kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: «Лекарство: вред или польза?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать предствавление о лекарствах как о химиотерапевтических препаратах, рассмотреть историю развития и общее предствавление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Лекарство: вред или польза?»»

Тема: «Лекарство: вред или польза?»

Эпиграф: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство.

Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством»

(Теофраст Парацельс).



Цель урока:

 Дидактическая:

- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

- выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

 Развивающая:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

  Воспитательная:

- показать практическое значение лекарственных препаратов;

- показать результаты работы медицинской химии как науки

Задачи урока:

- познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии, профессией фармацевт; 

-познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате бесконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Тип урока: урок новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский.

Формы организации: беседа, наблюдение, лабораторная работа, защита проектов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами; таблицы со структурными формулами аспирина, парацетамола, салициловой кислоты.

На доске план урока:

1. История развития лекарственных средств.

2. Общие представления о лекарствах.

3. Статистические данные о побочных эффектах медикаментов.

4.Лабораторная работа

5. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!

6.Профессии, связанные с созданием и продажей лекарственных препаратов.


Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

        - На протяжении нескольких уроков мы знакомились с вами с биологически активными соединениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека. Какие это соединения? (витамины, гормоны, ферменты).

        - Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой веществ, многие из которых хорошо вам знакомы из повседневной жизни. Они есть у нас дома, в школе…Выведите формулу вещества, которое по международной номенклатуре называется 2- ацетилоксибензойная кислота, если известно, что массовая доля углерода в нем равна 60%, водорода-4,4%, остальное приходится на кислород. Назовите вещество по тривиальной номенклатуре и класс соединений к которому оно относится.

Дано Решение

w(C)=60% w(O)=100-60-4,4=35,6%

w(H)=4,4% х:у:z=0,6/12:0,044/1:0,356/16

CxHyOz-? х:у:z=0,05:0,044:0,02225

х:у:z=0.05/0,02225:0,044/0,02225:0,02225/0,02225

х:у:z=2,247:1,98:1*4

х:у:z=9:8:4

С9Н8О4 , так как основа соединения -это бензойная кислота, то составляем формулу, у читывая заместитель во 2-м положении







учащиеся делают вывод, что это аспирин(ацетилсалициловая кислота), относится к лекарственным препаратам. Формулируют тему урока.


III. Изучение нового материала.

Учитель химии:

Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг. Народная медицина за многие поколения людей целительные силы нашла в растениях и отдельных тканях животных.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII век до н. э.) описывались лекарственные средства растительного происхождения (например, касторовое масло, которое и по сей день используется в медицинской практике). Немного истории и самые известные имена в медицине.


1. История развития лекарственных средств.

«История открытия лекарственных средств»(работа с презентацией)

        Химия должна помогать медицине в борьбе с болезнями. Однако эти науки прошли длинный и сложный путь развития, прежде чем им удалось добиться успеха в решении общих задач. Химия делала первые неуверенные шаги, когда медики уже располагали целым арсеналом сведений и наблюдений и часто довольно успешно справлялись с болезнями.

        Лекарства известны человеку с глубокой древности.        Великий древнегреческий врач Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) искал причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни, питании. Кроме того он описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют отцом медицины. Вы, наверное, слышали о клятве Гиппократа, которую дают врачи?!

        Древние медики утверждали о пользе лечения травами. Известно, что ученик Аристотеля – Феофраст занимался ботаникой и разводил целебные растения. Лечение вытяжками из растений и другими продуктами природного происхождения развивалось только путём опыта. Например, римский врач Клавдий Гален широко применял различные вытяжки из лекарственных растений, настаивая их на воде, уксусе, вине. Спиртовые вытяжки – экстракты и настойки находят применение и в современной медицине. До сих пор фармацевты их называют «галеновыми препаратами». Гален заложил основы современной науки – фармакологии.

Абу Али ибн Сина – Авиценна (980 – 1037 г.) – среднеазиатский медик эпохи Средневековья. Он описал большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения (например, камфора, препарат из белены и др.) и способы их приготовления, которые он описал в своих трудах: «Канон врачебной науки».

Луи Пастер (2 половина XIX века) – французский ученый, разработавший пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины (например, от оспы, кори, полиомиелита). В этом ему помогли труды английского врача Эдуарда Дженнера, который впервые привил оспу 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу

Вакцина – (с греч. «vaccina» - коровья) это жидкость, которая содержит в своем составе ослабленные микробы и их яды.

1909 г. Пауль Эрлих создал препарат сальварсан – средство против сифилиса. Он является основоположником химиотерапии, которая сейчас активно используется при лечении раковых опухолей.

1928 г. Александр Флеминг – открыл эру антибиотиков. Он впервые синтезировал антибиотик пенициллин из грибка рода Penicillum.

Наиболее активным антибиотиком этой группы является бензилпенициллин, который лечит такие опасные заболевания для человека как газовая гангрена, столбняк, пневмонию, менингит, гонорею, сифилис, дифтерию, сибирскую язву и многие другие инфекции.

Разработал методы получения обезболивающих препаратов из отечественного сырья Чичибанин.


         Но нельзя сказать, что вообще не было попыток теоретически осмыслить причины болезней и действие лекарств. В средние века алхимики неоднократно делали попытки вмешаться в медицину и часто врач и химик совмещались в одном лице. Например, швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541) удивительным образом сочетал в себе талантливого врача и алхимика. Он использовал для лечения больных минеральную воду, многие химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца и др. Парацельс заложил основы медицинской химии, открыл новое направление в науке. Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

        А что у нас, в России? Из древних рукописей известно, что в 1547 г. царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора составлял 7 докторов, 13 лекарей, 4 аптекаря и 3 алхимиста. Доктора и лекари определяли болезнь и способ её лечения, аптекари продавали простые лекарства и по указанию лекарей изготовляли сложные. Алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в проверке новых лекарственных средств. Через 100 лет название «алхимист» заменили на «химик».


2. Общие представления о лекарствах.( работа учащихся с учебником)

        - В настоящее время наука об изготовлении лекарств – фармакология – благодаря развитию химии, биологии и др. смежных наук бурно развивается. На витринах аптечных магазинов можно видеть большое количество различных лекарств. Для удобства применения лекарственных средств их изготавливают в различных формах: жидких (растворы, настои, отвары, настойки, микстуры), твёрдых (порошки, таблетки, капсулы), мягких (мази, пасты, суппозитории (свечи)).

        По форме действия лекарственные препараты бывают обезболивающими, противовоспалительными, противомикробными и др. О них мы поговорим подробно.

. Алкалоиды, их значение в медицине.

        - В начале 19 века были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения.

        Алкалоиды являются органическими основаниями, что и определило название этой группы веществ (от лат. аlkali – щёлочь и греч. eidos – вид).        Выделенные алкалоиды стали всё шире применяться в основном в качестве обезболивающих (анестезирующих) средств.

. Обезболивающие (анестезирующие) средства. Анальгетики

      - Анестезирующие вещества временно блокируют нервные окончания – рецепторы и поэтому применяются для обезболивания.

. Противомикробные препараты.

        - Антисептики – вещества, оказывающие противомикробное (фенол) и противовоспалительное (салициловая кислота) действие. Противомикробные средства делятся на 3 группы: дезинфицирующие, антисептические и химиотерапевтические.

        Дезинфекция – обеззараживание окружающей среды (помещений, одежды, предметов ухода и т.д.). К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, фенол, этанол, р-р аммиака, сулема (хлорид ртути) и др.

        Химиотерапевтические препараты избирательно воздействуют на микроорганизмы в органах и тканях, менее токсичны для организма. Основоположником химиотерапии (науки о лечении инфекционных, паразитарных заболеваний и опухолей лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток) является немецкий учёный Пауль Эрлих. В 1909 г. он получил соединение мышьяка – сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса, а в 1912 г. – неосальварсан (ещё более действенный и менее токсичный препарат). Идеи Эрлиха получили своё развитие в работах английского бактериолога Александера Флеминга, который в 1928 г. открыл пенициллин – группы антибиотиков грибка Penicillium. Это открытие стало триумфом учения об антибиозе – явлении антогонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий, грибков подавляют жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ – антибиотиков. (Сообщение учащегося об открытии пенициллина).

                Нужно помнить, что антибиотики – мощное оружие, и, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, снижают уровень иммунитета. Поэтому нельзя заниматься самолечением антибиотиками!

3.. Статистические данные о побочных эффектов медикаментов.

Убийственные лекарства: россияне умирают от побочных эффектов медикаментов.(Сообщение)

        По данным зарубежных исследований, даже в развитых странах осложнения лекарственной терапии развиваются у миллионов людей, а смертность в результате неблагоприятных побочных реакций выходит на 4-5 место после сердечно-сосудистых, онкологических, бронхо-лёгочных заболеваний и травматизма. На «лечение после лечения» в мире тратятся миллиарды долларов. По словам главы Росздравнадзора Николая Юргеля, в России дела обстоят не лучше.

        Расширение на российском фармацевтическом рынке ассортимента лекарственных средств с высокой биологической активностью и рост потребления медикаментов населением, повышение чувствительности пациентов к различным веществам, нерациональное назначение лекарственных средств, самолечение, применение некачественных препаратов только увеличивает риск нежелательных побочных эффектов от лекарств. В связи с этим Росздравнадзор принял решение о создании в нашей стране современной системы выявления неблагоприятных побочных эффектов от лекарств, анализа получаемых данных, последующей разработки мер профилактики осложнений и своевременного предоставления необходимой информации медицинским и фармацевтическим работникам. Уже начал работу Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств, основная задача которого – раннее выявление лекарственных осложнений и разработка мер  их предупреждения.

Учитель: к сожалению, с развитием общества, достижений в науке, количество болезней увеличивается. вирусы мутируют и поэтому постоянно нужно создавать новые лекарственные препараты для лечения населения. В наше время широко развивается фармацевтическая промышленность, количество рабочих мест увеличивается. Ребята. как называется ученый, которые создают новые лекарственные препараты?

Учащиеся: фармаколог.

Учитель:  Их часто путают с фармацевтами. На самом деле это две разные профессии. Фармаколог - архитектор, дизайнер лекарства. Он создает и испытывает новые препараты. А уж затем передает всю документацию на них фармацевту. А тот, точно строитель, по готовому плану воссоздает нужную структуру.

Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие.

Физминутка

IV. Закрепление.

Сейчас вам предлагается побыть фармацевтами. Сделать по плану анализ лекарственного препарата, рассказать о значении в жизни человека, на основе проделанных опытов сделать вывод о влиянии этого вещества на организм человека.

4.Лабораторная работа. "Анализ лекарственных препаратов".

(Техника безопасности)

1-я группа. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты
Условия выполнения работы:

1. В ступке растёрли таблетки каждого из этих лекарств. Перенесли в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. В каждую пробирку добавили немного воды, таблетки почти не растворились. На спиртовке нагрели пробирки до кипения, растворение порошков так и не произошло.
2. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного этанола. На спиртовке нагрели пробирки, наблюдаем растворение осадков. В этаноле лекарства растворяются лучше.
3. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного раствора NaOH, содержимое взболтали. Порошки растворились, так как происходит реакция, а образовавшиеся соли растворимы в воде.

4. В пробирки внесли по 0,1 г порошков, добавили немного воды, содержимое взболтали, добавили по несколько капель раствора FeCl3. В пробирках с салициловой кислотой и салолом окраска стала ярко-зелёной, так как они содержат фенольный гидроксид —ОН, который реагирует с FeCl3.

Ответ: Информационная карта ацетилсалициловой кислоты

характеристики

свойства соединения

систематическое название


другие названия


молекулярная формула


структурная формула


внешний вид, физические свойства


химические свойства


качественные реакции


применение




2 группа. Анализ лекарственных препаратов, производных фенола
Условия выполнения работы:

1. В ступке растёрли таблетки каждого из этих лекарств. В пробирки перенесли по 0,1 г порошка и добавили немного воды – порошки не растворяются. Нагрели пробирки в пламени горелки – растворимость не изменилась. 
2. В пробирки внесли по 0,1 г порошка и добавили немного этанола. Порошки не растворились. Внесли пробирки в пламя горелки и нагрели, наблюдаем растворение порошков. 
3. В пробирки внесли по 0,1 г порошка и добавили немного раствора FeCl3. В пробирке с парацетамолом раствор окрасился в ярко-зелёный цвет, так как произошла реакция за счёт —ОН группы.


Ответ:Информационная карта парацетамола


характеристики

свойства соединения

систематическое название


другие названия


молекулярная формула


структурная формула


внешний вид, физические свойства


химические свойства


качественные реакции


применение



Заполняют информационные карточки, делают вывод, исходя из опытов, о влиянии веществ на организм, оглашают результаты.

Учитель: конечно, любые лекарственные препараты. кроме лечебного действия еще оказывают и много побочных, поэтому употреблять лекарственные препараты необходимо руководствуясь следующими правилами: давайте их постараемся сформулировать самостоятельно.(ребята предлагают основные правила)

Памятка

Правильное использование лекарственных препаратов:

  • лечение препаратом должно быть назначено только врачом-специалистом согласно заболеванию больного;

  • нельзя заниматься самолечением;

  • принимать препарат строго по инструкции и согласно возрасту пациента;

  • при приеме некоторых лекарств нельзя употреблять в пищу определенные продукты, при приеме других необходимо увеличить количество питья;

  • нельзя использовать лекарственный препарат после истечения срока годности;

  • хранить лекарственные препараты нужно в местах, недоступных детям.

        Нужно помнить, что лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов: доза, режим приёма и способы применения, состояние организма, действие алкоголя, взаимное влияние препаратов друг на друга. Ведь лекарства это вещества, между которыми возможно взаимодействие (химическая реакция). Многие современные лекарства изготавливают на фармацевтических предприятиях путём различных реакций. Это ещё раз подчёркивает тесную связь химии, биологии, медицины.

Итоги урока. Заключительное слово учителя.

Что нового, интересного вы узнали на уроке?

- Какие главные правила нужно усвоить при приёме лекарств? (обратить внимание на эпиграф)

- Конечно, на одном уроке невозможно рассмотреть всё многообразие лекарственных средств. Более подробное знакомство с миром лекарств ждёт тех, кто в дальнейшем будет заниматься фармакологией и медициной. Но без знаний химии здесь не обойтись!

VI. Домашнее задание: стр.268-281;

VII. Комментирование оценок.

        Помните ребята, как сказал Парацельс: "Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарства".

Я вам желаю сделать правильный выбор своей профессии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: «Лекарство: вред или польза?»

Автор: Романченко Галина Юрьевна

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 648040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "Мое здоровье. Лекарства." "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-moie-zdorov-ie-liekarstva"
    ["file_id"] => string(6) "219096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434009520"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-sotsial-no-bytovoi-oriientirovki-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208012"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430728509"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок СБО по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-sbo-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218285"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433749750"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Интегрированный урок по биологии, химии и экологии "Химия. Человек. Здоровье" "
    ["seo_title"] => string(83) "intieghrirovannyi-urok-po-biologhii-khimii-i-ekologhii-khimiia-chieloviek-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "108714"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403811776"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему " Профилактика вредных привычек" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-profilaktika-vriednykh-privychiek"
    ["file_id"] => string(6) "101298"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства