Урок по теме: "Основные классы неорганических веществ"
Слайд №1
Цели и задачи урока:
образовательные:
– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”
– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.
воспитательные:
– воспитывать уважение друг другу.
– воспитывать аккуратность и наблюдательность.
развивающие:
– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.
– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.
– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Методы обучения:
- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.
Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.
Слайд №2
Цель для обучающихся:
-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.
-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.
- расчёты по формулам соединений.
Слайд №3
Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность” (Б. Шоу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
1.Провожу мозговой штурм по теме: “Основные классы неорганических веществ”. И одновременно с ответами учащихся, на доске появляются сведения о классификации веществ в виде схемы «Веществ»
Слайд №4
2.Провожу химический диктант. Записать формулы веществ следующих химических соединений: оксид фосфора (V), литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития, фосфорная кислота, соляная кислота, оксид лития, фосфат лития, нитрат калия. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях).
-Проверяем правильность написания формул этих веществ, а затем предлагаю задание классу: 1.Распределить вещества по классам согласно нашей схемы.
Проверка Слайд №5
Слайд №6
Задание №2. “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”
Вариант
Химические формулы веществ
1.CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Ba, SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2, HBr.
2. SiO2, K2O, Mg(OH)2, Si, NaOH, H2SiO3, Na, AgCl, K2SiO3, Al2O3.
3.CuO, H3PO4, C, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, CuSO4, Fe(OH)2 , N2.
Вопросы
Распределите вещества по классам, дайте названия.
Составьте генетический ряд для данного простого вещества.
Выберите формулы двухосновных кислот.
Выберите формулу основного оксида.
Выберите формулы нерастворимых оснований.
2
Выберите формулы кислородсодержащих кислот.
Выберите формулу безкислородной кислоты.
Выберите формулу растворимого основания.
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Задание №3 Создание проблемной ситуации.
Задание. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду меди. Составить генетический ряд меди
Слайд №10
Общий вывод:
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:
Вещества разных классов;
Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного химического элемента;
Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
Связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, отражающая общность происхождения веществ этого элемента (т.е. их генезис), и называется генетической связью.
Слайд №11
Задание №4
На экране проецируются формулы веществ:
1)H2SO4 2) MgCl2 3)Ca(OH)2 4) CuSO4 5) H2O 6) HCl 7)Fe2O3
8) NaOH 9) Al(NO3)3 10) H2CO3 11) MgO 12) H2S 13) Fe(OH)3 14) ZnCl2
устно дать название веществам, и определить к какому классу веществ, относиться данное вещество.
Слайд №12
Задание №5
Какое количество вещества и числа молекул, содержится в 120г NaOH
Дополнительные задания (если останется время)
Слайд №13
Задание №6
С помощью компьютера проецируется ряд химических формул
BaO
HNO3
Na2SO4
Ca(OH)2
P2O5
CO2
HCl
H2SO4
Al(OH)3
SO2
CaO
H2O
BaCl2
Al(NO3)3
MgO
В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которая принадлежит к другому классу, чем остальные две и объяснить.
3
Задание №7
Найдите массу 5 моль H2SO3
III. Рефлексия
Проводится по принципу незаконченного предложения.
На сегодняшнем уроке я закрепил знания...
На сегодняшнем уроке я научился...
После сегодняшнего урока я уже не делаю ошибок...
IV Домашнее задание Повторить §§ 18, 19, 20, 21 Учебника О.С.Габриелян 8 класс. Охарактеризуйте кремниевую кислоту по плану: а) формула, б) наличие кислорода,
в) основность, г) степени окисления элементов, д) заряды ионов, е) соответствующий оксид,
з) растворимость.
4
Задание №2. “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”
Вариант
Химические формулы веществ
1.CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Ba, SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2, HBr.
Вопросы.
1.Распределите вещества по классам, дайте названия.
2. Составьте генетический ряд для данного простого вещества.
3.Выберите формулы двухосновных кислот.
4.Выберите формулу основного оксида.
5.Выберите формулы нерастворимых оснований.
6.Выберите формулы кислородсодержащих кислот.
7.Выберите формулу бескислородной кислоты.
8.Выберите формулу растворимого основания.
9. Выберите формулы нерастворимых солей.
Задание №2. “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”
Вариант Химические формулы веществ
2. SiO2, K2O, Mg(OH)2, Si, NaOH, H2SiO3, Na, AgCl, K2SiO3, Al2O3.
Вопросы.
1.Распределите вещества по классам, дайте названия.
2. Составьте генетический ряд для данного простого вещества.
3.Выберите формулы двухосновных кислот.
4.Выберите формулу основного оксида.
5.Выберите формулы нерастворимых оснований.
6.Выберите формулы кислородсодержащих кислот.
7.Выберите формулу бескислородной кислоты.
8.Выберите формулу растворимого основания.
9. Выберите формулы нерастворимых солей.
Задание №2. “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”
Вариант Химические формулы веществ
3.CuO, H3PO4, C, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, CuSO4, Fe(OH)2 , N2.
Вопросы.
1.Распределите вещества по классам, дайте названия.
2. Составьте генетический ряд для данного простого вещества.
3.Выберите формулы двухосновных кислот.
4.Выберите формулу основного оксида.
5.Выберите формулы нерастворимых оснований.
6.Выберите формулы кислородсодержащих кислот.
7.Выберите формулу бескислородной кислоты.
8.Выберите формулу растворимого основания.