kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Неметаллы и их свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет изучить химические свойства неметаллов. Познакомиться со способами получения неметаллов.Узнать область применения неметаллов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Неметаллы и их свойства"»

«Неметаллы и их свойства»

«Неметаллы и их свойства»

Цель работы:  Определить свойства неметаллов

Цель работы: Определить свойства неметаллов

1 . Выяснить положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Определить особенности строения атомов неметаллов. 3. Выяснить какими химическими свойствами обладают неметаллы. 4. Выяснить какими физическими свойствами обладают неметаллы. 5. Узнать, как получают и применяют неметаллы. Задачи:

1 . Выяснить положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

2. Определить особенности строения атомов неметаллов.

3. Выяснить какими химическими свойствами обладают неметаллы.

4. Выяснить какими физическими свойствами обладают неметаллы.

5. Узнать, как получают и применяют неметаллы.

Задачи:

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Менделеева

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Менделеева

Самой первой научной классификацией химических элементов было деление их на металлы и неметаллы. Эта классификация не потеряла своей значимости и в настоящее время. Из 118 известных на данный момент химических элементов 22 элемента образуют простые вещества, обладающие неметаллическими свойствами. Неметаллы располагаются в III-VII группах. По физическим свойствам к неметаллам следует отнести также VIIIА группу, или группу благородных газов. Неметаллы образуют p-элементы, а также водород и гелий, являющиеся s-элементами. В длиннопериодной таблице p-элементы, образующие неметаллы, располагаются правее и выше условной границы B—At.

Самой первой научной классификацией химических элементов было деление их на металлы и неметаллы. Эта классификация не потеряла своей значимости и в настоящее время.

Из 118 известных на данный момент химических элементов 22 элемента образуют простые вещества, обладающие неметаллическими свойствами.

Неметаллы располагаются в III-VII группах. По физическим свойствам к неметаллам следует отнести также VIIIА группу, или группу благородных газов. Неметаллы образуют p-элементы, а также водород и гелий, являющиеся s-элементами. В длиннопериодной таблице p-элементы, образующие неметаллы, располагаются правее и выше условной границы B—At.

Неметаллы

Неметаллы

Неметаллы  —  это простые вещества, образованные р-элементами (исключение  —  водород и гелий, образованы s-элементами). В Периодической системе элементов они расположены в конце малых и больших периодов, т. е. занимают правый верхний угол в главных подгруппах. на внешнем энергетическом уровне имеют от 4 до 8 электронов  небольшой радиус атомов стремятся принять электроны (своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная характеристика атомов – неметаллов) между атомами в простых веществах неметаллах связи - ковалентные . Особенности строения атомов неметаллов. Особенности строения атомов неметаллов

Неметаллы  —  это простые вещества, образованные р-элементами (исключение  —  водород и гелий, образованы s-элементами). В Периодической системе элементов они расположены в конце малых и больших периодов, т. е. занимают правый верхний угол в главных подгруппах.

на внешнем энергетическом уровне имеют от 4 до 8 электронов

небольшой радиус атомов стремятся принять электроны (своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная характеристика атомов – неметаллов)

между атомами в простых веществах неметаллах связи - ковалентные .

Особенности строения атомов неметаллов.

Особенности строения атомов неметаллов

Химические свойства неметаллов

Химические свойства неметаллов

Взаимодействие неметаллов :  с  водородом :   H 2 0 +S 0  ↔ H 2 +1 S -2  - сероводород  H 2 0 +Cl 2 0  ↔ 2H +1 Cl -1  - хлороводород  3H 2 0 +N 2 0  ↔ 2N -3 H 3 +1  - аммиак  с  другими неметаллами , у которых более низкая электроотрицательность :  2P 0 +5S 0 =P 2 +5 S 5 -2  H 2 0 +F 2 0 =2H +1 F -1  с некоторыми  сложными веществами :  C -4 H 4 +2O 2 0  → C +4 O 2 -2 +2H 2 O -2 ;  2S +4 O 2 +O 2 0  → 2S +6 O 3 -2 хлор окисляет хлорид железа (II в III):   2Fe +2 Cl 2 -1 +Cl 2 0  = 2Fe +3 Cl 3 -1 хлор вытесняет йод в свободном виде из раствора йодида калия:   2K +1 I -1 +Cl 2 0  = K +1 Cl -1 +I 2 0

Взаимодействие неметаллов :

с  водородом : H 2 0 +S 0  ↔ H 2 +1 S -2  - сероводород H 2 0 +Cl 2 0  ↔ 2H +1 Cl -1  - хлороводород

3H 2 0 +N 2 0  ↔ 2N -3 H 3 +1  - аммиак

с  другими неметаллами , у которых более низкая электроотрицательность :

2P 0 +5S 0 =P 2 +5 S 5 -2 H 2 0 +F 2 0 =2H +1 F -1

с некоторыми  сложными веществами :

C -4 H 4 +2O 2 0  → C +4 O 2 -2 +2H 2 O -2 ; 2S +4 O 2 +O 2 0  → 2S +6 O 3 -2

хлор окисляет хлорид железа (II в III): 2Fe +2 Cl 2 -1 +Cl 2 0  = 2Fe +3 Cl 3 -1

хлор вытесняет йод в свободном виде из раствора йодида калия: 2K +1 I -1 +Cl 2 0  = K +1 Cl -1 +I 2 0

В химических реакциях неметаллы могут исполнять роль как окислителей, так и восстановителей. При взаимодействии с металлами они принимают на себя электроны, проявляя таким образом окислительные свойства. Взаимодействуя с другими неметаллами, они ведут себя по-разному. В таких реакциях менее электроотрицательный элемент проявляет себя как восстановитель, более электроотрицательный выступает окислителем. С кислородом почти все (кроме фтора) неметаллы проявляют себя восстановителями. При взаимодействии с водородом многие являются окислителями, образуя впоследствии летучие соединения.

В химических реакциях неметаллы могут исполнять роль как окислителей, так и восстановителей. При взаимодействии с металлами они принимают на себя электроны, проявляя таким образом окислительные свойства. Взаимодействуя с другими неметаллами, они ведут себя по-разному. В таких реакциях менее электроотрицательный элемент проявляет себя как восстановитель, более электроотрицательный выступает окислителем. С кислородом почти все (кроме фтора) неметаллы проявляют себя восстановителями. При взаимодействии с водородом многие являются окислителями, образуя впоследствии летучие соединения.

Восстановительные свойства неметаллов  проявляются при их взаимодействии: по отношению к фтору все неметаллы проявляют восстановительные свойства; все неметаллы, кроме фтора, являются восстановителями при реакции с кислородом, образуя оксиды неметаллов:  S 0 +O 2 0  → S +4 O 2 -2  N 2 0 +O 2 0  → 2N +2 O -2  C 0 +O 2 0  → C +4 O 2 -2 многие неметаллы выступают в роли восстановителя в реакциях со сложными веществами-окислителями:  H 2 0 +Cu +2 O → Cu 0 +H 2 +1 O  6P 0 +5KCl +5 O 3  → 5KCl -1 +3P 2 +5 O 5  C 0 +4HN +5 O 3  → C +4 O 2 ↑+4N +4 O 2 +2H 2 O

Восстановительные свойства неметаллов  проявляются при их взаимодействии:

по отношению к фтору все неметаллы проявляют восстановительные свойства;

все неметаллы, кроме фтора, являются восстановителями при реакции с кислородом, образуя оксиды неметаллов: S 0 +O 2 0  → S +4 O 2 -2 N 2 0 +O 2 0  → 2N +2 O -2 C 0 +O 2 0  → C +4 O 2 -2

многие неметаллы выступают в роли восстановителя в реакциях со сложными веществами-окислителями: H 2 0 +Cu +2 O → Cu 0 +H 2 +1 O 6P 0 +5KCl +5 O 3  → 5KCl -1 +3P 2 +5 O 5 C 0 +4HN +5 O 3  → C +4 O 2 ↑+4N +4 O 2 +2H 2 O

  • Если смотреть на металлы, то невооруженным глазом можно заметить общие свойства — металлический блеск, твердое агрегатное состояние (исключение — жидкая ртуть), тепло- и электропроводность.
  • С неметаллами все намного сложнее. Они могут иметь  молекулярное  и  немолекулярное  строение. Благодаря различиям в строении, простые вещества неметаллы существуют в трех агрегатных состояниях:
  • Молекулярные:
  • Летучие, газообразные, бесцветные кислород, водород. Газообразные, окрашенные хлор, азот, фтор. Единственный жидкий представитель — темно-красный бром. Твердые, но  хрупкие вещества с невысокой температурой плавления — кристаллы йода, серы, белого фосфора.
  • Летучие, газообразные, бесцветные кислород, водород.
  • Газообразные, окрашенные хлор, азот, фтор.
  • Единственный жидкий представитель — темно-красный бром.
  • Твердые, но  хрупкие вещества с невысокой температурой плавления — кристаллы йода, серы, белого фосфора.
  • Немолекулярные: Твердые вещества с высокой температурой плавления — кремний, графит, алмаз и красный фосфор.
  • Твердые вещества с высокой температурой плавления — кремний, графит, алмаз и красный фосфор.
  • Большинство из неметаллических веществ плохо проводят электричество и тепло.
  • Исключением является графит — разновидность углерода.
  • Аллотропия  — уникальная способность неметаллического элемента образовывать несколько простых веществ. В естественной среде существуют аллотропные модификации элементов, которые отличаются физическими и химическими свойствами. К ним относятся озон и кислород, графит и алмаз. Подробнее о физических свойствах неметаллов вы можете узнать в учебнике.

Физические свойства неметаллов

Кремний Бром Йод

Кремний

  • Бром

Йод

  • Хлор
  • Фосфор
  • Сера
Некоторые элементы встречаются в природе в свободном виде, поэтому их можно выделить из смесей или очистить физическим методом. Фтор, хлор, бром и йод встречаются только в виде соединений, поэтому нужные вещества получают методом химических реакций: Хлор получают методом электролиза хлорида натрия;  Кремний — методом прокаливания в промышленных печах смеси песка с коксом;  Фосфор восстанавливают из фосфата кальция, добывая его из апатита и фосфорита;  Селен и теллур являются остаточными продуктами производства серной кислоты; Труднее всего производить мышьяк, для этого применяется сложная цепь химических реакций кислорода и углерода с мышьяковистым колчеданом;  Для получения азота, кислорода и инертного газа аргона используют дистилляцию жидкого воздуха, который предварительно подвергают воздействию повышенного давления и низких температур.
  • Некоторые элементы встречаются в природе в свободном виде, поэтому их можно выделить из смесей или очистить физическим методом. Фтор, хлор, бром и йод встречаются только в виде соединений, поэтому нужные вещества получают методом химических реакций:
  • Хлор получают методом электролиза хлорида натрия;
  • Кремний — методом прокаливания в промышленных печах смеси песка с коксом;
  • Фосфор восстанавливают из фосфата кальция, добывая его из апатита и фосфорита;
  • Селен и теллур являются остаточными продуктами производства серной кислоты;
  • Труднее всего производить мышьяк, для этого применяется сложная цепь химических реакций кислорода и углерода с мышьяковистым колчеданом;
  • Для получения азота, кислорода и инертного газа аргона используют дистилляцию жидкого воздуха, который предварительно подвергают воздействию повышенного давления и низких температур.

Получение неметаллов

Учитывая разнообразные свойства неметаллов, они находят применение в большинстве отраслей нашей жизни: медицине, пиротехнике, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и для подготовки высоких температур. Для дезинфекции воды используют хлор и озон, медицина невозможна без йода и активированного угля (углерод), жидкий азот применяют в косметологии, а сера помогает бороться с болезнями растений. Например: хлор применяют в производстве синтетического каучука , фтор используют для производства зубной пасты, а фосфор используют для производства спичек. Одних элементов в природе очень много , а других – совсем мало. Больше всего на свете водорода и гелия. Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далекие звезды, кометы…
  • Учитывая разнообразные свойства неметаллов, они находят применение в большинстве отраслей нашей жизни: медицине, пиротехнике, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и для подготовки высоких температур. Для дезинфекции воды используют хлор и озон, медицина невозможна без йода и активированного угля (углерод), жидкий азот применяют в косметологии, а сера помогает бороться с болезнями растений.
  • Например: хлор применяют в производстве синтетического каучука , фтор используют для производства зубной пасты, а фосфор используют для производства спичек.
  • Одних элементов в природе очень много , а других – совсем мало. Больше всего на свете водорода и гелия. Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далекие звезды, кометы…

Применение неметаллов

Применение неметаллов

Водород- самый маленький и легкий атом, составляющий 88% всех атомов вселенной. Если объединить сто миллионов атомов водорода в цепочку, то ее длина будет всего один сантиметр. Простое вещество, которое образуется из двух атомов, — бесцветный газ в 14 раз легче воздуха.
  • Водород- самый маленький и легкий атом, составляющий 88% всех атомов вселенной. Если объединить сто миллионов атомов водорода в цепочку, то ее длина будет всего один сантиметр. Простое вещество, которое образуется из двух атомов, — бесцветный газ в 14 раз легче воздуха.

Интересный факт

Вывод:   Неметаллы   ― химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. Качественной характеристикой неметаллов является электроотрицательность.

Вывод: Неметаллы   ― химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. Качественной характеристикой неметаллов является электроотрицательность.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Неметаллы и их свойства"

Автор: Лапина Ольга Васильевна

Дата: 09.09.2021

Номер свидетельства: 586452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методическая разработка урока по теме "Неметаллы" "
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "113985"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411173142"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка урока по теме "Неметаллы". "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-niemietally-1"
    ["file_id"] => string(6) "113986"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411173716"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация к уроку:"Обобщение темы: "Неметаллы: галогены, кислород,сера,азот, фосфор." "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-obobshchieniie-tiemy-niemietally-ghaloghieny-kislorod-siera-azot-fosfor"
    ["file_id"] => string(6) "165580"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422818903"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Дидактические игры по теме "Неметаллы" "
    ["seo_title"] => string(44) "didaktichieskiie-ighry-po-tiemie-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "156830"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421495055"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Простые вещества-неметаллы "
    ["seo_title"] => string(34) "prostyie-vieshchiestva-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "127775"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415373017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства