kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение новых знаний. Урок реализует системно- деятельностный подход в обучении. Учащиеся исследуют свойства изучаемых веществ,  наблюдают физические и химические превращения  веществ, описывают химические реакции, наблюдаемы в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента,  делают выводы из результатов проведённых химических экспериментов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений".»

Конкурс по поддержке учителей химии Республики Татарстан «Все грани химии»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Юнусова Гулия Латыповна

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Комсомольская СОШ» Тукаевского муниципального района [email protected] 8-917-871-74-65


2019


Цель урока:

- Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация, химические свойства, генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

- Способствовать развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • умение соблюдать определенные правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

  • владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием;

  • формирование мотивации;

  • развитие самостоятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку;

  • постановка цели;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • организация рабочего места при выполнении химического эксперимента.

Коммуникативные УУД:

  • полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • проявление готовности к сотрудничеству,

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний;

  • умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества;

  • проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций;

  • выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом;

  • решение задачи;

  • проведение опытов, подтверждающих химические свойства неорганических соединений, с соблюдением правил техники безопасности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Методы обучения: проблемный, эвристический, практический

Способы обучения: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Средства обучения: видеоролик, учебник, рабочие тетради, задания на карточках, реактивы, химическое оборудование.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят: Здравствуйте, ребята.


Сережа, прочитай, пожалуйста, девиз нашего урока. 


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, организуют рабочее место.


Ученик читает девиз: «Повторение – мать учения»

Регулятивные умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

Этап 2. Самоопределение к деятельности.

Давайте сейчас разгадаем, что же мы будем повторять?

1.«Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед». 
2. «Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
А если активный металл попадет, 
Получим мы соль и еще водород».

3. «В каких веществах у фенолфталеина,
Бывает не жизнь,

А сплошная малина?»

4. «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли, 
Объединю в класс...»

(На доске схема, которая заполняется по мере ответов.)

Оксиды, кислоты, щелочи соли

Оксиды, кислоты, щелочи и соли это…?

Итак, что мы сегодня на уроке будем повторять?


Ученики разгадывают загадки.


Оксиды




Кислоты




Щелочи




Соли








Это классы неорганических соединений.

«Важнейшие классы неорганических соединений»



Познавательные

Умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные

Сотрудничество в поиске и сборе информации.


Этап 3. Актуализация ранее приобретенных знаний

А теперь предлагаю вам просмотреть видеоролик о воде.

К какому классу веществ относится вода?

Какие вещества называются оксидами?


Приведите классификацию оксидов.

Ваши знания об оксидах мы проверим экспериментально.  Но перед тем как выполнять опыты, мы вспомним технику безопасности при работе с химическими веществами.

Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?

Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?

Как правильно закреплять и держать пробирку при нагревании жидкости?

И так для выполнения эксперимента я приглашаю Оксану. Надо доказать, что СаО – основный оксид, а СО2 – кислотный оксид.





Как доказать, что получился гидроксид ?







Что произошло во второй реакции?



Камилла, запиши уравнения реакций на доске, пожалуйста, остальные запишите в тетрадях.



Самостоятельная работа на составление формулы оксидов.

Учитель раздает карточки.

См. Приложение 1

Формулы оксидов вписываются в клеточки с вопросительными знаками, по принципу «крест-накрест», например формулу оксида углерода(IV) необходимо писать в нижней правой клетке, а оксида марганца – в верхней второй клетке.

После завершения работы – устная проверка ответов:

Назовите формулу оксида углерода (IV).

Назовите формулу оксида марганца(VII).

Назовите формулу оксида калия.

Назовите формулу оксида алюминия.

Повторение свойств оснований

 А теперь, ребята, понаблюдаем за моими действиями.

(Учитель показывает опыт взаимодействия кальция с водой )

Ребята, напишите уравнение реакции:

Ребята, а как Оксана получила гидроксид кальция?

Таким образом, как мы можем получить гидроксид кальция?

 

 

Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.

 Какие вещества называются основаниями?


Вспомните классификацию оснований .



Основания и их свойства

Ребята, растворимые основания или щелочи у нас есть в лаборатории, нам их присылают. А вот нерастворимых оснований готовых нет. Мы их получаем сами, проводим опыты. Ваша задача – получить Cu(ОН)2.

Я, конечно, могу вам немного подсказать теоретически... У меня здесь спрятана запись уравнения реакции получения Cu(ОН)2.

Ой, кто-то стер часть записи, что же делать?

... + ... = Сu(ОН)2 + ...

Нужно восстановить запись.



И получить практически из веществ, данных в пробирках  Сu(ОН)2.



Проводится самостоятельная работа в парах. См. Приложение 2.

А теперь, давайте проверим устно.







Повторение свойств кислот

Дайте определение кислотам, пожалуйста.



Как классифицируются кислоты? 









Свойства кислот

Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)

Значит какая среда в кислотах?

Соли.

Если в кислоте атом водорода заменить на атом металла, то что получится?

Напишите формулы веществ, которые получаются при взаимодействии натрия и кальция с кислотами серная, угольная, соляная, бромоводородная, азотная, фосфорная, сероводородная, кремниевая.

 Что такое соли?



Как классифицируются соли?





Давайте решим задачу.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет).



А сейчас, давайте послушаем сообщение, которое нам приготовил Андрей.

Учащиеся смотрят видеоролик.

- Оксиды.


- Сложные вещества, состоящие из 2х элементов, один из которых кислород.

- Оксиды бывают основные, кислотные.






Не трогать вещества без разрешения учителя.

Смыть большим количеством воды.

Пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы ее можно было передвигать, но не выпадала.

Проводятся опыты оксида кальция с водой, с оксидом углерода (IV) и гидроксидом кальция. (Ученики наблюдают за проведением опыта)

CaO + H2O Ca(OH)2


Добавляем фенолфталеин, раствор окрасился в малиновый цвет. Значит CaO

Основный оксид.

Ca(OH)2 + CO2 CaCO3

Выпал осадок, значит кислотные оксиды реагируют с основаниями.

Учащиеся записывают уравнения реакции в тетрадях)





Ученики заполняют таблицы.










CO2

Mn2O7

K2O

Al2O3






Ca +H2O Ca(OH)2

При взаимодействии оксида кальция с водой.

Мы можем получить гидроксид кальция при взаимодействии кальция с водой и при взаимодействии оксида кальция с водой.



Основания – это сложные вещества , состоящие из атомов металлов и одной или несколько гидроксогрупп.

Растворимые и нерастворимые.
















Один ученик восстанавливает запись на доске CuSO4 +2NaOH = Сu(ОН)2 + H2O

Проделывают лабораторный опыт

взаимодействия CuSO4 с NaOH


Выполняют работу.



Нерастворимые основания(щелочи): Cu(OH)2, , Fe(OH)3, Al(OH)3.

Растворимые основания: NaOH, LiOH, Ca(OH)2,


Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

По составу кислоты делятся на кислород содержащие и бескислородные, а по числу атомов водорода на одноосновные, двухосновные и трехосновные.


Проделывают лабораторный опыт.

Из контрольных пробирок отливают в рабочие пробирки растворы веществ и добавляют раствор метилоранжа. В пробирке в которой раствор окрасился в розовый цвет, находится кислота - H2SO4

Кислоты имеют кислую среду.





Соль.


Учащиеся пишут формулы солей в тетрадях, а затем по одному пишут формулы на доске и сверяют.



Соли – это сложные вещества , образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Соли классифицируются по кислотным остаткам: хлориды, сульфаты и т. д.

Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.

За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг,

за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.




Андрей рассказывает о значении солей. См. Приложение 3






Личностные

Владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием.

Регулятивные

Организация рабочего места при выполнении химического эксперимента.

Коммуникативные

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение слушать и слышать друг друга.



Познавательные

Проведение опытов, подтверждающих химические свойства неорганических соединений, с соблюдением правил техники безопасности.

Проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций.

Решение задачи.






Этап 4. Обобщение и систематизация

Физкультминутка «Найди себе пару»

Учащимся раздаются карточки с формулами и с названиями веществ различных классов неорганических соединений. Они должны найти соответствующее название или формулу вещества.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Повторив свойства и способы получения этих веществ, какой вывод вы можете сделать.





Теперь мы с вами подведем итоги. Какая связь существует между основными классами неорганических соединений?

Задание: Написать уравнения реакций генетической цепочки:

1 группа - кальция, 2 группа – углерода,

3 – группа – меди, 4 группа – серы.







И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ.

Обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке.

А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы и покажите мне их. См. Приложение 5.

Спасибо всем за ваши улыбки. Вижу , что с заданием вы справились.


Обучающиеся встают из-за парт и выполняют задание:

Оксид натрия – Na2O

Серная кислота – H2SO4 и т.д.









Вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений, связаны друг с другом. Взаимосвязь веществ разных классов отражают генетические ряды.



«Генетическая связь».





Далее 1 и 2, 3 и 4 группы совместно соединяют генетические ряды и пишут формулу соответствующей соли.



Ca CaO Ca(OH)2

CaCO3

C CO2 H2CO3



Ученики выполняют тест.

Приложение 4.



Ученики отмечают свои ответы на рисунке. См. Приложение 5

Показывают картинки.

Коммуникативные

Проявление готовности к сотрудничеству.

Познавательные

Умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества.

Регулятивные

Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.


Этап 5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, дома еще раз просмотрите §40 -47, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Учебник Химия 8 класс. Я вам раздаю карточки с домашним заданием, в которых вместо букв вы должны написать формулы соответствующих веществ. См. Приложение 6.


Ученики записывают задание.


Этап 6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на уроке?


Какая связь существует между классами неорганических соединений?

Учитель оценивает работу каждого ученика.

Повторяли классы неорганических соединений.

Генетическая связь.

Регулятивные.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено.

Личностные

Формирование учебной мотивации.





Литература.
  1. Кнунянц И.Л. Большой энциклопедический словарь. Химия. М.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».1998.

  2. Радецкий А.М. Дидактический материал. Химия 8-9 классы. Москва. Просвещение .2016.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Учебник Химия 8 класс. Просвещение. 2014.

  4. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=bNKAoyI0qS0 до 50 секунды

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Карточка 1 Карточка 2





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

К а р т о ч к а 1

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.



К а р т о ч к а 2

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Al2O3, HN





















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 - 10г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вариант 1

1) Из предложенного перечня выберите основной оксид:

а) Na2O; б) SO3; в) Р2О5.

2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?

а) Натрий; б) серебро; в) цинк.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.

Вариант 2

1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:

а) СО2; б) СаО; в) K2О.

2) В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:

а) кислота; б) щелочь; в) соль.

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.

4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?

а) Сильная;

б) двухосновная;

в) бескислородная.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) Zn + НСl;

б) Fe(OH)3 + SiО2;

в) Ag + H2SO(разб.).



ПРИЛОЖЕНИЕ 5





















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».

Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:

3 + H2O — А;

СаО + H2O — В;

А + В — С.

О веществе «С» подготовьте небольшое сообщение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений".

Автор: Юнусова Гулия Латыповна

Дата: 25.07.2019

Номер свидетельства: 517070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок на тему: Генетическая связь между классами неорганических соединений"
    ["seo_title"] => string(79) "uroknatiemugienietichieskaiasviazmiezhduklassaminieorghanichieskikhsoiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "295057"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455777488"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Итоговый урок по классам неорганических соединений «Основные классы неорганических соединений» "
    ["seo_title"] => string(108) "itoghovyi-urok-po-klassam-nieorghanichieskikh-soiedinienii-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "125718"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415035731"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений "
    ["seo_title"] => string(83) "gienietichieskaia-sviaz-miezhdu-osnovnymi-klassami-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "126755"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415209666"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок-презентация "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-priezientatsiia-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "119044"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413308814"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "урок - соревнование на тему "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-sorievnovaniie-na-tiemu-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "158604"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421767556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства