Изучить строение атома кальция, его физические, химические свойства, получение и применение. Задачи. Образовательная:
на основании положения в периодической системе химических элементов рассмотреть строение атома кальция. Изучить его нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение. Развивающая:
развивать практические умения выполнять лабораторные опыты и составлять уравнения химических реакций, а также умения формулировать выводы на основе лабораторных опытов. Воспитательная:
воспитывать интерес к познанию нового, к изучению богатств родного государства, а также воспитывать культуру общения учащихся в группах. Тип урока:
урок изучения нового материала. Оборудование: гидроксид кальция, фенолфталеин, химический стакан, воронка, мел, мрамор, известняк, ракушечник, жемчуг, гипс, фосфориты, апатиты, коллекция «Минералы и горные породы», компьютер, интерактивная доска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме Кальций и его соединения.»
УРОК №37. КАЛЬЦИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. Цели. Изучить строение атома кальция, его физические, химические свойства, получение и применение. Задачи. Образовательная: на основании положения в периодической системе химических элементов рассмотреть строение атома кальция. Изучить его нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение. Развивающая: развивать практические умения выполнять лабораторные опыты и составлять уравнения химических реакций, а также умения формулировать выводы на основе лабораторных опытов. Воспитательная: воспитывать интерес к познанию нового, к изучению богатств родного государства, а также воспитывать культуру общения учащихся в группах. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: гидроксид кальция, фенолфталеин, химический стакан, воронка, мел, мрамор, известняк, ракушечник, жемчуг, гипс, фосфориты, апатиты, коллекция «Минералы и горные породы», компьютер, интерактивная доска. План урока 1. Орг. момент. 2. Вызов
3. Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана своим существованием органическая химия а) водород, б) азот ,в) сера, г) углерод
4.Второй элемент по распространённости в земной коре, в свободном виде в природе не встречается, его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. Что это за элемент?
а) кислород, б) кремний, в) железо, г) фосфор
5. Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"?
а) кальций, б) иод, в) фосфор, г) натрий.
6. При недостатке этого элемента в организме человека происходит поражение зубной ткани:а) иод, б) кальций, в) фосфор, г) фтор
7. Какой элемент является составной частью нуклеиновых кислот, входит в состав некоторых ферментов и витаминов:а)кислород, б) фтор, 3)фосфор, 4)хлор
8. Недостаток этого элемента в организме приводит к тахикардии, снижению артериального давления, судорогам:а) хлор, б) иод, в) натрий, г) сера
9. В гормоне щитовидной железы человека ― тироксине ― содержится 60% этого элемента:а) фтора, б) селена, в) иода, г) калия
10.Элемент, который положительно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, образование красных кровяных телец, повышает иммунные свойства организма:а) кальций, б) селен, в) железо, г) фосфор.
Из него наш организм строит здоровые кости и зубы, добавляет красоты ногтям и волосам.
2.Разгадайте загадку:
у какого элемента, необходимого каждому из нас, ежедневная потребность измеряется не в микрограммах, как у других витаминов и минералов, а в граммах?
3. ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ?
4. Сформулируйте цель урока. На основании положения в периодической системе химических элементов рассмотреть строение атома кальция. Изучить его нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение. Этап осмысление. Строение атома кальция Схема строения атома кальция, его электронная и графическая формулы демонстрируются на интерактивной доске. На интерактивной доске демонстрируется «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В качестве химической разминки учащимся предлагаются вопросы. 1. Где в периодической системе химических элементов находится кальций? 2. К семейству каких элементов относится кальций? 3. Что можно сказать о его химической активности и его нахождении в природе? Учащиеся работают по карточке, предложенной на интерактивной доске.
Задание 1 группе. Нахождение кальция в природе. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Кальций занимает 5 место по содержанию в земной коре. Соединения кальция можно встретить в природе повсеместно. Одно из самых распространенных соединений – карбонат кальция - образует разные минералы: мел, мрамор, известняк, ракушечник, кальцит, жемчуг, кораллы, перламутр и другие минералы. С древних времен эти минералы использовались человеком для создания произведений искусства. В природе также встречаются и другие соединения кальция: гипс; фосфориты и апатиты; флюрит. В организме человека содержится до 1 кг кальция – в костях, зубной эмали, крови. Задание 2 группы. Распространение соединений кальция на территории Казахстана. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Письменное задание.
Крупнейшее местонахождение фосфоритов находятся в горах Карату и в Актюбинской области (Шилисай), ценный розовый ракушечник добывают на Мангышлаке, гипс добывают в Жамбылской области, цементные глины добывают около Шымкента и Семея, значительные залежи известняка, огнеупорных глин имеются в различных областях страны.
Физические свойства кальция Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устное задание. Кальций – серебристо-белый легкий металл. Его плотность равна 1,54 г/см3. На воздухе кальций быстро покрывается слоем оксида и других соединений, поэтому его, как и щелочные металлы, хранят под слоем керосина. Кальций – довольно твердый металл; его температура плавления равна 8510С.
Химические свойства кальция Учащимся предлагается спрогнозировать химические свойства кальция на основании его положения в периодической системе химических элементов. Как представитель щелочноземельных металлов кальций проявляет высокую химическую активность. По химической активности он немного уступает щелочным металлам. Кальций – активный восстановитель, легко отдает свои валентные электроны, превращаясь при этом в положительный ион. Степень окисления кальция в соединениях всегда постоянная и равна +2. Он Образует соединения основного характера. Кальций взаимодействует с простыми веществами – с различными неметаллами. Демонстрация слайда на интерактивной доске. Как активный металл кальций может реагировать со сложными веществами. Он бурно реагирует с водой, вытесняя из неё водород. При этом образуется мутный раствор гидроксида кальция, который распознается по малиновой окраске фенолфталеина. Учитель демонстрирует опыт с гидроксидом кальция и фенолфталеином.( окраска становится малиновой – среда щелочная). Мульти-видео - лабораторный опыт: взаимодействия кальция с водой. Демонстрация слайда на интерактивной доске. Кальций и его соединения окрашивают пламя в кирпично-красный цвет.
Получение кальция
Кальций получают в промышленности электролизом расплава его солей, например, электролизом расплава хлорида кальция. Демонстрация слайда на интерактивной доске с уравнением реакции электролиза расплава хлорида кальция
Применение кальция.
Физминутка. Этап закрепления. Тестирование . Самостоятельная работа учащихся с учебником.. Стр 164 уровень А) Б) Для закрепления нового материла учащимся предлагается выполнить упражнение по трем уровням сложности. Упражнение выполняется каждым учеником индивидуального. Разноуровневые задания демонстрируются на интерактивной доске. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Этап рефлексии. Домашнее задание. § 34-36. Упражнение № 1-2 на странице 161. Найти дополнительный материал и составить в тетради конспект по следующим вопросам: 1. Биологическая роль кальция. 2. Потребность человека в кальции. 3. Источники поступления кальция в организм человека.
Технологическая карта
1 группа.
Задание 1.
Нахождение кальция в природе. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Кальций занимает 5 место по содержанию в земной коре. Соединения кальция можно встретить в природе повсеместно. Одно из самых распространенных соединений – карбонат кальция - образует разные минералы: мел, мрамор, известняк, ракушечник, кальцит, жемчуг, кораллы, перламутр и другие минералы. С древних времен эти минералы использовались человеком для создания произведений искусства. В природе также встречаются и другие соединения кальция: гипс; фосфориты и апатиты; флюрит. В организме человека содержится до 1 кг кальция – в костях, зубной эмали, крови.
Получение кальция
Кальций получают в промышленности электролизом расплава его солей, например, электролизом расплава хлорида кальция.
Задание 2.
Физические свойства кальция Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устное задание. Кальций – серебристо-белый легкий металл. Его плотность равна 1,54 г/см3. На воздухе кальций быстро покрывается слоем оксида и других соединений, поэтому его, как и щелочные металлы, хранят под слоем керосина. Кальций – довольно твердый металл; его температура плавления равна 8510С.
Задание 3.
Лабораторный опыт: гидрокид кальция и углекислый газ.
Задание 4. Тест.
2 группа.
Задание 1 . Распространение соединений кальция на территории Казахстана. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Крупнейшее местонахождение фосфоритов находятся в горах Карату и в Актюбинской области (Шилисай), ценный розовый ракушечник добывают на Мангышлаке, гипс добывают в Жамбылской области, цементные глины добывают около Шымкента и Семея, значительные залежи известняка, огнеупорных глин имеются в различных областях страны.
Задание 2. Химические свойства кальция Учащимся предлагается спрогнозировать химические свойства кальция на основании его положения в периодической системе химических элементов. Как представитель щелочноземельных металлов кальций проявляет высокую химическую активность. По химической активности он немного уступает щелочным металлам. Кальций – активный восстановитель, легко отдает свои валентные электроны, превращаясь при этом в положительный ион. Степень окисления кальция в соединениях всегда постоянная и равна +2. Он образует соединения основного характера. Кальций взаимодействует с простыми веществами – с различными неметаллами. Как активный металл кальций может реагировать со сложными веществами. Он бурно реагирует с водой, вытесняя из неё водород. При этом образуется мутный раствор гидроксида кальция, который распознается по малиновой окраске фенолфталеина.