропроводность, тем больше в воде примесей.
У каждой лаборатории свой образец воды.
Ребята, давайте сделаем предположения о том, какие мы получим результаты.
Проводить определение электрической проводимости воды вы будете с помощью
Выполняем опыт в соответствии с инструкцией, которая у вас находится на рабочем столе.
Результаты, полученные каждой лабораторией, занесите в таблицу №1.
И опираясь на полученный данные каждой исследовательской группы, сделайте вывод.
Вывод: Максимальное количество примесей содержит _______________
_______________________________________, т.к. электрическая проводимость этого образца ___________________ и составляет ______(mS/см).
Минимальное количество примесей содержит _____________________
_______________________________________, т.к. электрическая проводимость этого образца ___________________ и составляет ______(mS/см).
Мы видим, что ваши предположения подтвердились. Не могло быть иначе, с нами работают настоящие профессионалы своего дела!
Учитель физики: Следующий конкурс творческий, я приглашая ко мне по два человека от команды. Выбирайте роли.
Бежала-бежала капелька воды и столкнулась с амебой. И говорит ей Амеба вместо здравствуй.
Амеба: В нашем Тоболе столько нечестии - взвешенных веществ, фенолов, нефтепродуктов, легких и тяжелых металлов, не увернешься.
Кто я? Дизентерийная амеба. Мои друзья крутые ребята; сальмонелла, кишечная палочка, холерный вибрион, Попадая в организм с сырой водой, мы вызываем кишечные заболевания. Ха-Ха-Ха.
Автор: И побежала капелька дальше. И наткнулась на бытовой мусор.
Мусор: Я просто так не сдамся: бумага в воде может разложиться за год, металлические банки за 100 лег, а вот стекло и через 500 лет будет так же лежать на дне. Микроорганизмов, которые разложили бы полиэтилен и пластик на простые составляющие, вообще нет. До чего дошла химическая промышленность. Ура!
Автор: Капелька заторопилась дальше и попала в ливневую канализацию, где крутились в водовороте грязь и пыль с дорог, бензин и масла от автомашин, бытовые стоки из подвалов домов.
Ливневка: А послушай еще, чистенькая ты наша. Ежегодно в Тобол и её притоки предприятия сбрасывают 220 млн. м3 сточных вод. Во мне содержится вся таблица Менделеева. Ливневка - это сила!
Автор: Но появился спаситель. Чистый, опрятный и многообещающий хлор.
Хлор: Я работаю на городском водозаборе. Речную воду делаю пригодной для питья и мытья.
Автор: Выслушав, как в свое, время хлор поборол тиф с холерой, капелька воды: оценила его самокритичность. По новым данным, хлор, соединяясь с органикой, например, с гниющей древесиной, образует канцерогенные вещества.
Хлор: Уступаю дорогу новой очистке - озонированию. Не сразу конечно, но со временем.
Автор: Разговор подхватил Бытовой фильтр.
Фильтр: Я весь набит сорбентом, специальным фильтрующим материалом, который задерживает вредные вещества, хлорорганику в том числе. А если засорюсь - слоит промыть солевым раствором, и я снова здоров и готов к работе.
Учитель физики: Давайте проводим наших актеров аплодисментами на их места.
Что ж, я надеюсь, этот спектакль помог вам понять, как нужно относиться к окружающей вас природе.
Ребята, давайте, нальем очищенную воду в стаканы. Полюбуемся ее красотой.
Учитель химии: Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни, но знаем ли мы, какую тайну хранит эта удивительная стихия. Воду изучали очень давно и довольно подробно, но только недавно доказали, что у воды есть память, она запоминает и запечатлевает любое воздействие, которое происходит в окружающем пространстве.
СЛАЙД 14
Учитель физики:Я предлагаю воду, которая находится перед вами сделать красивой и полезной. Скажите воде, одно хорошее слово. И выпейте ее.
А сейчас я приглашаю по одному представителю от каждой лаборатории за заработанными капельками. Лаборатории подведите итоги своей работы, посчитав заработанные капли. Их можно превратить в оценки по физике или химии, как вы их распределите в команде это ваше право. 1 капелька – 1 балл. Запишите ваше решение в научный отчет, который мы передадим вашим научным руководителям. У вас на обсуждение 2 минуты. После окончания урока оставьте их на столах.
ПЕСНЯ
Учитель химии: Ребята, есть такая игра, которая называется «Капельки». Я прошу вас с ее помощью показать, понравился ли вам сегодняшний урок.