kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Простые вещества-неметаллы

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                Тема: «Простые вещества – неметаллы».
                              8 класс МБОУ СОШ №31 г. Новошахтинска
                 Учитель химии: Дёмина Вера Фёдоровна
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.
Задачи:
•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами;  познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.
 • развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов;  работать с презентацией и учебником, как источниками информации;  развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;
• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности;  воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы:
• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества – неметаллы»;
•образцы веществ-неметаллов  для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, бром; •ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ;
•инструктивная карта для каждого ученика.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации. При разработке урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и элементы технологии развития критического мышления.
Вступительное слово учителя о продолжении изучения темы «Простые вещества»,о работе на уроке в парах.
Стадия «Вызов».
1.Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место (к доске идет ученик, работает на обратной стороне доски).
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать.
                                                      Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg
2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера - а почему? Сера-это неметалл. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Простые вещества – неметаллы».
Цель урока: познакомиться с веществами – неметаллами; выявить различия между ними и металлами (слайд 1).
 Для работы на уроке нам нужны: учебник, тетрадь, инструктивная карта.
На доске ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый…; аллотропия (к ним мы вернёмся в конце урока).
Учитель: «Что вы знаете о неметаллах?».
3. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет  в графе «В начале урока» (карточка №1). Работа в парах (2 мин.).

                                                                                             В начале урока            в конце урока
1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)       
2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет)
3. Белый фосфор ядовит. (да)
4. Кислород образует 2 газа: О2  и О3. (да)
5. Инертные газы в реакции не вступают. (да)
6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет)
7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)
8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет)

Актуализация знаний.
А сейчас вспомним некоторые понятия о простых веществах - металлах, изученные на прошлом уроке, которые нам сегодня пригодятся. Закончите предложения (карточка №2).
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.                            
2.  У всех металлов имеется  ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7.  Определите тип химической связи: Н2,  Na,  KCl, HCl
Сверьте свои ответы с экраном (слайд 2).
.
Стадия «Осмысления».
1. Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 85 учебника. (Ученик читает).
  Из известных 114 химических элементов всего 22 приходятся на неметаллы.
Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы.
Учитель говорит: а) о важности элементов – неметаллов в жизни человека: воздух; состав органических веществ нашего организма и др.
  б) о разных физических свойствах неметаллов: агрегатное состояние, цвет и др. (учащиеся рассматривают рис. на стр.86 учебника; учитель демонстрирует  образцы веществ – неметаллов: сера, йод, красный фосфор, уголь, бром).
Учитель: среди НеМе есть 2-е группы, образованные только элементами – неметаллами, найдите их, укажите № группы. Как они называются? Почему?
Послушаем сообщения учащихся, которым было дано опережающее задание (об инертных газах рассказывает Тодосиенко Л.; о галогенах – Журавлёва М.).

Закрепление.
1.Сравните строение атомов НеМе иМе: составьте схемы  строения лития и фтора. (Работа в парах) (У доски 1 учащийся).  Вывод: НеМе – электроотрицательные элементы. (Что такое  «электроотрицательность»?).
2. Какая химическая связь в простых веществах – неметаллах?
Выполните задание: составьте электронные и структурные формулы хлора, кислорода, азота. (Работа в парах). (У доски 1 учащийся).
Учитель: у НеМе есть удивительное свойство – аллотропия. Что это такое?
 Для этого угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?
  Учащаяся (Ковалёва А.):  
 “…Внимание! Внимание! Внимание!
Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.
Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.
Ученица даёт определение аллотропии, а затем учащиеся читают определение аллотропии на стр.88 учебника и знакомятся с аллотропными видоизменениями кислорода, фосфора (слайды 3-5).
Учитель: есть ли аллотропия у металлов?
Сообщения учащихся по опережающему заданию о «оловянной чуме»: БутченкоА., ЛавреноваА., КовалёваА., РаткеЕ. (слайд 6).
Стадия «Рефлексия»
Итак, подведем итог:
1.  Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока?
(Ученики с места отвечают, одному учащемуся предлагается составить рассказ из этих слов и дать  самооценку своему ответу).
2. Обратим внимание на утверждения (карточка 1). Читаем каждое и ставим плюс или минус (в графе «в конце урока»).
3. Напишите синквейн на тему «Неметаллы» (используйте табл.3 на стр.91 учебника). Работаем в группах по 2-4 человека. Зачитать (слайд 7).
4.Отгадайте загадки о неметаллах и их аллотропных видоизменениях (слайд 8-9).
 Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке.
Сегодня я понял, что……
Теперь могу………..
Мне захотелось…….
Сегодня на уроке я работал на……….(поставь себе отметку).

Домашнее задание §15, упр. 1-5;
 Подготовить  (по желанию) сообщения на тему:а) ««Озоновые дыры»;
                                                                  б)  «Аллотропные водоизменения неметаллов».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Простые вещества-неметаллы »

Тема: «Простые вещества – неметаллы».

8 класс МБОУ СОШ №31 г. Новошахтинска

Учитель химии: Дёмина Вера Фёдоровна

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.

Задачи:

•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.

• развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;

• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы:

• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества – неметаллы»;

•образцы веществ-неметаллов для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, бром; •ряд электроотрицательности, ПСХЭ;

•инструктивная карта для каждого ученика.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации. При разработке урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и элементы технологии развития критического мышления.

Вступительное слово учителя о продолжении изучения темы «Простые вещества»,о работе на уроке в парах.

Стадия «Вызов».

1.Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место (к доске идет ученик, работает на обратной стороне доски).

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать.

Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg

2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера - а почему? Сера-это неметалл. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Простые вещества – неметаллы».

Цель урока: познакомиться с веществами – неметаллами; выявить различия между ними и металлами (слайд 1).

Для работы на уроке нам нужны: учебник, тетрадь, инструктивная карта.

На доске ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый…; аллотропия (к ним мы вернёмся в конце урока).

Учитель: «Что вы знаете о неметаллах?».

3. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет в графе «В начале урока» (карточка №1). Работа в парах (2 мин.).


В начале урока в конце урока

1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)

2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет)

3. Белый фосфор ядовит. (да)

4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да)

5. Инертные газы в реакции не вступают. (да)

6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет)

7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет)


Актуализация знаний.

А сейчас вспомним некоторые понятия о простых веществах - металлах, изученные на прошлом уроке, которые нам сегодня пригодятся. Закончите предложения (карточка №2).

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl

Сверьте свои ответы с экраном (слайд 2).

.

Стадия «Осмысления».

1. Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 85 учебника. (Ученик читает).

Из известных 114 химических элементов всего 22 приходятся на неметаллы.

Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы.

Учитель говорит: а) о важности элементов – неметаллов в жизни человека: воздух; состав органических веществ нашего организма и др.

б) о разных физических свойствах неметаллов: агрегатное состояние, цвет и др. (учащиеся рассматривают рис. на стр.86 учебника; учитель демонстрирует образцы веществ – неметаллов: сера, йод, красный фосфор, уголь, бром).

Учитель: среди НеМе есть 2-е группы, образованные только элементами – неметаллами, найдите их, укажите № группы. Как они называются? Почему?

Послушаем сообщения учащихся, которым было дано опережающее задание (об инертных газах рассказывает Тодосиенко Л.; о галогенах – Журавлёва М.).


Закрепление.

1.Сравните строение атомов НеМе иМе: составьте схемы строения лития и фтора. (Работа в парах) (У доски 1 учащийся). Вывод: НеМе – электроотрицательные элементы. (Что такое «электроотрицательность»?).

2. Какая химическая связь в простых веществах – неметаллах?

Выполните задание: составьте электронные и структурные формулы хлора, кислорода, азота. (Работа в парах). (У доски 1 учащийся).

Учитель: у НеМе есть удивительное свойство – аллотропия. Что это такое?

Для этого угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?

Учащаяся (Ковалёва А.):

“…Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.

Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.

Ученица даёт определение аллотропии, а затем учащиеся читают определение аллотропии на стр.88 учебника и знакомятся с аллотропными видоизменениями кислорода, фосфора (слайды 3-5).

Учитель: есть ли аллотропия у металлов?

Сообщения учащихся по опережающему заданию о «оловянной чуме»: БутченкоА., ЛавреноваА., КовалёваА., РаткеЕ. (слайд 6).

Стадия «Рефлексия»

Итак, подведем итог:

1. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока?

(Ученики с места отвечают, одному учащемуся предлагается составить рассказ из этих слов и дать самооценку своему ответу).

2. Обратим внимание на утверждения (карточка 1). Читаем каждое и ставим плюс или минус (в графе «в конце урока»).

3. Напишите синквейн на тему «Неметаллы» (используйте табл.3 на стр.91 учебника). Работаем в группах по 2-4 человека. Зачитать (слайд 7).

4.Отгадайте загадки о неметаллах и их аллотропных видоизменениях (слайд 8-9).

Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке.

Сегодня я понял, что……

Теперь могу………..

Мне захотелось…….

Сегодня на уроке я работал на……….(поставь себе отметку).


Домашнее задание §15, упр. 1-5;

Подготовить (по желанию) сообщения на тему:а) ««Озоновые дыры»;

б) «Аллотропные водоизменения неметаллов».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Простые вещества-неметаллы

Автор: Дёмина Вера Фёдоровна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства